МЕТОД  ИНЬ  ШИЦЗЫ  ТИХОГО  СИДЕНИЯ 



Книга Цзян Вэйцяо «Метод инь шицзы тихого сидения» («Инь шицзы цзин-изо фа») впервые была издана в 1914 году, а переиздана в 1917 году. В 1918 году вышла книга «Метод инь шиизы тихого сидения с дополнениями». Как говорит сам Цзян Вэйцяо, обе эти книги переиздавались десятки раз и очевидно, в то время были распространены довольно широко. В 1954 году в г.Сянгане (Гонконге) появилась еще одна книга — «Разговор о здравоохранительных исследованиях метода инь шицзы тихого сидения». В мае 1956 года Шанхайское издательство «Вэйшэн» («Здравоохранение») выпустило книгу «Китайские методы дыхания, успокоения и взращивания жизни». В конце 1957 года в г.Сянгане появилась его небольшая брошюра: «Медитация в миру» («Ши цзянь чэнь»). Кроме того, г-н Цзян на дому и по переписке обучал методам тихого сидения (рис. 42).

Рис. 42. Метод тихого сидения

Сам г-н Цзян в детстве много болел, в молодости также страдал легочными заболеваниями и по приложению «Без лекарств: начальная подготовка» («У яо юань уюань») к книге «Пояснения к сборнику медицинских рецептов» овладел методами малого небесного круга. В зрелом возрасте перешел на занятия гунфу [работа над собой] по буддийской школе: сначала овладелметодами медитации школы «Небесная площадка» (тяньтаи), потом действовал согласно «Тайной школе» (мицзун), которая относится к наиболее мистически окрашенным направлениям в буддийском учении. Распространившись в Японии она получила название «Восточная тайна» (дунми по-китайски, домищу по-японски), а в Тибете — «Тибетская тайна» (цзанми по-китайски). Г-н Цзян занимался практикой в системе Тибетской тайны, включавшей порядок восемнадцати путей, метод открытия макушки, большую ручную печать (большая мудра) и метод тонкого сохранения многих богатств в палате.

В методах «Тибетской тайны» мистическая окраска слишком существенна, а методы медитации можно посмотреть в последней главе. В данной главе методы инь шицзы — тихого сидения — эти два момента не включают.

Положение: выпрямление тела

Управление телом перед сидением. Человек, желающий приступить к тихому сидению, прекращает движение вперед или назад. Должно быть совершенно ясно, что недопустимы грубые действия: если действия грубы, то ци тоже, соответственно, грубеет. Когда мысли блуждают, войти в покой очень трудно. Поэтому перед сидением нужно все предварительно отрегулировать.

Управление телом во время сидения. Усевшись на кровать или специальный табурет, нужно расправить одежду, распустить пояс и принять удобное положение. Сначала ставят ноги на пол или садятся в позу лотоса или полулотоса; можно сесть, свободно скрестив ноги. Далее следует установить руки: тыльную сторону правой ладони кладут на левую ладонь, прикладывают к низу живота и мягко помещают на ноги (рис. 42). Потом следует покачаться всем телом влево-вправо 7—8 раз для выпрямления позвоночника. Голову с шеей тоже нужно вытянуть по вертикали, так, чтобы нос и пупок были на одной прямой, не опускать и не запрокидывать голову. Открыв рот, выдохнуть находящуюся в животе грязную ци. Далее язык прижимают к верхнему нёбу, ртом и носом медленно втягивают чистый воздух 3—7 раз, затем рот закрывают, губы и зубы соединяют, а язык остается прижатым к верхнему нёбу. Наконец, тихонько закрывают глаза и сидят ровно. Если после долгого сидения ощущается, что корпус отклоняется в сторону или сгибается, нужно своевременно мягко выпрямить его.

Управление телом после сидения. После завершения практики следует открыть рот и выдохнуть ци более десяти раз, чтобы излишнее тепло в теле рассеялась наружу. Потом медленно-медленно покачивают всем телом, двигают плечами и лопатками, головой и шеей, плавно расслабляют кисти и стопы. Затем обратные стороны больших пальцев трут друг о друга до образования тепла и проглаживают ими веки, закрывают глаза и растирают боковые поверхности носа. После этого трут ладони друг о друга до разогревания и потирают ими уши, голову по бокам, грудь, живот, спину, руки, ноги, заканчивая в центрах ступней. Подождав, пока пот высохнет, можно делать произвольные движения.

