В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 55 страница



Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (от 26 августа 1946) требовало запретить постановки театрами пьес буржуазных авторов, объявленные «предоставлением советской сцены для пропаганды реакционной буржуазной идеоло­гии и морали».

Постановления «О кинофильме "Большая жизнь"» (от 4 сентября 1946), «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» (от 10 февраля 1948) давали уничижительные оценки творчеству режиссеров Л. Л у кона, С. Юткевича, А.Довженко, С. Герасимова; композиторов В. Мурадели, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, В. Шебалина. Им вменялись в вину безыдейность творчества, искажение советской действительности, за­искивание перед Западом, отсутствие патриотизма. С. Эйзенштейна обвиняли в том, что он «обнаружил невежество в изображении исто­рических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ива-

401


на Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клус-Клана»; создателей «Великой дружбы» — за то, что они пред­ставили грузин и осетин врагами русских в 1918—1920 гг., в то время как «помехой для установления дружбы народов в тот период на Се­верном Кавказе являлись ингуши и чеченцы».

В 1947 г. для повсеместной кампании по искоренению низкопок­лонства было решено использовать «дело» члена-корреспондента Ака­демии медицинских наук Н. Г. Клюевой и ее мужа профессора Г. И. Роскина, предложивших опубликовать в США параллельно с со­ветским изданием книгу «Биотерапия злокачественных опухолей» (вы­пушена в Москве в 1946 г.; в США к изданию не принята). Кампания долго и тщательно готовилась. В феврале этот факт стал предметом обсуждения с участием Сталина и Жданова. В мае Сталин апробиро­вал основные идеи закрытого письма по этому поводу в партийные организации в беседе с писателями А. Фадеевым, Б. Горбатовым, К. Симоновым. Он сетовал, что у наших интеллигентов среднего уров­ня «недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чув­ствуют себя еще несовершеннолетними, не стопроцентными, при­выкли считать себя на положении вечных учеников. Эта традиция от­сталая, она идет от Петра».

В июне 1947 г. в Министерстве здравоохранения СССР проведен «суд чести» над Клюевой и Роскиным, со всеми атрибутами — члена­ми суда, выступлением главного обвинителя, показаниями свидете­лей, попытками обвиняемых оправдаться. И вынесен приговор: обще­ственный выговор. Тогда же начаты съемки фильма «Суд чести» (вы­пущен на экраны в январе 1949). О серьезности подхода к кампании свидетельствовали наказания главным виновникам. Академик В. В. Ларин, возивший рукопись в США во время командировки и предлагавший ее издание, был осужден на 25 лет за «шпионаж». Ми­нистр здравоохранения Г. А. Митерев смещен со своего поста.

17 июня 1947 г. парторганизациям страны направлено закрытое письмо ЦК ВКП(б) «О деле профессоров Клюевой и Роскина». Их антипатриотический и антигосударственный поступок был усмотрен в том, что, якобы движимые тщеславием, честолюбием и преклоне­нием перед Западом, они поторопились оповестить о своем открытии весь мир, передав в американское посольство при помощи шпиона Парина рукопись своего труда. ЦК констатировал, что «дело» свиде­тельствует о серьезном неблагополучии в морально-политическом состоянии интеллигенции, работающей в области культуры. Корни подобных настроений виделись в пережитках «проклятого прошлого» (русские-де всегда должны играть роль учеников у западноевропейс­ких учителей), во влиянии капиталистического окружения на наиме­нее устойчивую часть нашей интеллигенции. Особую опасность такие настроения представляли тем, что агенты иностранных разведок уси-

402


ленно ищут слабые и уязвимые места и находят в среде интеллиген­ции, зараженной болезнью низкопоклонства. В противовес интелли­генции рабочие, крестьяне и солдаты изображались как умеющие постоять за интересы своего государства. Письмо заканчивалось пред­ложением создавать «суды чести» по всем аналогичным проступкам. Они были созданы во всех научных, учебных заведениях, в государ­ственных учреждениях, министерствах, творческих союзах по всей стране и действовали на протяжении двух лет.

