Ность неавтоматизированно управлять движениями в процессе питательной деятельности. 12 страница
Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элемен-
84
тов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимальною функционального состояния организма и психики ребенка.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.
В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»).
Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.
|
|
Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования- соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.
При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых черт личности.
|
|
85
Итак, применяя указанные выше методы обучения детей различным движениям, мы опираемся на их чувственные восприятия (первую сигнальную систему), на мыслительную деятельность (вторую сигнальную систему) и на практическую деятельность (выполнение конкретных упражнений).
В практической работе с детьми методы обучения переплетаются.
Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность — восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, в другом — слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей— самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.
Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.
|
|
Методические приемы обучения детей движениям.
Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.
В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой — сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.
При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, 'например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.
|
|
В таком случае воздействие по преимуществу только на органы внешних чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же
86
время обедняет необходимое умственное напряжение, не упражняет его мысль, не способствует сознательному запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его произвольного выполнения в дальнейшем.
Однако и преимущественное использование только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движении, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-обратного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.
Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в Правильной, четкой, красивой демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий — кино, фотографий, картин и т. п. Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца- дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена. Кроме того, предметы дают возможность ребенку почувствовать и осознать сделанную им ошибку, в данном случае если он коснется носком ноги ворот-пси «охранение в сознании задания воспитателя «не задеть воротца» снизывается с кожно-мышечным ощущением при совершении ошибки, и ребенок сам определяет неправильность своего движения.
Основой этого самоконтроля является взаимосвязанная деятельность первой и второй сигнальных систем.
Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса). Однако такая помощь воспитателя должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического -стереотипа. В дальнейшем навык закрепляется с помощью словесных указаний.
87
Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.
Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условнорефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку — способность уложить свои движения во Бремени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Определенная метроритмическая пульсация вызывает согласованную реакцию всего организма, его единое дыхание и связанное с этим эмоционально-положительное настроение. Ритм в любой деятельности человека сохраняет его жизнеспособность, содействует экономии сил. Ритм выполнения физических упражнений служит выработке у детей экономных движений; воспитывает спокойную манеру держаться, ходить, действовать.
Следует подчеркнуть, что выполнение движений с музыкальным сопровождением должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменял» характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей. Только при соблюдении этих требований музыка сохраняет свое эстетическое значение. Нередко в детских садах в целях регуляции темпа и ритма движений воспитатель, не владеющий музыкальным инструментом, пользуется бубном, что в достаточной степени оправдано. Кроме того, для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения, («К нам на длинной тонкой ножке скачет дождик по дорожке...») и другие тексты, привлекающие детей своим шутливым содержанием и ритмом.
Итак, указанные наглядные приемы содействуют правильному восприятию и представлению ребенка о движении, большей широте чувственного познания, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка.
Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у 'них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необ-
88
ходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр, или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и 1. п.
Кроме того, словесные приемы заключаются также в четкой; эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком на ширину плеч-ставь!» Или для окончания движения: «На месте — стой!». «Раз, два, три — беги!» и т. д. Все это требует различной интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.
Сочетание рифмованных, своеобразных текстов, их музыкальность и ритмичность вызывают эмоциональный отклик у детей, легко запоминаются ими и впоследствии используются в самостоятельных играх. Фольклор воспитывает эстетические чувства и вкус детей, любовь к русскому слову, поэтизирует персонажей игры.
К словесным приемам, помимо перечисленных, относится образный сюжетный рассказ. Он применяется в целях развития образной выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ представляет краткое образное описание жизненного или сказочного сюжета подвижной игры. Практически он аналогичен краткому рассказу, сказке (2—3 мин.), вызывающим у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всей ситуации игры и действий, стимулирующее детей к эмоциональному воспроизведению сюжета игры, к воплощению ее игровых образов. Вместо обычного однотипного объяснения игры, распределения ролей и указания места действия (что уместно в игре несюжетной) воспитатель раскрывает сюжет игры и ее правила в кратком образном рассказе. Например, игру «Коза, козлята и волк» воспитатель начинает так: «Жила-была большая белая коза-мама с красивыми крутыми рогами и добрыми серыми глазами. У нее были маленькие детки-козлятки...» и т. д. Такой прием вызывает у детей эмоции, работу воображения, уточняет представления, побуждает воспроизвести всю ситуацию в действии, стимулирует образность движений.
89
Сюжетный рассказ может быть использован в различных возрастных группах, изменяясь по характеру изложения.
В подвижных играх нередко встречаются тексты, в соответствии с которыми развертывается содержание игры. Например, в младшем группе в игре «Зайки» воспитатель говорит текст:
Зайки белые сидят
И ушами шевелят.
Вот так, вот так,
Все ушами шевелят
Дети выполняют называемые им движения и действуют в соответствии с текстом (двигают руками возле головы).
