Специфика социальной работы в потребительской кооперации



 

Вспомним, какие ценности определяют социальную работу. Г.П. Медведева, исследуя вопрос об иерархии идеальных этических ценностей современной социальной работы, приходит к выводу, что «...иерархия высших этических ценностей, содержащая в себе ценность человека и общества как основы для иерархизации высших ценностей, включает в себя последовательно ценности свободы, защищенности, справедливости, труда, коллективизма и равенства... Приведенная иерархия ценностей носит гуманистический характер и, будучи присвоенной и реализованной, может оказать существенное влияние на степень гуманизма и цивилизованности общества и человека»[34].

Вопрос о ценностях приобретает в социальной работе особое значение, поскольку специфика социальной работы состоит в том, чтобы обеспечить равновесие и реализацию ценностей социально-значимых и ценностей индивидуально-значимых. В связи с этим необходимо отметить, что отечественная парадигма помощи имеет свою специфику. Многие исследователи видят ее, в частности, в том, что социогенетические корни отечественной модели помощи и милосердия восходят к соборности, общинности, коллективизму.

Можно с уверенностью утверждать, что сотрудничество социальной работы с потребительской кооперацией является в данном вопросе чрезвычайно перспективным.

Между основополагающими ценностями социальной работы и кооперативными ценностями много общество, гораздо больше, чем между ними и ценностями современного общества.

 

Значит, у социальной работы и кооперативного движения одни цели, и к их достижению им нужно идти вместе.

Опыт социальной работы в потребительской кооперации заслуживает особого внимания. Его уникальность в том, что кооперативное движение в максимальной степени озабочено нуждами сельских жителей. Реальная ситуация сложилась так, что на селе потребительская кооперация, как форма объединения, самоорганизации людей, является основной, если не единственной структурой, которая пытается комплексно решить его социально-экономические проблемы. Центросоюз видит в современных условиях главную задачу в реализации социальной миссии кооперативного движения, в борьбе не с богатством, а с бедностью. Такая постановка проблемы предполагает ориентацию на духовность, на общечеловеческие, социально значимые ценности.

Деятельность социальных работников в потребительской кооперации может и должна дать поистине удивительные результаты, стать прекрасной школой не только для практических социальных работников, но и для тех, кто непосредственным образом влияет на формирование социальной политики государства.

При объединении усилий кооператоров и социальных работников можно достичь немалых успехов в «гуманной» социализации, т.е. взаимодействии с окружающим социумом при сохранении традиционных, унаследованных ценностей и идеалов, нередко попираемых окружающим нас миром.

 

Кооперативное движение несет на современном этапе огромную социальная ответственность, которую видит в снятии социальных противоречий рыночной экономики, снижении ее негативных последствий, к которым следует отнести рост безработицы, бедности, решение бытовых и социальных проблем, о которых говорилось выше, загрязнение окружающей среды и пр., в духовном и нравственном возрождении села и всего общества.

Направления развития социальной миссии потребительской кооперации были определены еще в 2000 году на научно-практических конференциях «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии».

Личностные качества социальных работников

Потребительской кооперации

           Подготовка специалистов социальной работы в вузе потребительской кооперации не только целесообразна, но и уникальна. И речь здесь идет прежде всего именно об этом удивительном совпадении аксиологических аспектов социальной работы и потребительской кооперации. Хорошо известно, что в социальной работе духовно-нравственные качества специалиста нередко оказываются наиболее важными и полезными, нежели его знание всех профессиональных тонкостей, а для организации работы по развитию личностных качеств будущего социального работника необходимо прежде всего учитывать состояние современного общества, болезни которого отражаются на каждом из нас. Это общие проблемы и будущего социального работника, и его учителей и наставников, и его потенциальных клиентов: общее падение духовности и нравственности, утрата положительных ценностных ориентаций, духовных идеалов. Противовесом, альтернативой этим негативным явлениям является потребительская кооперация, которая дает реальные примеры сохранения гуманистических ценностей и идеалов.