Следствием политики изоляции, направленной на устранение потенциально возможного воздействия со стороны капиталистичес­кого мира на советских граждан, стал выпущенный 15 февраля 1947 г. Указ «О воспрещении регистрации браков граждан СССР с иност­ранцами» (отменен в сентябре 1953).

Дискуссии по истории буржуазной философии и экономике. В 1947 г. проведены две дискуссии (первая в январе, вторая в июне) по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии» (М., 1946), которая была связана не столько с выяснением философских истин, сколько с борьбой в ЦК за важный пост начальника Управле­ния пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), занимаемый автором учебни­ка. Книга подвергалась критике за объективизм, терпимость к идеализ­му и декадентству, за отсутствие полемического задора в критике фило­софских противников. Осуждение «беззубого вегетарианства» настраивало ученых на более решительные наступления на философском фронте и беспощадную борьбу с буржуазным объективизмом. От руководства Управлением ЦК автор был освобожден. Правда, это не помешало ему стать директором Института философии АН СССР. В мае 1947 г. состоя­лась дискуссия по книге Е. С. Варги «Изменения в экономике капита­лизма в итоге Второй мировой войны» (М., 1946). Особой критике в книге академика подверглись положения глав «Возросшая роль государ­ства в экономике капиталистических стран» и «Регулирование хозяй­ства и бесплановость в капиталистических странах во время войны».

Как научная и политическая ошибка Варги расценивался его вы-нод о возможности функционирования на Западе «организованного кппитализма». Если в прошлом эффективность регулирования не при­пивалась для мирного времени, то теперь она трактовалась как невоз­можная в годы войны. Критиковались места в книге, посвященные прогрессу производительных сил капитализма: в этом усматривался достойный осуждения «технико-экономический уклон». Тональность критики быстро повышалась — от обвинений в «недопонимании» до ирлыка «агента». Уничижительной оценке анализ Варги удостоен со пороны Н. А. Вознесенского. «Рассуждения некоторых теоретиков, гчитаюшихсебя марксистами, о "решающей роли государства в воен­ном хозяйстве капиталистических стран", — писал он, — являются пустяками, не заслуживающими внимания». Результатом «дискуссии» стало состоявшееся осенью 1947 г. решение о закрытии возглавляемо-

403


го Е. С. Варгой с 1927 г. Института мирового хозяйства и мировой политики.

Философская и экономическая дискуссии 1947 г. стали предвест­никами ужесточения идеологического контроля и в других областях науки, а также тщетности надежд на расширение научных контактов с зарубежными коллегами, свободы дискуссий и мнений, общей пос­левоенной либерализации. Навязывание идеологических догм отрица­тельным образом сказывалось на развитии не только гуманитарных наук, но и естествознания. Монопольное положение в агробиологии, занятое группой академика Т. Д. Лысенко, привело к отстранению от работы многих его оппонентов — генетиков, физиологов, морфоло­гов, почвоведов, медиков. Реакционной лженаукой назвали киберне­тику. Порой даже утверждалось, что она необходима империалистам США для разжигания Третьей мировой войны.

