ТОЧКА  ЗРЕНИЯ  НА  БОЛЬШИЙ  И  МАЛЫЙ  НЕБЕСНЫЕ  КРУГИ



В древности успех в практике обеспечивали четыре условия: метод, средства, помощники и место. То есть следовало использовать правильный метод занятий, иметь необходимые материальные средства и верных друзей-помощников, а также практиковать в месте, где много гармоничной ци, например, в горах. Эти четыре условия актуальны и сегодня для тех, кто занимается серьезно и желает достичь больших успехов в самосовершенствовании. Для тех же, кто просто хочет поправить здоровье, исполнение всех четырех условий необязательно. Если комплекс работы с большим и малым небесными кругами выполнять полностью и в соответствии со всеми указаниями, то трудно будет придерживаться заданного порядка. Знаменитый основатель техники внутренней пилюли Чжан Цзыян, живший при династии Сун, в послесловии к «Трактату о познании истины» признавал, что «изучающих — как шерсти на корове, а достигших — как рогов единорога». В этом заключается причина малопонятности многих так называемых небесных книг, отличающихся пустотой и затуманенностью. Поскольку многие авторы сами не занимались, они не могли достоверно отобразить конкретные ситуации. Но в некоторых киноварных книгах приводятся подробные описания, хотя чаще всего они носят обрывочный, а не систематичный характер. Обзор книг тоже оказывается несовершенным, поскольку в них представлены лишь отдельные данные для изучения метода.

Рис. 53. Десять медитаций Начало регуляции

Так, Цзян Вэйцяо в книге «Медитация между мирами» написал про хвостовые ворота (вэйлюй) и сжимающие хребет (цзяцзи) следующее: «Две заставы — один проход, сто болезней уже можно уничтожить... Когда восемь каналов станут проходимыми, мы получим четыре прохода и восемь достижений. Тогда ци-кровь будет беспрепятственно циркулировать по всему телу, и болезням будет неоткуда возникнуть». Конечно, подобные высказывания привлекают внимание. Однако на самом деле, овладеть этой методикой совсем непросто, более того, она не обязательно связана с лечением болезней, и выздоровление не находится в прямой зависимости от нее, а при неправильном выполнении могут возникать нежелательные последствия (см. в гл. IX заключение о неостановимом вращении внутренней ци).

Таким образом, работа (гунфу) с комплексом (тао) требует реалистического отношения. Недопустимо излишнее рвение и ни в коем случае нельзя приступать к занятиям вслепую, а следует воспользоваться конкретным руководством со стороны опытного преподавателя, который способен подобрать соответствующие методики и помочь приобрести необходимый опыт.

МЕТОД  ОСТАНОВКИ  И  СОЗЕРЦАНИЯ

В начале династии Восточная Хань (I в.) в Китай проник буддизм, а несколько позже в стране образовалось множество буддийских школ. Сначала возникла чаньская школа, после династий Тан и Суп появились привнесенные из Индии школы трех учений — чистой земли, обетов (видов закона) и тайная. В самом Китае были созданы, например, школы «Небесной площадки» и «Хуаянь».

Философская мысль в различных школах имела свои особенности, но в отношении медитативной практики подход был единым. Кроме простой медитации (чань) обычно требуется вхождение в состояние устойчивой медитации (по-китайски чаньдин).

Чань — сокращение от чаньна (дхияна на санскрите); дин (стабильность) — перевод санскритского понятия самадхи (или сомати). Рассеянные сердечные мысли требуется определенными способами закрепить в одном месте. Поскольку занимаются сидя, говорят о сидячей медитации (цзочань, по-японски дзэн). Согласно описанию танского буддиста Цзун Би (Тайна Школы), приведенному в книге «Источники чань: предисловие к собранию комментариев», метод чаньдин состоял в следующем: «Поселяются обособленно в тихом месте, выстраивают тело, налаживают дыхание, в позе лотоса покоятся в молчании, столб языка поднимают к нёбу, сердце вливают в единую область». Во времена Южных и Северных династий (265—583 гг.) проводимая Бодхидхармой сидячая медитация была относительно простой: он предложил метод проникновения в истину, заключающийся в созерцании пустой стены. Метод школы «Небесной площадки» (тяньтай) тоже представляет собой один из видов остановки и созерцания. Поскольку этот способ тренировки детально разработан, его можно предложить занимающимся цигун.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕТОДЕ

