Понятие и уровни хозяйственной идеологии. Типы хозяйственных (экономических) идеологий



хозяйственная идеология рассматривается нами как более или менее упорядоченный взгляд на экономику, системное мировоззрение, в котором сплетаются познавательные, нормативные н символические элементы. Подобное мировоззрение отличают следующие черты:
более или менее целостное (завершенное) описание хозяйственной системы;
внутренняя непротиворечивость предлагаемых схем;
внесение в экономические рассуждения особых представлений о ценностях, об общественно-экономическом идеале;
указание на способы преобразования существующего экономического строя.

Уровень идеологических систем;

Уровень экономических программ;

Уровень массового сознания.

Идеологическая система представляет собой теоретически оформленную «чистую» модель хозяйственных процессов. Она обладает относительной целостностью и внутренней логической непротиворечивостью, но в силу этого неизбежно страдает неполнотой. Рационализация и структурирование идеологического пространства в системе понятий, доведенные до построения «чистых* идеологических схем — удел исследователя-теоретика. Только такие схемы полностью соответствуют канонам идеологии как подлинно системного мировоззрения.
Экономическая программа воплощает иной тип более прикладных моделей, для которых характерны, с одной стороны, полнота охвата, а, с другой — принципиальная эклектичность. Они комбинируются, складываются из элементов разных идеологических систем. И носители здесь иные — эксперты н консультанты в области экономической политики, а также сами политики.
Наконец, идеологические воззрения воспроизводятся в массовом сознании в виде дихотомических клише н единичных суждений, опирающихся на прочные земные основания здравого смысла. Идеологические системы и программы переводятся средствами массовой информации на язык популярных лозунгов н простых решений-«одноходовок». В таком виде они и осваиваются носителями массового сознания.

На каждом из трех уровней строятся свои описательные и нормативные схемы, раскрывающие характер сущего или должного порядка. «Разведение» этих уровней, содержательный анализ идеологических систем, прослеживание их связей с программами и установками массового сознания, описание сложного процесса идеологических трансформаций — все это очерчивает исследовательское поле дисциплины, которую можно назвать социологией экономического знаний*
Люди, независимо от того, являются они экспертами или нет, объясняют одни и те же процессы с разных ценностных позиций.

Выделяют четыре крайних типа хозяйственной идеологии: консерватизм, либерализм, демократизм и социализм. Каждая идеологическая система декларирует свои ценности. В «чистом» виде эти идеальные типы представлены следующим образом.

Консерватизм. Стремится не к индивидуальной свободе и не материальному равенству, а скорее к хозяйственному единству. Не предусматривает равноправие. Выступает за сильную государственность. Опирается на принцип патернализма – слабые должны подчинятся сильным, сильные должны заботиться о слабых. Проводит принцип единонаследия. Исходит из признания национального характера экономики и отдает приоритет национальным интересам. Ориентируется, скорее, не на материальные стимулы, а на выработанную привычку исполнения долга, на воспитание трудовой и деловой этики, лояльности руководству, преданности фирме. Стремится сохранить свою внутреннюю экономическую традицию и культуру.

Либерализм. За индивидуальную независимость. Привлекательность материальных стимулов. Экономическое равенство предполагает равенство исходных позиций. Права собственности рассматриваются как естественные права. Определяет приоритеты экономических прав собственника в хозяйственном управлении: владение определяет способы управления. Идеалом хозяйственной организации представляется саморегулирующийся рынок и свободная конкуренция. Роль государства в управлении экономическими процессами ограничена.

Демократизм. Принцип равенства при сохранении основ неравенства за счет уменьшения числа бедных и богатых. Государство обеспечивает гражданские права: защиту слабых, обеспечение минимальных средств существования, права индивида на владение. Конфликтные вопросы становятся предметом публичного обсуждения. Право на частную собственность сохраняется, но ограничивается в пользу самоуправления. Реализация индивидуализма посредством коллективной организации: выборность управляющих, различные формы собственности, прогрессивная шкала налогообложения.

Социализм. Отрицание индивидуализма и частной собственности. Обобществление материальных факторов производства. Общественная собственность является базой для планомерной организации хозяйственной жизни. Государство является инструментом перераспределения хозяйственных ресурсов. Отстаивает модель единого народного хозяйства и принуждение всех членов общества включения в его деятельность. Признает значимость материального вознаграждения, но в будущем рассматривает его роль как вторичный фактор.

В целом либерализм делает акцент на право частной собственности, социализм – на равенство в распределении условий и результатов производства, демократизм – на самоуправление и всеобщих социально-экономических гарантиях, консерватизм – на нормативном регулировании хозяйственных действий.

На практике «чистые» идеологии все больше уступают свои позиции комбинированным идеологическим программам, иначе называемые «идеологическими гибридами». (Например, за счет заимствования элементов другой идеологии или слияния двух идеологий, близких по основным критериям, типа либерально–демократическая, социально–демократическая и пр. идеологии).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!