Все указанные словесные приемы направлены на воспитание сознательного отношения ребенка к своей двигательной деятельности. Они используются воспитателем с учетом имеющегося у детей душного возраста жизненного опыта, общего кругозора, .1 также индивидуальных особенностей.
Целесообразное сочетание наглядных и словесных приемов при обучении детей, их взаимосвязь обеспечивают, с одной стороны, конкретность и образность восприятия и воспроизведения движений, а с другой — осознанность детьми выполняемых двигательных заданий — их содержании и последовательности всех элементов каждого двигательного действия. «Воспроизводить можно только то, что понято. Главную роль играет смысл слышанного», — подчеркивает И. М. Сеченов.
Практическая деятельность детей. В процессе обучения детей двигательным действиям решающую роль в усвоении правильных приемов движений играет практическая деятельность детей.
Выполняя по заданию воспитателя какое-либо движение, упражняясь в нем, ребенок воспроизводит его не механически: он понимает поставленную пород ним задачу, осмысливает содержание упражнения, запоминает последовательность составляющих его элементов. Все это осуществляется с различной степенью умения в связи с возрастом, уровнем развития двигательных навыков. При этом и характер руководства воспитателя будет различным в зависимости от возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей.
Организуя практическую деятельность детей, воспитатель регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Он пользуется различными наглядными, словесными, игровыми приемами, ставит перед детьми задания па соревнование, предусматривая совершенствование их движений и развитие физических способностей, воспитание положительных эмоций и морально-волевых качеств.
В процессе обучения ребенок овладевает на каждом возрастном этапе все большими знаниями и практическими уме-
90
ниями, лучше осмысливает задачи и содержание физических упражнений, последовательность их элементов. При этом и характер руководства воспитателя будет различным. В связи с этим усиливается самостоятельность движений, находчивость в применении приобретенных навыков в игровой и жизненной обстановке.
§ 5. УЧЕТ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Процесс формирования правильных двигательных навыков у детей дошкольного возраста представляет собой фундамент для дальнейшего развития и совершенствования их в школьные годы.
Физиологической основой формированиядвигательных навыков является образование системы временных связей в коре больших полушарий мозга, динамического стереотипа. В этом закономерном процессе различаются три стадии.
I стадия —формирования первоначального умения —короткая
по времени, когда дети знакомятся с новым движением, характерна широким иррадиированием процесса возбуждения в коре
головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения.
В связи с ушм у детей наблюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускулатуры, наличие лишних движений, неточности в пространстве и но времени.
Это происходит вследствие распространившегося иррадиирующего процесса возбуждения и на другие центры двигательного анализатора.
II стадия — более продолжительная по времени. Ома отличается процессом специализации условного рефлекса. На протяжении этой стадии развития навыка у детей в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений посте-
пенно улучшается. Это происходит в силу уточнения отдельных
двигательных рефлексов и всей их системы в целом.
Вторая стадия характерна постепенным развитием внутреннего дифференцировочного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышением роли второй сигнальной системы. В связи с этим ребенок проявляет большую осознанность задач и собственных действий.
Однако образование двигательных навыков на данной стадии происходит волнообразно. Это выражается в попеременном улучшении или ухудшении действий. Исследования показывают, что в процессе общего прогресса качества двигательного действия во время обучения такие колебания в движении бывают характерны для начала обучения. По мере все большего уточнения и совершенствования двигательных умений в коре головного
91
мозга образуется сложная система временных связей — динамический стереотип.
III стадия — стабилизациянавыка, упрочение динамического •стереотипа, соответствующего основному варианту действия. Ребенок ужо овладевает навыком. Движения его делаются произвольными, экономными, свободными, достаточно точными, при ведущей роли второй сигнальной системы. Он самостоятельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной задачи, может применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации (игровой и жизненной). Кроме того, на этой стадии развития навыка вырабатываются дополнительные двигательные реакции в соответствии с различными вариантами техники движения.
Создание условий, необходимых для образования двигательных навыков.Успешность усвоения детьми необходимых знаний и двигательных навыков во многом зависит от организации условии, в которых происходит обучение. Известно, что обучение представляет собой процесс образования условнорефлекторных временных связей в коре больших полушарий, ведущий к образованию динамического стереотипа-
Обучение требует умственного, физического и волевого, посильного ребенку, напряжения при выполнении им двигательного задания, поэтому необходима спокойная обстановка. В благо-- приятных условиях внешней среды образование у детей условных рефлексов протекает естественно, закономерно.
Павловская физиология указывает, что образование новых временных связей происходит эффективно, когда кора больших полушарий мозга свободна от посторонних раздражений извне, т. е. когда ничто не отвлекает внимания ребенка во время обучения (неожиданное появление кого-либо в комнате, стук, пение за стеной и т. п.). Следовательно, в условиях, обеспечивающих сосредоточенность внимания и восприятия детей, обучение дает наиболее эффективные результаты.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!