В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 13 страница



В своих взглядах на культуру В. И. Ленин продолжал линию рос­сийской революционной эстетики. Он полагал, что искусство призва­но отражать жизнь с позиций определенных классов, способствовать изменению отживших порядков. С этой точки зрения вождь и литера­туру, и другие виды художественного творчества рассматривал как часть «общепролетарского дела» борьбы против буржуазии и помещи­ков. А поскольку интересы рабочих и капиталистов несовместимы, то из прошлого необходимо брать лишь «освободительные элементы куль­туры», связанные с творчеством и деятельностью революционеров.

Опираясь на такой подход, Ленин сформулировал теорию «двух культур», существующих в каждой национальной культуре. Он выде­лял, с одной стороны, «буржуазную», «помещичью», с другой — «про­летарскую культуру». Из этого следовал вывод, что само понимание единой национальной культуры -— ложное, национальной же культу­ры не существует. Причем непролетарскую культуру он ставил в ка­вычки, отказывая ей в праве считаться таковой. При этом «реакцион­ная» культура, по Ленину «помещичья», «буржуазная», «черносотен­ная», — национальна, а «прогрессивная» культура пролетариата — интернациональна.

В ленинском подходе всей культуре, за вычетом пролетарской, объявлялась «беспощадная», «непримиримая» борьба. Ленин гордился тем, что великорусская нация дала «человечеству великие образцы борьбы за свободу и социализм», т.е. культуру он приравнивает к борьбе. Такой методологический подход ставил перед победившей больше­вистской властью практически неразрешимую задачу: из всей дорево­люционной культуры предстояло «вырезать» ее пролетарские части, подавив при этом непролетарские. Учитывая незначительный удель­ный вес пролетариата и «социалистической интеллигенции» (глав­ным образом профессиональных революционеров) в социальной и политической структуре России, можно объяснить и понять, почему новая власть столь широко применяла методы принуждения и наси­лия при создании «социалистической культуры». А ленинскому взгля­ду противостояло общедемократическое толкование культуры как об­ласти свободного духовного творчества, не ограниченного рамками партийной идеологии и тем более не подчиненного какой-либо партий­ной организации и ее дисциплине.

Большевистские взгляды на дореволюционную культуру имели определенную почву для распространения в связи с тем социокуль­турным расколом русского общества, который в начале XX в. стал осознаваемой всеми реальностью. С одной стороны, утонченная, ев-

98


рппеизированная культура элиты (дворянство, буржуазия, интелли­генция), с другой — бескультурная, забитая, неграмотная масса кре­стьян и городских низов. Первые с опасением ожидали прихода «Гря­дущего хама» (Мережковский). Вторые в культурной элите часто виде­ли «бар», «господ», к которым относились неприязненно. В годы войны jra неприязнь перерастала в нетерпимость, а затем — в ненависть. «I [росвещенные классы» часто платили тем же, относясь к революци­онным массы без всякой симпатии.

Постепенно формировалась советская система руководства куль­турным строительством. 9 ноября 1917 г. совместным Декретом ВЦИК и СНК учреждена Государственная комиссия по просвещению, на ко­торую возлагалась задача руководить всей системой народного образо-нания и культуры. Комиссия занималась и созданием аппарата Нарко-мпта просвещения РСФСР, который был образован 18 июня 1918 г. Маркомпрос возглавил А. В. Луначарский, его заместителем стал исто­рик М. Н. Покровский. Структура наркомата отражала многогранность его деятельности. Осенью 1918 г. в его состав входили отделы введения иееобщей грамотности, внешкольного образования, школьного строи­тельства, высшей школы, народных университетов, театрального, изоб­разительного искусств. В своей работе Наркомпрос опирался на отделы 1шродного образования, создававшиеся при местных Советах.