 

Хорошо известно, что решение любых, в том числе экономических и социальных, проблем напрямую зависит от того, какой тип человек эти проблемы будет решать. Здесь важны и межличностные связи, и индивидуальное сознание, и общий культурный уровень, и образование, и нравственные качества, и творческий потенциал.

 

Стиль поведения социального работника, его имидж, обусловленный совокупностью личностных качеств, его ценностными ориентациями, интересами и культурой оказывает решающее воздействие как на эффективность взаимодействия с клиентом, так и на доверие и уважение к профессии социального работника, к системе социальной защиты и к политике государства в целом.

 

Среди важнейших для социального работника личностных качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатия, готовность понять других и прийти им на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптивности. И, конечно, инициативность.

 

Профессия социального работника, несомненно, является совершенно особым видом профессиональной деятельности, в основе которой лежат высокие этические принципы и нормы. Наложение этих принципов и норм на этические ценности кооперативного движения повышает ответственность социального работника, накладывает на него дополнительные обязательства.

Важнейшее место в процессе подготовки социальных работников необходимо отводить развитию их коммуникативных навыков, поскольку социальная работа относится к видам профессиональной деятельности с высокой степенью индивидуализации труда. Деятельность социального работника ориентирована прежде всего на человека и возможна только на партнерском уровне, она осуществляется в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними.

Клиент доверяет социальному работнику свои личные проблемы, тем самым пуская его в свою интимную сферу. Работа с клиентом возможна лишь тогда, когда между ним и социальным работником возникают и сохраняются доверительные отношения. Чтобы наладить контакт с сельским жителем, несомненно, нужно хорошо представлять жизнь в селе, знать менталитет, традиции и даже особенности речи жителей села. Только в этом случае социальный работник и его подопечный будут доверять друг другу.

Социальный работник должен уметь наладить доверительные отношения с любым своим подопечным, завоевать его доверие и сделать его своим союзником. Без хороших коммуникативных навыков это невозможно.

Кроме того, палитра общения специалиста по социальной работе богаче, чем у представителей других профессий, ведь помимо общения с клиентами социальных служб и своими коллегами, он контактирует и с представителями различных организаций, с чиновниками различных уровней, а это уже другой стиль общения которым социальный работник должен также хорошо владеть.

Приоритетные направления профессиональной подготовки социального работника уже определены: это должен быть профессионал, способный поставить квалифицированный диагноз, выполнять социальное прогнозирование, обеспечивать всю необходимую работу по реабилитации, коррекции и консультированию своих подопечных, осуществлять социально-терапевтическую, посредническую, профилактическую и даже досуговую деятельность с различными группами населения, нуждающимися в помощи.

Кооперативная этика определила личные качества кооператоров, необходимые для успешного решения социально-экономических проблем. Именно их и хочет видеть кооперативное движение в молодых специалистах. К ним относятся прежде всего: высокая нравственность, духовность патриотизм, социальная ответственность, профессиональная честь, трудовая дисциплина, чувство нового, способность к инициативе и разумному риску.

 

Уже определены приоритеты и стратегии подготовки социальных работников потребительской кооперации:

– формирование специфических профессиональных знаний и навыков;

– развитие духовно-нравственного потенциала студентов как важнейших составляющих личности социального работника;

– стимулирование социальной активности, патриотизма, инициативности, умения работать в коллективе;

– развитие творческих задатков;

–  знакомство с национальными традициям и ценностями различных религиозных конфессий;

– повышение общекультурного уровня будущих социальных работников;

– последовательное знакомство и профессиональными этическими нормами;

– развитие навыков решения стратегических задач, с учетом современного состояния общества;

– организация работы с абитуриентами;

– выработка отечественных критериев отбора на данную специальность;

– организация профориентационной работы;

– максимально тесное объединение академического обучения с практикой;

– организация постоянного обмена опытом как с отечественными вузами, так и с зарубежными образовательными учреждениями и центрами социальной помощи.

Кооперативное образование должно стать гуманистическим. Задача состоит в том, чтобы каждый молодой специалист стал сознательным носителем своей свободы и обязанностей, нравственности и морали, правопослушным свободным гражданином, понимающим сущность и ценность кооперативного движения, творческим соучастником развития демократического гражданского общества.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!