Самостоятельно прочитайте материал: Раздел IV. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. Глава 16. Социализация (Андреева Г.М. Социальная психология)



 

Задание. Из списка ("Притчи") выберите один или несколько текстов и порассуждайте о смысле текста. Текст дан в виде монолога. Вам необходимо выстроить диалог (Вашу встречу с текстом, в результате которой появляется понимание). Обсудите в группе.

Притчи

«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою».

«Книга Притчей Соломоновых»

 

«Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся».

«Книга Притчей Соломоновых»

 

«Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака” (пустой человек), полежит синедриону  (верховному судилищу); а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной».

«Нагорная проповедь»

 

«…Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой…»

«Нагорная проповедь»

 

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

«Нагорная проповедь»

 

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «Дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

«Нагорная проповедь»

 

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

«Нагорная проповедь»

 

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

«Нагорная проповедь»

 

«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».

«Нагорная проповедь»

 

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

«Нагорная проповедь

Ознакомьтесь со статьёй.

Файзуллаева Е.Д., к.психол.н.

Образование как процесс суверенизации человека на этапе дошкольного детства

 

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «субъектность» и «суверенизация» в контексте современного дошкольного образования. Приведены примеры проявления субъектности человека на разных этапах детства и генезис суверенности человека на раннем этапе онтогенеза. Обсуждается проблематика гуманизации современного дошкольного образования в контексте решения «задач на значение», «задач на смысл», «задач на ценности» в процессах взаимодействия взрослого и ребёнка.

Ключевые слова: субъектность, суверенизация, антропологический подход, гуманизация дошкольного образования, «задачи на значение», «задачи на смысл», «задачи на ценности».

 

Образование как базовый процесс обучения, развития и воспитания человека всегда находится в центре внимания человечества, поскольку результаты этого процесса во многом определяют жизненные перспективы не только конкретного человека, но и всего человеческого сообщества. Узко определённые цели образования формулируются в виде знаний, умений, навыков, которые осваиваются человеком. Отсутствие целостного взгляда на человека определяет содержание и формы образовательной деятельности, которые сводятся к «тренировочным» формам некоторых тем, направлений педагогической деятельности, определённых образовательной программой конкретного образовательного учреждения. Альтернативой такому механистическому подходу является антропологический подход в образовании. Контекст такого подхода может быть определён тезисом В.И. Слободчикова: «Образование является всеобщей формой становления человека в пространстве культуры и времени истории, способом обретения человеком тех способностей, которые позволяют ему быть человеком, а часто и отстаивать свою человечность» [6, с. 4].

В рамках теории психологических систем (ТПС), разрабатываемой В.Е. Клочко, различаются «процесс онтогенетического развития», фиксирующий факты появления новообразований и «процесс становления “человеческого в человеке”». Процесс онтогенетического развития выявляет тенденции и направленность, скрытые в самом процессе развития [2, С.34]. Механизмом процесса становления “человеческого в человеке”» является самоорганизация суверенной личности или самоорганизация «совмещенных» (Выготский Л.С.) психологических систем (мать и дитя, детско-взрослая общность). В связи с этим появляется понимание человека как «сложной, самоорганизующейся системы, т.е. системы, порождающей психологические новообразования и опирающейся на них в своем самодвижении» [там же, С.101]. Процесс становления определяется как переход возможности в действительность. В этом процессе возможности ребёнка усиливаются возможностями взрослого, что и представляет собой развивающуюся совмещенную систему (Клочко В.Е.) [2].

Выделим, на наш взгляд, два важных тезиса в понимании “человеческого в человеке”. Первый: “Человеческое в человеке” определено наличием сознания. Человек – это существо сознательное, способное отдавать себе отчёт о самом себе (т.е. рефлексивное), и деятельное (способное к осознанному преобразованию некоей реальности) [5; 6]. Второй: “Человеческое в человеке” – это ценностно-смысловой мир человека с его подвижной, открытой в окружающую среду (природную, социальную, культурную) границей, где степень открытости означает степень психологического здоровья всей системы [2].

В связи с этим актуализируется вопрос гуманизации пространств, форм, содержания жизнедеятельности человека [2; 6; 7; 8; 9]. Сфера образования является одним из таких пространств, в которое человек включен уже на раннем этапе онтогенеза. Обобщённое понимание гуманизации образования выражается в направленности на создание таких условий, которые способствовали бы появлению субъектной позиции всех участников образовательного процесса или в становлении субъектности людей этой практики.

Философское понимание данной категории сводится к фокусу «самости человека» и его способности изменяться, изменяя мир. Субъектность – это интегративное качество человека и заключается в его способности быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать свои цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстаивать свои действия и оценивать их в соответствие с задуманным планом. В это качество заложены такие характеристики, как сознательность (осмысленность) и деятельность (активность) (С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. И. Исаев, В. Е. Клочко) [2; 5; 6]. При этом субъектность взрослого в образовании определяется его активной и ответственной позицией в передаче культурного наследия человечества ребёнку посредством организации познавательной деятельности ребёнка по его освоению. Субъектность ребёнка в образовании определяется его активностью в освоении культуры, в приобретении и расширении опыта, направленностью на познание мира и себя в нём при участии взрослого в качестве посредника между миром ребёнка и культурой.

Определение взрослого и ребёнка в качестве субъектов образования показывает, с одной стороны, их взаимосвязность, с другой – самостоятельность. Формами подобной (амбивалентной) связи выступают совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка, определяющие процессы самоорганизации и саморазвития.

В таблице 1 нами представлены признаки субъектности ребёнка в разные возрастные периоды.

Таблица 1.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!