Вопросам народного просвещения и совершенствованию руковод­ства этой сферой придавалось большое значение со стороны партий­ных структур. В конце 1920 — начале 1921 г. шла подготовка реорганиза­ции НКП. Новое Положение о его работе (утверждено Декретом СНК II февраля 1921) разрабатывалось по решению Пленума ЦК РКП(б) комиссией во главе с Лениным. Согласно документу, Наркомпрос под­разделялся на Академический центр (в составе научной и художествен­ной секций, Главархива и Главмузея), Организационный центр, Глав-профобр (Главное управление социального воспитания и политехни­ческого образования), Главполитпросвет (Главное внешкольное управление), Госиздат (Главное управление государственного изда­тельства) и Совет по делам просвещения национальных меньшинств.

Особое место в налаживании культурно-просветительной работы и организации управления культурой в 1917—1920 гг. занимал Пролет­культ. Как негосударственный союз пролетарских культурно-просве-|ительских организаций он оформился организационно в октябре 1917 г. И 1918 г. зарегистрировано 147 губернских, районных и фабрично-за-иодских организаций. В сентябре 1918-го на I Всероссийской конфе­ренции пролеткультов был принят устав и избран Центральный коми­тет, который создал Всероссийский совет и отделы: организационный, литературный, издательский, театральный, школьный, библиотечный, книжный, музыкально-вокальный и хозяйственный.

Наибольший размах пролеткультовского движения пришелся на 1919 г., когда в нем участвовало почти полмиллиона человек, издава-

99

4*


лось около 20 журналов. Между тем теоретики и руководители Про­леткульта (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин) по ряду воп­росов занимали существенно отличные от большевистских позиции. Во-первых, они полагали, что рабочий класс должен сначала выра­ботать свою, «пролетарскую культуру», а затем критически освоить прошлую; некоторые отвергали всю предшествующую культуру. Во-вторых, считали, что Пролеткульт должен оставаться организацией, независимой от партийных и государственных структур, и более того, вмешательство государства в творчество является «большим униже­нием культурного достоинства рабочего класса, отрицанием его пра­ва культурно самоопределиться».

Ленина как политика не устраивала именно эта «неподконтроль­ность» массовых пролетарских объединений. В октябре—ноябре 1920 г. по разным линиям давление на «пролеткультовцев» усилилось и было принято принципиально важное решение о слиянии Пролеткульта с Наркомпросом: в составе последнего создавался отдел пролетарской культуры. 1 декабря 1920 г. в «Правде» было опубликовано письмо ЦК РКП(б) «О пролеткультах», где расставлялись все точки над «i»: в своей деятельности пролеткульты должны были руководствоваться «направлением, диктуемым Наркомпросу РКП».

Напряженно складывались отношения Советской власти с интел­лигенцией. Большая часть работников умственного труда с энтузиаз­мом встретила свержение царизма и приветствовала начало демокра­тических преобразований. Однако вскоре наступило разочарование бездеятельным Временным правительством, затем — возмущение боль­шевиками, захватившими власть и разогнавшими демократически избранное Учредительное собрание. Поэтому после Октября 1917 г. многие профессиональные союзы интеллигенции и служащих отказа­лись от сотрудничества с Советской властью, которая смогла «сло­мить саботаж» лишь к лету 1918-го.

Большая часть интеллигенции была настроена либерально, но не готова принять те масштабы применения насилия и радикализм преоб­разований, которые достаточно скоро проявились в политике больше­виков. Массовый террор, Гражданская война, немедленное введение социализма, мировая революция — все это оттолкнуло от ленинцев даже тех, кто ранее симпатизировал революционерам {А. М. Горький, В. Г. Короленко, А. А. Блок, Ф. И. Шаляпин и др.). Фундаментальное противоречие в отношении большевиков к культуре состояло в том, что, признавая необходимость овладевать достижениями культуры про­шлого, они неприязненно относились к интеллигенции как слою — хранителю, носителю и создателю духовных ценностей. Ленин писал: «Капитализм оставил нам громадное наследство, оставил нам своих крупнейших специалистов, которыми должны непременно "восполь­зоваться", но для этого необходимо их "перевоспитать" в духе "марк­систского миросозерцания"».