В конце 1948 г. началась подготовка всесоюзного совещания заве­дующих кафедрами физики — для исправления упущений в науке в соответствии с духом времени: физика-де преподавалась в отрыве от диамата, учебники излишне пестрят именами иностранных ученых. В декабре создан Оргкомитет. После успеха Лысенко в разгроме «вей­сманизма-морганизма-менделизма» на августовской (1948) сессии ВАСХНИЛ выдвигались идеи разгромить в физике «эйнштейнианство». Издан был сборник статей «Против идеализма в современной физи­ке», в котором атаковались советские последователи А. Эйнштейна. Среди них значились Л. Д. Ландау, И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон. Я. Б. Зельдович, В. Л. Гинзбург, А. Ф. Иоффе и многие другие. Пагуб­ность назначенного на 21 марта 1949 г. совещания физиков скорее всего была осознана в комитете, ведущем работы по атомной пробле­ме. На одном из совещаний в начале 1949 г. Берия поинтересовался у Курчатова, правда ли, что теория относительности и квантовая меха­ника — это идеализм и от них надо отказаться. Курчатов ответил: «Если от них отказаться, придется отказаться и от бомбы». Берия сразу же отреагировал, что самое главное — бомба, а все остальное — ерунда. Видимо, он поделился своей тревогой со Сталиным: совещание было отменено. Таким образом, «бомба спасла физиков». По позднейшим оценкам, если бы совещание состоялось, то наша физика была бы отброшена на 50 лет назад — к доквантовой эре, а многие ведущие ученые были бы объявлены космополитами. Тем не менее борьба с «физическим идеализмом» и «космополитизмом» на этом не закончи­лась, она продолжалась до середины 50-х годов.

Дискуссии о патриотизме и космополитизме. Основой долговре­менной пропагандистской кампании по воспитанию народов СССР в духе советского патриотизма стали положения выступления И. В. Ста­лина на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 г. В знаменитом тосте «За здоровье русского наро­да» в сущности признавалось, что победа достигнута не только за сче'1

404


преимуществ социалистического строя, «морально-политического единства советского народа», но прежде всего за счет патриотизма русского народа. В этом выступлении Сталин провозгласил, что рус­ский народ «является наиболее выдающейся нацией из всех наций, иходящих в состав Советского Союза», что он заслужил в войне «об­щее признание как руководящей силы Советского Союза». Отмечены Пыли не только «ясный ум» народа, но и такие его качества, как стойкий характер и терпение, доверие правительству в моменты отча­янного положения, готовность идти на жертвы.

Политика и патриотическое воспитание с опорой на эти качества тлили определенную опасность окрашивания их в цвета русского на­ционализма и великодержавия. Некоторые усматривали проявление национализма уже в самом сталинском тосте, выделявшем в много­национальном советском народе только одну «выдающуюся» нацию. 'Ото не могло не вызывать обеспокоенности за будущность нацио­нального развития у представителей других народов страны. К приме­ру, участник приема в Кремле И. Г. Эренбург был так поражен и раз­досадован тостом, что не смог сдержать слез.

Руководители пропагандистского аппарата старались не допустить кривотолков в понимании сталинского тоста. Передовые статьи «Прав­ды» и других изданий разъясняли, что «патриотизм советского, рус­ского народа ничего общего не имеет с выделением своей нации как "избранной", "высшей", с презрением к другим нациям». Утвержда­лось, что русскому народу, «старшему и могучему брату в семье совет­ских народов, довелось взять на себя главную тяжесть борьбы с гитле­ровскими разбойниками, и он с честью выполнил эту свою великую историческую роль. Без помощи русского народа ни один из народов, иходящих в состав Советского Союза, не смог бы отстоять свою свободу и независимость, а народы Украины, Белоруссии, Прибалтики, Мол-давии, временно порабощенные немецкими империалистами, не могли Г)ы освободиться от немецко-фашистской кабалы».

Вслед за этими интерпретациями давались установки: «Партий­ные организации обязаны широко пропагандировать замечательные традиции великого русского народа как наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав СССР. Партийные организации дол­жны разъяснять, что сталинская оценка русского народа как выдаю­щейся нации и руководящей силы Советского Союза среди всех наро­дов нашей страны является классическим обобщением того истори­ческого пути, который прошел великий русский народ». Требовалось шкже разъяснять, что «история народов России есть история преодо­ления... вражды и постепенного их сплочения вокруг русского наро­да», а освободительная миссия русского народа, его руководящая роль шключаются только в том, чтобы «помочь всем другим народам на­шей страны подняться в полный рост и стать рядом со своим старшим ирлтом — русским народом».

