Обряд как продукт наивной социологии



 

Буайе говорит, что обряд паразитирует на нашей наивной социологии (см. п4.7): мы чувствуем, что, когда мужчина и женщина образуют устойчивую пару, что-то в отношениях внутри группы меняется, но у нас нет понятий, чтобы точно сформулировать, что именно. Мы говорим "они поженились".

 

Появление ребёнка, отмечает Буайе, тоже изменение социального статуса – хотя бы потому, что родители отныне будут тратить на своё дитя значительную часть доступных им ресурсов. Эту разницу в распределении ресурсов замечают наши когнитивные системы, но для сознания суть перемены остаётся загадочной, и она рационализируется обрядом. Церемония (крещение, обрезание и т.д.) проводится через несколько дней после рождения, что Буайе связывает с высокой младенческой смертностью.

Постоянная практика обрядов, отмечающих изменение социального статуса, создает иллюзию, что это изменение – следствие обряда. Пара живёт вместе, спит вместе, растит общих детей не потому, что ей так хочется, а потому, что они муж и жена.

Тщательное выполнение сложных бессмысленных действий Буайе списывает на систему защиты от заражения, что, пмсм, не убедительно: неясно, почему она должна санкционировать сложные танцы с бубнами, когда её назначение – не пускать нас копаться в дерьме – Авт.

Обряд релевантен, т.к. легко провоцирует системы интуитивной социологии на обильные умозаключения.

 

Боги и духи как рационализация ритуала

Не во всех обрядах упоминаются боги или предки, но классифицировать обряды на "религиозные" и "светские" трудно, поскольку есть целый спектр промежуточных случаев. Кроме того, никаких других различий между "религиозными" и "светскими" обрядами нет.

 

Буайе полагает, что природа обрядов коренится именно в социальном действии, а боги и духи просто приплетаются к месту. Человек не понимает, почему церемония делает мальчика мужчиной, а пару мужем и женой. Вообще, говорит он, это обычная ситуация для наших интуитивных суждений – мы точно так же не понимаем, почему камень, брошенный сильнее, летит дальше. В случае обрядов, говорит Буайе, мы заполняем вакуум объяснений богами и духами, поскольку они так же неуловимы, как сила, связывающая обряд с его результатом, и вдобавок весьма релевантны. Для атеистов-интеллектуалов роль загадочной сущности, превращающей танцы с бубнами в социальный статус, играют абстракции вроде "традиции" или "общества". Он не поднимает вопроса, почему в случае обрядов мы вообще ощущаем потребность чем-то заполнить этот вакуум, тогда как в интуитивной физике мы не видим и самого вакуума – Авт.

 

Боги действуют на людей,люди на богов

 

Лоусон и Макколи классифицировали обряды по простому признаку.

1. Боги действуют на людей (крещение, венчание, инициация). Обычно производится лишь раз в течение жизни. Эмоциональный градус повышен, в т.ч. с помощью музыки, танцев, психотропиков, пиршества/поста.

2. Люди действуют на богов (жертвоприношения, гадания, молитвы). Проводятся регулярно и обычно куда более спокойны.

Эта разница в эмоциональной насыщенности обрядов требует объяснения. Заманчиво, говорит Буайе, сказать, будто первые обряды ярче, потому что требуется убедить участников обряда, что тут присутствуют боги, которые и совершают воздействие. Во втором же случае боги "где-то там", во что легко поверить и без стимуляторов. Однако лично Буайе сомневается, что музыка, маски и даже психоделики могут усилить веру в присутствие богов рядом, и уж точно, говорит он, они не могут её создать.

 

Гораздо более убедительной ему кажется другая гипотеза. Шумные и яркие обряды, где боги выступают акторами, связаны с рождением, возмужанием, вступлением в брак, смертью. Это:

1) однократные, но существенные изменения социального статуса 

2) природа которых осознаётся смутно

3) но требуется, чтобы все восприняли их одновременно и одинаково.

Поэтому требуется привлечь побольше людей и воздействовать на них посильнее. Напротив, жертвоприношение и т.д. – это регулярный процесс, к коему все привыкли. К тому же часто он личный – когда отношения с богами улаживает не племя, а отдельный человек. Сообщать при этом что-то обществу не требуется.

Впрочем, Буайе признает, что всё это лишь гипотезы, т.к. экспериментальных данных не хватает.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!