100


 


Многие представители интеллигенции из соображений экономи­ческих и патриотических пошли на сотрудничество с Советской вла­стью, но слой в целом оставался под подозрением, часто становился опьектом репрессий. 11 сентября 1919 г. ЦК РКП(б) даже рассматри­вал вопрос «О массовых арестах среди профессоров и ученых». М. Горь­кий в 1918—1920 гг. постоянно выступал в роли просителя перед выс­шими партийными чиновниками за арестованных деятелей культуры;  пролетарский писатель» указывал на «бессмыслие и преступность истребления интеллигенции в нашей безграмотной и некультурной стране». Все это привело к массовой эмиграции лиц интеллигентских профессий.

Сложным и противоречивым было отношение новой власти к куль­турному наследию. Не только руководители Пролеткульта, но и влия­тельные большевистские вожди (Л. Д. Троцкий, Н. И. Бухарин и др.) разделяли нигилистическое отношение к культуре прошлого. У руко­водства ряда отделов искусств Наркомпроса, а также во главе многих шорческих организаций, художественных учебных заведений оказа­лись «левые», которые при всех различиях между ними не считали нужным включать в социалистическую культуру достижения класси­ческого культурного наследия. Влиятельный тогда Д. Бедный так вы­разил эти настроения: «...пролетарские писатели имеются. Пусть не первого ранга. Пока не беда. Пусть три сопливеньких, но свои».

В октябре 1917 г. предприняты шаги по сохранению культурного наследия. Луначарский подписал распоряжение об объявлении Зим­нею дворца государственным музеем. Позже музеи были открыты во дворцах Царского Села, Петергофа, Гатчины. Совнарком принял важ­ные декреты «О запрещении вывоза за границу предметов особого ху­дожественного и исторического значения», «О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», «О признании науч­ных, литературных, музыкальных и художественных произведений го­сударственным достоянием» и др. Эти акты ориентировали на бережное отношение к культурному наследию. Однако обстановка Гражданской иойны, слабость государства, нехватка кадров не позволяли в полном объеме выполнять принятые решения. Большие масштабы приобрели разрушение и разграбление художественных ценностей, многие из которых погибли, были растащены грабителями, вывезены за рубеж. I [опыткой навести порядок в этой сфере было создание по инициати­ве М. Горького в 1919 г. специальной Экспертной комиссии для выяв­ления, сбора, изучения национализированных произведений искус­ства, антикварных ценностей, предметов роскоши.

В то же время уже с начала 1918 г. в Петрограде и Москве начина­ется стихийная распродажа за бесценок целых галерей, богатых биб­лиотек, предметов искусства и старины с последующим их вывозом за границу. Вскоре к этой «деятельности» подключилось и государство.

101


12 февраля 1921 г. было опубликовано подписанное В. И. Лениным постановление Совнаркома «О составлении государственного фонда ценностей для внешней торговли». Документ предписывал создание «запаса художественных ценностей и предметов роскоши и старины», которые Наркомат внешней торговли мог использовать для своих ком­мерческих операций. Эта осуществлявшаяся негласно в 1920—1930-х годах практика приобрела широкий размах, и многие ценные произ­ведения искусства, ранее принадлежавшие России, оказались в зару­бежных музеях и частных коллекциях.

Одной из наиболее тяжелых для новой России была проблема лик­видации массовой неграмотности населения. Большевики рассматри­вали ее и как образовательную, и как политическую задачу. Ленин пи­сал: «Я могу сказать, что пока у нас в стране есть такое явление, как безграмотность, о политическом просвещении слишком трудно гово­рить... Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо обу­чить азбуке». Государственная комиссия по просвещению (создана 9 ноября 1917) заявила о намерении правительства «добиться в крат­чайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, от­вечающих требованиям современной педагогики и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения». Однако реально приступить к решению этой задачи удалось лишь в конце Гражданской войны.