405


Победа в войне позволяла по-новому оценить значение русской культуры для культуры других народов СССР и мировой. Вызвано это было не только тем, что советские ученые и деятели культуры внесли огромный вклад в усилия Красной Армии по разгрому Германии и тем самым отвели угрозу истребления гитлеровцами всех многовеко­вых завоеваний человеческой культуры. Другим фактором, способство­вавшим переоценке русской культуры, было стремление противопо­ставить ее достижения в России и СССР культуре Запада, представле­ние о высоком уровне которой в ее повседневных проявлениях могли составить многие миллионы побывавших за годы войны в Европе и возвратившихся домой после победы советских людей.

Молотов, вероятно, хотел, более чем кто-либо, быть уверенным в правоте своих слов, когда 6 ноября 1947 г. говорил: «Наемные буржуаз­ные писаки за рубежом предсказывали во время войны, что советские люди, познакомившись в своих боевых походах с порядками и культу­рой на Западе и побывав во многих городах и столицах Европы, вернут­ся домой с желанием установить такие же порядки на Родине. А что вышло? Демобилизованные... взялись с еще большим жаром укреп­лять колхозы, развивать социалистическое соревнование на фабриках и заводах, встав в передовых рядах советских патриотов». Признавая, что «у нас еще не все освободились от низкопоклонства и раболепия перед Западом, перед западной культурой», он вдохновлялся сам и пытался вдохновить слушателей сталинскими «историческими слова­ми»: «Последний советский гражданин, свободный от цепей капита­ла, стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства».

Исторический оптимизм советского человека власти стремились питать не только героизмом свершений советского периода истории, но и всей многовековой культурой страны. Прославления ее деятелей, с именами которых связывались «великие вклады в мировую науку, выдающиеся научные открытия, составляющие важнейшие вехи раз­вития современной культуры и цивилизации», начались на заключи­тельном этапе войны и были с новой силой продолжены после ее окончания. В приветствии, которое направили 16 июня 1945 г. в адрес Академии наук СССР в связи с ее 220-летием СНК СССР и ЦК ВКП(б), говорилось: «Советский народ по праву гордится основопо­ложником русской науки Ломоносовым, гениальным химиком Мен­делеевым, великими математиками Лобачевским, Чебышевым и Ля­пуновым, крупнейшим геологом Карпинским, всемирным географом Пржевальским, основателем военно-полевой хирургии Пироговым, великими новаторами-биологами Мечниковым, Сеченовым, Тими­рязевым и Павловым, замечательным преобразователем природы Мичуриным, искусным экспериментатором-физиком Лебедевым, создателем радиосвязи Поповым, основоположниками теории совре­менной авиации Жуковским и Чаплыгиным, выдающимися лвигате-

406


лями русской революционной мысли — Белинским, Добролюбовым, Чернышевским, великим пионером марксизма в нашей стране — Плехановым».

2 января 1946 г. П. Л. Капица направил Сталину письмо, в котором сетовал, что мы «мало представляем себе, какой большой кладезь творческого таланта всегда был в нашей инженерной мысли. В особен­ности сильны были наши строители». Рекомендуя к изданию книгу Л. И. Гумилевского «Русские инженеры» (издавалась в 1947 и 1953), он утверждал: «Большое число крупнейших инженерных начинаний за­рождалось у нас», «мы сами почти никогда не умели их развивать (кроме как в области строительства)», «причина неиспользования новаторства в том, что обычно мы недооценивали свое и переоцени­вали иностранное». Недооценку своих и переоценку заграничных сил, излишнюю скромность высоко ценимый Сталиным ученый называл недостатком еще большим, чем «излишняя самоуверенность». Капица предлагал дополнить книгу рассказами о таких чрезвычайно крупных инженерах-электриках, как Попов (радио), Яблочков (вольтова дуга), Лодыгин (лампочка накаливания), Дол и во-Добровольский (перемен­ный ток) и др.

Все это находилось у истоков антизападнической кампании, в которой пропагандировалась концепция исторического приоритета нашей страны во всех важнейших областях науки, техники, культуры. Известные перегибы в этой пропаганде, стремление объявить дети­щем русских талантов почти любое изобретение, от велосипеда до самолета, давали поводы для шуточных заявлений вроде «Россия — родина слонов».

