МЕТОДЫ  РАБОТЫ  С  МАЛЫМ  НЕБЕСНЫМ  КРУГОМ



Общее название методов — «сто дней строительства фундамента». Что касается конкретных действий, то обычно о них говорят иносказательно, аллегорическц укрывают или напускают туману на пять ли в округе. Однако в целом метод можно разбить на шесть этапов: переплавление себя, составление лекарства, возникновение лекарства, собирание лекарства, запирание печи, плавление лекарства. Опишем их вкратце.

Принимая правильную позу, изгоняют беспорядочные мысли, чтобы форма (тело) и дух успокоились, и сосредоточивают внимание — это и есть плавление себя (ляньцзи). Затем останавливают (сублимируют) духовную энергию шэнь и вводят в точку жизненной энергии ци; плавно налаживают дыхание, делают его тонким, вовлекая воздух в ноздри кратко и отпуская долго; такое дыхание последующего неба соединяют с точкой ци прежнего неба — это и есть составление лекарства (дяояо). Поскольку при этом духовная энергия возвращается в тело, и ци обращается сама, в то же время рассеянная вовне ци вынуждена стягиваться в точку ци, а в период полного покоя возникают моменты реального движения, когда среди бессознательно-смутных ощущений выделяется отчетливое течение ци в поле пилюли — это и есть рождение лекарства (чаньяо). Следует обратить внимание на выражение: «Не было ощущений — и сдвинулось, появилось движение — и возникло ощущение», то есть ни в коем случае нельзя субъективно стремиться к движению, ибо тогда не вступит в силу истинный случай.

Рис. 48. Схемы восьми триграмм прежнего неба (а), и последующего неба (б)

Ситуация, когда ци двинулось и шэнь оказалась затронута этим процессом, и является истинным случаем плавления цзин с превращением ее в ци. В момент движения ци практикующие имеют дело с воспроизводящей энергией цзин прежнего неба, которая потом может превратиться в цзин последующего неба, используемую для занятий сексом. В это время используется четырех-словное заклинание — защипывание (цо), отпор (ли), запирание (би) и вдыхание (си),— чтобы посредством огня заставить металл плавиться и течь, что и будет собиранием лекарства (уаияо). Продолжая практику, применяют военный огонь для плавки — это заделывание печи (фэнлу). Затем мысль и ци должны действовать совместно. При помощи мышления ци привлекают вниз до копчика, а оттуда поднимают через точки, сжимающие хребет (цзя-цзи) вверх в глиняный шарик (нивань), и при этом вводят янскии огонь. Далее побуждают ци из глиняного шарика продвигаться вперед через пурпурный дворец и возвращают к точкам ци (цисюэ), отводя назад иньский знак — это и есть заимствование гражданского огня от дыхания последующего неба для выплавления лекарственного вещества.

Под строительством фундамента подразумевается, что работа с малым небесным кругом всего лишь закладывает основу для следующих двух ступеней. А «сто дней» следует воспринимать как аллегорию, ведь совсем не обязательно потребуется ровно сто дней только на данный этап работы. Здесь имеется в виду, что из всех трех этапов работы (гунфу) он оказывается, как правило, относительно коротким.

На самом деле некоторые люди, хотя и занимаются много лет, не способны выполнить указанные требования. Опишем эти шесть пунктов подробнее.

1. Переплавить себя

Переплавление себя — самое фундаментальное требование в технике внутренней пилюли, поэтому во всем процессе работы с большим и малым небесными кругами обойтись без этого невозможно.

Что называют плавлением? В книге «Истинный путь небесных бессмертных» есть такие строки: «В древности о так называемом плавлении говорили следующее. Время, когда с трудом проходят путь, который должны пройтц называют плавлением; когда категорически запрещают делать то, чего не следует делать, также называют плавлением; когда стараются тонко вводить в действие стремление и волю, чтобы добиться нужного результата, также называют плавлением; когда решительно отвергают склонность к половой любви и не оставляют ни малейших следов подобных желаний, также называют плавлением; когда строго отсекают старые загрязнения и совсем не загрязняются вновь, также называют плавлением (лянь)». Здесь указаны работа по прерыванию связей с внешним миром, сдерживание вожделения, требование искренности и чистоты в религиозном смысле. Таким образом, употребление термина «плавление» характерно для техники внешней пилюли и означает ее выплавление или переплавку.

Что называют самим собой? Исследователи «Чжоуских перемен» обнаружили некий «способ взятия небесного ствола», то есть сочетание десяти небесных стволов с восемью триграммами. Как отмечает Ли Даопин, живший при Цинской династии в книге «Свод комментариев к „Циклическим переменам"», впервые о нем упоминается в «Триединстве циклических перемен». Метод взятия небесного ствола I состоит в следующем (см. табл.):

 

Метод взятия небесного ствола I (на цзя фа)

Триграмма Взятие ствола
Цянь-творчество Взятие ствола I (цзя)
Кунь-исполнение Взятие ствола II (и)
Гэнь-пребывание Взятие ствола III (бин)
Дуй-разрешение Взятие ствола IV (дин)
Кань-погружение Взятие ствола V (у)
Ли-сцепление Взятие ствола VI (цзи)
Чжэнь-возбуждение Взятие ствола VII (гэн)
Сюнь-утончение Взятие ствола VIII (синь)
Цянь-творчество Взятие ствола IX (жэнь)
Кунь-исполнение Взятие ствола Х (гуй)

В этой таблице шестой ствол — цзи, данный иероглиф означает «сам, свой» и соответствует триграмме ли. Как указывалось выше, триграмма ли в теле человека соответствует сердцу, так что шестой ствол и есть сердце. В связи с этим в книге «Правильные рассуждения о золотых отшельниках» сказано: «VI (сам) — мысли в моем сердце». Следовательно, этап работы, заключающийся в переплавке цзи, приводит к решению вопроса, как сосредоточить внимание и удалить беспорядочные мысли, что также называют строительством сердца (сюсинь) и переплавлением природы (лянь-син). В книге «Истинный путь небесных бессмертных» однозначно указывается: «В древности утверждалц, что прежде чем плавить возвращающуюся пилюлю, сначала переплавляют природу (син), а прежде чем приготовить большое лекарство, сначала подготавливают сердце». С переплавлением себя связаны три вопроса.

Переплавка себя и мысли. Для проработки большого и малого небесных кругов, как полагают, сначала необходимо успокоиться и сосредоточить внимание. Что же касается вопроса о том, существуют ли мысли при переплавлении себя, то ответ будет неоднозначным: мысли есть и мыслей нет. Утверждая, что мысли есть, подразумевают правильное понимание практики; тогда как отсутствие мыслей означает, что нет посторонних и беспорядочных мыслей. Когда в процессе практики внимание полностью сосредоточено на выполняемых действиях, это и есть правильная мысль или истинное мышление. Различие между ними состоит в том, что истинное мышление по степени концентрации выше, чем правильная мысль. Истинное мышление (чжэньи) в технике внутренней пилюли именуется «почва» (ту), а «почву» также называют «желтой бабой», или «свахой». Истинное мышление имеет в киноварных книгах много других синонимов. Так, Лю Хуаян, живший при Цин-ской династии в «Трактате о мудрости и жизни» писал: «Небесное сердце именуется центральной желтизной, которая находится точно посередине неба. Иногда его называют небесной высью, а иногда ковшом с ручкой. В небе существует небесное сердце, в человеке — истинное мышление» (рис. 49).

Рис. 49. Истинная земля (ту), тο есть истинная мысль


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 528; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!