26 декабря 1919 г. Совнарком издал Декрет «О ликвидации безгра­мотности среди населения РСФСР», согласно которому все граждане от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, должны были обучаться грамоте. Для концентрации усилий и обобщения опыта в июле 1920 г. при Наркомпросе организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧКликбез). Она занималась подготов­кой преподавателей, выпуском учебников, открытием школ грамоты. За год выпушено 6,5 млн экз. букварей, в 1920 г. грамоте удалось обучить 3 млн человек. Однако основная работа была впереди: к этому времени читать умели лишь 32% жителей центральной части России.

Большие изменения в 1917—1920 гг. претерпела школа. Здесь пози­ции Советской власти были сформулированы в двух документах: «По­ложение об организации дела народного образования в Российской республике» (утверждено СН(С 18 июня 1918) и «Положение о еди­ной трудовой школе» (утверждено ВЦИК 30 сентября 1918). Ликвиди­рована была прежняя школьная система: начальная, различные виды средней школы — гимназии, реальные училища. Вместо них вводи­лась двухступенчатая школа: первая для детей от 8 до 13, вторая — от 13 до 17 лет, что на три года сокращало прежний срок обучения. Вводилось совместное обучение мальчиков и девочек, из учебных пла­нов были изъяты некоторые предметы (древние языки, закон Божий), введены новые. Определены были новые принципы образовательного процесса: светский характер обучения, органическая связь обучения с производительным трудом — решением практических задач общества.


lie обошлось и без «перегибов»: в школах отменялись экзамены, до­машние задания, оценки, отказывались от разработки учебных планов и программ (под лозунгом «Изучать жизнь, а не учебные предметы»).

Несмотря на тяжелые условия, ежегодно открывались тысячи но-иых городских и сельских школ (к 1920 г. открыто 13 тыс. новых школ, а число учащихся на 1 млн превысило уровень 1914 г. и достигло 9 млн). la годы войны были предприняты важные шаги в подготовке учи­тельского корпуса: число педагогических вузов в сравнении с до­революционным временем удвоилось и достигло 55. В 1920 г. их окон­чили около 5 тыс. человек. Менялось представление о роли учителя в учебном процессе. На VIII съезде РКП(б) в 1919 г. отмечалось, что «учителя обязаны рассматривать себя как агентов не только общего, но и коммунистического просвещения. В этом отношении они долж­ны быть подчинены не только контролю своих непосредственных цен­тров, но и местных партийных организаций».

С большими трудностями столкнулась новая власть при перестройке ныешего образования. Поставлена была задача демократизации соста­ва студенчества за счет привлечения в вузы выходцев из социальных низов. Идеологическое преобразование высшего образования требо-Ш1ло изменения учебных программ, чему противился профессорско-преподавательский корпус, в основной массе негативно относившей­ся к Советской власти и ее стремлению установить контроль над вуза­ми. Чтобы переломить ситуацию, с середины 1918 г. СНК предпринял ряд важных шагов. 2 августа 1918 г. утвержден Декрет «О правилах приема в вузы», согласно которому каждый гражданин, достигший Ifi лет, мог быть принят в вуз без экзаменов; при этом документы о среднем образовании не требовались. Он предписывал принимать преж­де всего «лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, ко-трым будут предоставлены в широком размере стипендии». Декрет привел к резкому увеличению числа первокурсников, большая часть которых, однако, была отсеяна из-за неподготовленности.

Выход был найден в создании рабочих факультетов: на рабфаках в сжатые сроки выходцы из рабочих и крестьян должны были ликвиди­ровать пробелы в школьном образовании и подготовиться для даль­нейшей учебы в вузах. Первый рабфак был создан в феврале 1919 г. в Московском коммерческом институте (ныне Российская экономичес­кий академия им. Г. В. Плеханова), затем их организовали при боль­шинстве вузов. И хотя классовый принцип при наборе студентов про-иодился последовательно, задачу «пролетаризации» высшей школы решить так и не удалось: большую часть студенчества составляли вы­ходцы из непролетарских групп.

