Устранение умерших из социальной жизни
Буайе замечает, что архаичные культы предлагают посмертие в виде предка, активно взаимодействующего с потомками, откуда полшага до «местного духа» и местного культа. Мировые же религии зовут к спасению, которое – в раю ли, в нирване ли – означает полный и необратимый разрыв с социумом.
Деление на своих и чужих
Особенность искренней веры в том, что нас мало интересует, как она завладела нашим сознанием. Вопрос "почему люди верят" задаёт только неверующий. Но само стремление теологических теорий убедить и доказать предполагает, что возможны иные точки зрения, а многие религиозные тексты наполнены прямой критикой конкурирующих учений. Так в сознание внедряется деление на своих и чужих по религиозному признаку. Возникают коалиции со всеми вытекающими последствиями (см. п. 4.6).
Религиозные доктрины и насилие
Подводя итоги вышесказанному, Буайе говорит: причина насилия и отчуждения не в религиях как таковых, а в нашей склонности к коалициям. Религии лишь предоставляют удобный индикатор "свой-чужой". Ну и, разумеется, эксплуатируют эту склонность – например, есть процедура входа в религию (крещение и т.д.), но нет процедуры выхода.
Часть 8. Религиозный фундаментализм
Фундаментализм и наивные версии его происхождения
Фундаментализм – это организованное и прибегающее к насилию движение за возвращение к "истинной вере", которая к сегодняшнему дню была, по мнению фундаменталиста, утрачена или искажена.
|
|
Фундаментализм есть в христианстве ("библейский пояс"), исламе, иудаизме, индуизме (поджигатели мечетей) и даже буддизме. Противники фундаментализма высказывают две противоположные точки зрения в зависимости от того, сочувствуют ли они исходной религии. Поясним их на примере ислама.
1. Фундаментализм – это наиболее последовательное выражение исходной веры. Т.е. ваххабиты – самые "чистые" мусульмане, которые показывают, насколько на самом деле чудовищна эта религия. А более мягкие формы ислама – лишь отступление от его изуверской сути в угоду здравому смыслу и гуманности. Понятно, что эта точка зрения популярна среди противников ислама.
2. Фундаментализм – это извращение, которое не имеет к настоящему (белому и пушистому) исламу никакого отношения. Корень фундаментализма в желании мелких группировок добиться влияния. Понятно, что такую точку зрения занимают сами мусульмане и подкрепляют её обширным корпусом священных текстов.
Буайе отмечает, что в первом случае все ещё непонятно, почему наряду с умеренными религиями существует этот фанатизм (что его не устраивает в ответе "хвост распределения"? – Авт.). Во втором случае неясно, почему выбран такой способ борьбы за власть – ведь его КПД очень низок. Общества, где фундаменталисты действительно пришли к власти, можно пересчитать по пальцам.
|
|
Фундаментализм как реакция на обесценивание коалиций
Фундаментализм – это протест,реакция на что-то в современности. Но это не луддизм – интернетом эти фанатики пользуются получше умеренных конфессий. Нужно отыскать в современности ту черту, против которой протестуют фундаменталисты.
Буайе считает, что это – мультикультурность. Им не нравится, что веру представляют личным выбором каждого, который требуют уважать, они стремятся вернуться к (часто мифическим) временам, когда никто помыслить не мог ни о каких других верах. По-моему, эта версия не объясняет, как в первые века ислама арабы создали весьма мультирелигиозный Халифат, и чем нынешние ваххабиты отличаются от тех арабов – Авт.
Буайе говорит, практика мультикультурности идёт вразрез с коалиционной интуицией. Она показывает: дезертирство из коалиции ничего не стоит, а значит, на "своих" полагаться нельзя.
Насилие фундаменталистов в отношении отступников и иноверцев Буайе объявляет сигналом своим же соратникам: "дезертирство из нашей коалиции обойдётся дорого". К слову, так же он объясняет и издевательства над "не такими" в армии, тюрьме, школе и других замкнутых группах.
|
|
В эту концепцию удобно вписывается ряд фактов:
1. Особое внимание фундаменталисты обращают на внешний вид, соблюдение обрядов и прочее публичное поведение.
2. Они очень любят эффектные публичные наказания.
3. Немалая часть насилия и деспотизма вершится в самих фундаменталистских сообществах: лидеры тиранят паству, полные фанатики – более умеренных, мужчины – женщин, и т.д.
4. Основная мишень фундаменталистов – либеральная версия той же религии. Особенно это заметно на примере христианства в США.
Т.о., заключает Буайе, фундаментализм – это и не "религия в чистом виде", и не маскирующаяся под неё политика. Это подсознательная попытка сохранить коалицию, повысив упавшую до нуля цену выхода из неё.
Конец конспекта.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!