Дыхание: налаживание выдохов и вдохов

Управление дыханием перед сидением. В обычное время нужно следить, чтобы дыхание было носовым,— грубое и поверхностное недопустимо, дыхание нужно от горла и груди постепенно доводить до самого низа живота.

Управление дыханием во время сидения. Когда входишь в сидение не наладив дыхания, сердце остается неустойчивым, поэтому следует добиваться крайне мягких и легких выдохов и вдохов, равномерных и долгих.

Можно также воспользоваться методом подсчета дыхательных циклов (считать выдохи или вдохи), считая с одного до десяти, а затем начинать сначала. Если не удается досчитать до десяти, отвлекаясь на посторонние мысли и сбиваясь со счета, тогда снова возвращаются к началу. Повторяют процесс неоднократно, постепенно осваивая и ненасильственно налаживая дыхание.

Управление дыханием после сидения. Завершив сидение, открывают рот и выдыхают ци. Ожидают, пока температура тела понизится и возвратится к норме — только тогда можно совершать произвольные движения.

 

 

Сердце: смягчение беспорядочного сердцебиения

Управление сердцем (душой) перед сидением. Обычно ситуация определяется следующим образом: одно слово — одно движение. В общем, сердечные помыслы следует помещать в полость тела, не позволяя им рассеиваться вовне. При длительном естественном сохранении легко добиться смягчения работы сердца.

Управление сердцем во время сидения. При вхождении в состояние покоя на пути практикующего возникают два вида явлений. Первое — всяческая путаница в сердце, так что поддержание сосредоточения мыслей на одном  оказывается нестабильным. Второе — сонливость, поскольку успокоившись легко погружаются в сон. Начинающие изучать сидение, страдая рассеянием и беспорядком в мыслях, при излишнем усердии по мере уменьшения хаотичности в мышлении впадают в сонливость. Для собирания разбросанных помыслов следует отпустить поток сознания в целом, не обращать внимания ни на что, привлечь сердце к одной думе и хранить мысль внизу живота — тогда можно естественным образом постепенно успокоиться и обрести устойчивость. Для противостояния погружению в сон можно поднять сознание (ин янь) путем сосредоточения внимания на кончике носа, чтобы воспрянуть духом (цзиншэнь). Можно также воспользоваться методом подсчета дыхательных циклов, чтобы сердце и дыхание друг на друга опирались, тогда удастся избежать как рассеянности, так и погружения в сон.

Управление сердцем после сидения. Завершив практику, нужно своевременно позаботиться, чтобы снова не появились смутные идеи и путаные мысли.

Описанные выше три направления управления — телом, дыханием и сердцем — фактически используются одновременно и только для удобства разъяснения приведены здесь как три отдельные темы.

Когда в практике достигают определенной ступени, даньтянь (поле киновари) выделяет тепло, как кипящая вода, ци немного движется, а кроме того, появляются интенсивные вибрации; бывает, что горячая ци одним духом ударяет в копчик и, сначала пройдя через него, поднимается к заставе сжимающие хребет (цзя цзи гуань). Когда она пройдет обе заставы [первая — копчик], нужно проявить упорство и использовать работу без перерывов — тогда можно пробить заставу яшмовая подушка (юйчжэнь). Таким образом, одним потоком горячая ци идет по спине вверх, разворачивается поверх макушки головы, по лицу, опускается к носу и рту, разделившись на два потока, опускается вниз, достигая горла, снова смешивается и от груди опускается к даньтянь. Таким образом, всякий раз входят в сидение, и поток ци вращается в указанном направлении. Путь от копчика до верхней губы называют каналом управления (думай), а от нижней губы до точки слияние инь [хуэймнь в промежности] — каналом действия (жэньмаи). В зародышевый период каналы жэнь и ду соединены в один круг, но сразу после рождения сверху происходит разрыв в полости рта, а снизу—в отверстии ануса. Путем практики добиваются возврата к взаимосвязи обоих каналов, как это было в зародышевый период.

Кроме названных двух чудесных каналов существует опоясывающий канал (даймай), идущий вокруг пояса, и когда практикующий доходит до определенной ступени, становится возможным вращение энергии вокруг пояса. Например, влево и вправо вращают по 36 раз, соблюдая закономерность. Также есть пронизывающий канал (чунмаи), иньскии пяточный (иньцяомай), янскии пяточный (янцяомай), иньскии поддерживающий (иньвэй), янский поддерживающий (янвэй) — всего восемь каналов чудесного прохождения. Обычно все они закрыты и непроходимы, и только в процессе практики можно пробить их. Когда восемь каналов проходимы полностью, что называют «четыре прохождения, восемь достижений», по всему телу ци и кровь текут и проходят без препятствий, и болезням неоткуда взяться.