Школа «Небесной площадки» (тяньтай цзун) известна также под названием фахуа. Поскольку во времена династий Суй и Тан (VI—X вв.) она занимала ведущее положение среди буддийских школ и опиралась на «Лотосовую сутру о сокровенном законе», сокращенно — «Сутру закона и цветка» («Фа хуа цзин»), ее называли школой «Закона и цветка». Кроме того, поскольку основатель школы Чжи И (531—597 гг.), имя которого означает Мудрый Спокойный, постоянно проживал на горе Небесная Площадка (Тяньтайшань) в провинции Чжэцзян, ее обычно называли школой «Небесной площадки».

Основатель школы Чжи И первоначально носил фамилию Чэнь. Выходец из уезда Сюйчань провинции Хэнань, восемнадцати лет от роду он покинул дом и ушел в монахи. Проживая на горе Небесная Площадка, он более двадцати лет проповедовал сутру «Закона и цветка». Перед восхождением на престол суй-ский император Янди присвоил Чжи И титул «мудрый», поэтому его обычно называли «Великий Мудрый Учитель» (чжичжэ дашц что иначе переводится как «Великий Учитель Мудрых»).

Метод остановки и созерцания (чжигуань), предлагаемый школой «Небесной площадки»,— один из важнейших путей, практикуемых в буддизме. «Остановка» (чжи) — это перевод санскритского понятия самадхи; «созерцание» (гу-ань) — санскритского понятия випасьяна. «Остановка» и есть «устойчивость» (дин), поэтому говорят об «остановке в покое» (чжицзи) или «чаньской устойчивости» (чаньдин). Созерцание — работа ума над осмыслением религиозной доктрины. Остановка — это сметание беспорядочных мыслей, сосредоточение сердечных помыслов в одной области, поэтому ее также называют «устойчивый ум» (динхуэй), «тихое свечение» (цзичжао) или «свет и покой» (минцзин).

Созерцание на базе остановки рождает мудрые мысли, позволяет ясно увидеть события и их законы. Сам Мудрый Спокойный уделял особое внимание остановке и созерцанию, считая их самым высоким принципом строительства и взращивания в данной школе, поэтому лично передал несколько техник и написал ряд книг: «Основы метода сидячей медитации в выстраивании и научении, остановке и созерцании» (сокращенно — «Остановка и созерцание для начинающих» или «Первоначальная остановка и созерцание»), «Шесть тонких методик» («Неустойчивые остановка и созерцание»), а ученики записали и составили книгу «Великие остановка и созерцание» («Остановка и созерцание в полном покое» или «Окончательная остановка и созерцание»). Этот комплекс методов может быть полезен для практикующих цигун.

Десять медитаций. Подчинение

 

 

Нижеследующее описание основано на двух книгах, написанных самим Чжи И.

       В символической форме данный метод представлен на широко известных картинах «Десять быков чань» (рис. 52—61), описывающих стадии буддийской медитации.

       Вся методика остановки и созерцания включает следующие компоненты.

       1. Выполнять пять правил: соблюдать чистоту, быть умеренным в одежде и пище, поселиться в уединенном и гармоничном месте, отстраниться от мирских дел, стремиться к познанию.

       2. Отрешиться от пяти желаний — цвета, звука, запаха, вкуса, осязания.

       3. Отбросить пять покрытий (в том числе алчных желаний и сомнений).

       4. Регулировать пять видов деятельности: питание, сон, тело, дыхание, сердце.

       5. Продвигаться пятью способами: желания, тонкого проникновения, мысли, искусной мудрости различения, понимания единым сердцем.

       Вышеуказанный метод остановки и созерцания под общим названием «Двадцать пять наставлений» включает подготовительные мероприятия и указания по проведению практики, а также особые пункты, требующие внимания в повседневной деятельности. Выполняя техники остановки и созерцания, требуется в спокойной обстановке обычной жизни отбросить все ненужные привязанности и беспорядочные мысли, чтобы сосредоточить сознание и, используя методы налаживания тела, дыхания и сердца, непрерывно практиковать, повышая свой уровень.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!