Осенью 1918-го предпринята попытка подорвать позиции старой профессуры. С 1 октября 1918 г. отменялись все научные степени и шания; а преподаватели оказались выбывшими из числа сотрудников кузов и могли быть избранными лишь по всероссийскому публичному

103


конкурсу. Это, однако, не привело к ожидаемым властью результатам: заменить вузовских «спецов» власти было некем и большая часть препо­давателей осталась на своих местах. В 1919 г. были ликвидированы гума­нитарные факультеты университетов, которые заменили факультета­ми общественных наук и комплектовали более лояльными кадрами,

Новое наступление на высшую школу началось с конца 1920 г. Во главе МГУ был поставлен Временный президиум, состав которого ча­стично назначался Наркомпросом, частично избирался. Председателем президиума стал назначенный Наркомпросом профессор-коммун ист Д. П. Благолепов. Право замещения профессорских должностей перешло к Государственному ученому совету {ГУ С) Наркомпроса. 3 декабря 1920г. был опубликован Декрет СНК «О реорганизации преподавания обще­ственных наук в высших учебных заведениях». Преподавателям предпи­сывалось в сжатые сроки пересмотреть сквозь призму марксизма со­держание курсов и обучать студентов на основе перестроенных по-ново­му программ. Несмотря на изменение качества образования, общее число вузов за годы Гражданской войны выросло: в 1914 г. в России было 105 вузов, а в конце 1920-го — 255, в которых обучались 216 тыс. студен­тов. Перестройка высшей школы продолжалась в 1920— 1930-х годах.

В сложных условиях войны и связанных с ней лишений происхо­дило развитие отечественной науки. Большевики изначально ставили задачу привлечения ученых для развития производительных сил стра­ны. Нехватка кадров и материальных ресурсов привела к тому, что в организацию научной деятельности стало активно внедряться плано­вое начало. Вопросы управления наукой были в центре внимания двух государственных учреждений: ВСНХи Наркомпроса. В августе 1918 г. при ВСНХ был создан Научно-технический отдел (НТО), в задачу которого входило привлечение к социалистическому строительству сотрудников различных лабораторий, научных и технических обществ, опытных станций. В его составе создано Бюро иностранной техники, призванное отслеживать зарубежные научно-технические нововведе­ния с целью их своевременного внедрения в нашей стране.

Если ВСНХ чаще ориентировался на прикладные аспекты науч­ной деятельности, то Наркомпрос курировал более широкий круг воп­росов организации науки. В феврале 1921 г. в его составе создан Академи­ческий центр, куда входил Государственный ученый совет (ГУС) с тремя подсекциями: научно-политической, научно-технической и на­учно-педагогической. В рамках этих направлений наркомат осуществлял руководство как научными центрами, так и высшей школой.

Весной 1918 г. устанавливаются рабочие контакты правительства с Академией наук (президент — А. П. Карпинский). Особенно активно действовала академическая комиссия по изучению естественных про­изводительных сил России (КЕСП), в работе которой принимали уча­стие известные ученые академики В. И. Вернадский, А. Н. Крылов, Н. С. Курнаков, П. П. Лазарев, А. Е. Ферсман и др. В составе комиссии

104


действовали 20 специализированных отделов. Всего же за 1918—1920 гг. Аыло создано около 50 научно-исследовательских институтов, в числе которых такие известные, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Государственный физико-технический институт, Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгеноло­гический и радиологический институт, Институт по изучению Севера. Символичным для нового характера отношений между наукой и вла­стью стало участие 200 видных специалистов в работе Государствен­ной комиссии по электрификации России, которая разработала план 1'ОЭЛРО. Этот комплексный перспективный план (рассчитан на 10— 15 лет) предусматривал ускоренное развитие энергетики, тяжелой промышленности, рациональное размещение производительных сил.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!