Однако и послевоенные проявления «националистического нэпа» власти стремились держать в определенных рамках. Получив в июле 1947 г. записку А. А. Жданова с материалами к проекту новой Програм­мы партии, Сталин против слов: «Особо выдающуюся роль в семье советских народов играл и играет великий русский народ... он по пра­ву занимает руководящее положение в советском содружестве наций» — написал выразительное: «Не то». Вскоре вновь прозвучали жесткие требования: не допускать ошибочного понимания, игнорирования классового содержания советского патриотизма; сползания на пози­ции квасного патриотизма. «В основе таких ошибок, — указывалось в редакционной статье "Против объективизма в исторической науке" (Вопросы истории. 1948. № 2), — лежало стремление приукрасить ис­торию». Не менее опасными и вредными квалифицировались также ошибки, идущие по линии очернения прошлого, преуменьшения роли русского народа в мировой истории. Подчеркивалось, что «всякая не­дооценка роли и значения русского народа в мировой истории непос­редственно смыкается с преклонением перед иностранщиной. Ниги­лизм в оценке величайших достижений русской культуры, других на­родов СССР есть обратная сторона низкопоклонства перед буржуазной

407


культурой Запада». Таким образом, известный баланс в отношении уклонов в национальном вопросе восстанавливался.

В этой связи несправедливой критике подверглись работы акаде­мика Е. В. Тарле за «ошибочное положение об оборонительном и спра­ведливом характере Крымской войны», оправдание войн Екатери­ны II «тем соображением, что Россия стремилась якобы к своим есте­ственным границам»; за пересмотр характера похода в Европу в 1813 г., «представив его таким же, как освободительный поход в Европу Со­ветской Армии». Осуждались «требования пересмотреть вопрос о жандармской роли России в Европе в первой половине XIX в. и о царской России как тюрьме народов», попытки поднять на шит как героев русского народа генералов М. Д. Скобелева, М. И. Драгомирова, А. А. Брусилова. Как недопустимый объективизм в науке осуждены предложения о замене «классового анализа исторических фактов оцен­кой их с точки зрения прогресса вообще, с точки зрения националь­но-государственных интересов». Историкам напоминалось, что все эти «ревизионистские идеи» осуждаются Центральным Комитетом партии.

Ярким примером критики будто бы ошибочного понимания со­ветского патриотизма, игнорирования его классового содержания была критика произведений А. Т. Твардовского тогдашними литературове­дами и литературным начальством. 20 декабря 1947 г. была опублико­вана статья главного редактора «Литературной газеты» В. В. Ермилова о книге Твардовского «Родина и чужбина». Раздумья знаменитого пи­сателя о войне, природе патриотизма; о свойствах и качествах народа, проявленных в годы бедствий, были охарактеризованы как «фальши­вая проза», «попытка поэтизировать то, что чуждо жизни народа».

Влиятельный критик Д. С. Данин разглядел в книге «русскую на­циональную ограниченность прозы Твардовского», которая «нисколько не лучше, чем азербайджанская, якутская, бурят-монгольская огра­ниченность». Глядя в корень явления, он увидел там «некоторые на­кладные расходы войны, которые сейчас возможно быстрее надо лик­видировать» и начать вновь осознавать себя передовыми людьми чело­вечества, «не думать о нашей национальности в узком, ограниченном смысле этого слова», воспринимать слово «советский» «новой, широ­кой национальностью». В «Василии Теркине» Данин обнаружил те же пороки — любование литературного героя своим маленьким мирком, отсутствие признаков интернационализма, национальную ограничен­ность. Вспомнив стихи Михаила Светлова, в которых герой Граждан­ской войны поет: «Я рад, что в огне мирового пожара мой маленький домик горит», Данин заключил: «Если Твардовский будет этому радо­ваться, мы будем радоваться вместе с ним».


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!