МАЛЫЙ НЕБЕСНЫЙ КРУГ  

При династии Мин (1368—1644 гг.) Ху Вэньхуань, ученый с многогранным талантом, написал книгу «Важные секреты многих построений», из которой один отрывок, посвященный работе с малым небесным кругом, был включен в начале династии Цин (1644—1911 гг.) Ван Жэньанем в главу «Без лекарств: первоначальное равновесие» книги «Пояснения к сборнику медицинских рецептов» («И фан цзи цзе»). Цзян Вэйцяо в своей ранней книге «Методы инь шицзы тихого сидения» приводит его метод тихого сидения. Начиная с описания малого небесного круга в «Пояснениях к сборнику медицинских рецептов», существует такой способ работы над собой (гунфу), который состоит в следующем.

Сначала нужно остановить мышление, успокоить тело и сердце, сесть лицом к востоку, скрестив ноги (ровное сидение тоже допустимо), дышать плавно и спокойно, сложить руки в мудру самадхи (подогнуть безымянный палец, а правую ладонь поместить на левую) и поместить ее под пупок. Постучав зубами 36 раз, чтобы собрать тело и дух-шэнь, красный дракон взбаламучивает море внутри и снаружи 36 раз [красный дракон — язык, внутри и снаружи — зубов], причем глаза вращаются вслед за языком, после чего язык упирается в нёбо. Успокаивают сердце и считают дыхательные циклы; завершив небесный круг на числе 360, ожидают полноты священной воды (шэньшуй), полощут рот слюной несколько раз, пользуются заклинанием из четырех слов (цо — брать в щепоть, ди — достигать, би — закрывать, си — вдыхать). Сжимая, поднимают путь по ущелью [гудао — между ягодицами], языком касаются верхнего нёба, глаза закрывают и смотрят вверх, нос вдыхает не выдыхая. От канала действия (жэньмай) поджимают путь по ущелью до копчика, перемещают и подают с помощью мысли, постепенно поднимают и сдавливают среднюю заставу (чжунгуань), постепенно ускоряют, закрывают глаза и смотрят вверх, носом вдыхают без выдоха, сталкиваются с яшмовой подушкой (косточкой позади шеи), кидают сдержанный взгляд вперед, прямо поворачивают куньлунь (макушку), обратно опускают «сорочий мост» (язык), отделяют слюну и подают вниз в многоэтажное здание (чунлоу — горло), вводят во дворец гексаграммы ли (сердце) и достигают моря ци дворца гексаграммы кань (даньтянь), немного задерживаются, и снова используют предыдущий метод. Весь процесс без перерыва повторяют трижды. Слюну во рту проглатывают, разделив на три доли так, что вода небесной реки течет назад.

При кратковременном тихом сидении обеими руками потирают даньтянь до 108 раз, захватывая пупок.

Когда опускают руки, пупок прикрывают одеждой, чтобы не продуло. Древние говорили: взращивая, добиваются, чтобы даньтянь и пупок были в тепле и жире, это истинный тонкий метод древних отшельников. Далее обратные стороны больших пальцев трут до тепла, поглаживают глаза 14 раз — изгоняют огонь сердца, разглаживают нос 36 раз — смачивают легкие, трут уши 14 раз — пополняют почки, разглаживают лицо 14 раз — оздоравливают селезенку. Двумя руками затыкают уши — звучит небесный барабан, потихоньку поднимают руки — обращаются к Небу с приветствием. Весь процесс без перерыва повторяют трижды. Постепенно согревающим дыханием (кэ) выбрасывают грязную ци изо рта 4—5 раз и набирают чистую ци. Двумя руками обнимают плечи и вращают суставамц сдвигая кости, несколько раз. Потирают заставу яшмовая подушка до 24 раз. Потирают поясницу до 108 раз и центры ступней до 108 раз каждый.

Малый небесный круг первоначально был составной частью техники внутренней киновари (нэйдань) в даосизме (подробнее см. в приложении). Однако следует подчеркнуть, что для освоения данной методики необходимо разыскать опытного учителя для получения конкретного руководства по системе цигун. Заниматься самостоятельно, вслепую, не следует.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1034; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!