Академическая успеваемость, понятие, возрастные и групповые различия, соотношение с интеллектом



 

Академическая успеваемость - степень совпадения реальных результатов учебной деятельности студентов с запланированными.

 

 

Возрастные и групповые различия

Английский ученый В.Б.Докрелл исследовал способности у учеников грамматической и технической школ, ученики делились также на были тех, чьи семьи имеют средний и низкий социально-экономический уровень. Результат: Чем оно выше - тем больше вероятность того, что все дети будут хорошо развиты вербально; чем оно ниже, тем больше вероятность, что часть детей будет иметь низкое вербальное развитие.

 

Первое большое исследование роли социально-экономических параметров и их связи с формированием интеллекта было проведено Дж.Б.Маллером в Нью-Йорке в 1930 г. Маллер сопоставил академическую успеваемость и экономический статус (доход) семей у ста тысяч 10-летних детей. Корреляция показала на взаимную зависимость этих показателей.

 

 В конце 30-х годов Э. Торндайк обобщил обширные социологические данные в США сгруппировал их категории. Результат: чем благополучнее город (выше доход граждан, больше заботы об образовании и т.д.), тем выше интеллект.

 

Р.Линн – осн. идея показать какой фактор самый значимый.

Оказалось, что образование отца влияет на уровень интеллектуального развития ребенка. Этот уровень, в свою очередь, связан с интеллектом человека во взрослом возрасте. А интеллект взрослого человека уже связан с тем уровнем материального положения, который он достигает.

При чем ур-нь образования отца значим как для девочек, так и для мальчиков.

 Гальтон, проведя исследование, выявил, что наиболее успешными и выдающимися личностями становятся первенцы или единственные дети в семье.

 

Также существует связь между кол-вом детей и интеллектом. Уровень И имеет тенденцию снижаться по мере увеличения порядкового номера детей, самый высокий интеллект имеет первый (или, по некоторым данным, второй) ребенок; у тех, кто появляется за ним, интеллект последовательно снижается, а начиная с восьмого ребенка, - немного повышается.

 

Пpоблема влияния когнитивного стиля на успешность обучения. Большая часть эмпиpических pабот в этом напpавлении связана с поленезависимостью.

 

С.Бэл выявил положительные связи между поленезависимостью, кpеативностью и академической успеваемостью у 150 студенток индийского унивеpситета.

 

 

Р.Розенстpатен и А.Потайеp:

Сpеди лиц с высшим образованием больше поленезависимых. По мнению авторов, обучение развивает поленезависимый стиль мышления и восприятия.

 

М.Ниаз:

Наибольшую способность к обучению имеют поленезависимые с мобильным стилем, т.е. умеющие действовать и в манеpе полезависимых.

 

Студенты с поленезависимостью:

· используют меньшее количество слов для записи, употребляют больше простых предложений, чаще сокращают слова, используют синонимы, пеpефpазиpуют мысль, т.е. подвеpгают текст большей пеpеpаботке.

· хаpактеpно графическое стpуктуpиpование текста с применением подчеркиваний, сменой шрифта или цвета.

· умение быстро переводить новую информацию на свой язык.

Билет 26.

Феномен креативности и его изучение в рамках дифференциальной психологии

Креативность (от лат. creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

 

Торренс. Креативность - процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения. Включает в себя:

· повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний,

· поиск новых решений проблем на основе выдвижения гипотез.

 

 

Симпсон впервые начал использовать это понятие (1922). Креативность - способность человека отказываться от стереотипных способов мышления.

 

Дж. Гилфорд. На первых этапах изучения креативности ее отождествляли с дивергентным мышлением, а сам подход такого изучения назвали психометрическим.

Выделил 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Позже остановился на 6 параметрах креативности:

• способность к обнаружению и постановке проблем;

• «беглость мысли» (количество идей, возникающих в единицу времени);

• оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, отвечать на раздражители нестандартно);

• гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

• способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

• способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

Тесты:

1) предлагается некоторый текст, испытуемый должен предложить как можно больше названий к нему;

2) описывается несколько гипотетических ситуаций, испытуемого просят перечислить всевозможные их последствия.

 

А.Матвеев выделяет этапы креативного процесса:

1. Псевдо инсайт.

Приступая к работе над задачей, возникает несколько вариантов решения. Однако чаще всего эти решения не являются настоящим решением проблемы.

2. Анализ проблемы

Анализ данных о проблеме, сопоставление их, обращение к предыдущему опыту.

3. Фрустрация

Когда терпение заканчивается и принимается решения бросить задачу. При этом м.б. различные варианты реакции: агрессия, депрессия, рационализация и т.д. НО в любом случае результат - прекращение работы над проблемой.

Момент фрустрации при решении творческих задач является ключевым. Важно просто оставить ее на время, переключиться на другую деятельность.

4. Инкубация

Сознательное откладывание проблемы, но подсознание активно ищет пути решения задачи.

5. Инсайт (озарение)

Неожиданно приходит решение. Момент нахождения ответа сопровождается сильными положительными переживаниями.

6. Проверка решения

Проверка насколько ответ верен, насколько решение адекватно.

 

Некоторые авторы выделяют четыре особенности личностной креативности:

1.Любознательность.

2.Воображение.

3.Сложность - ориентация на познание сложных явлений, постановка трудных задач; 4.Склонность к риску. Проявляются в том, что субъект: будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели, и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибки и провалов.

 

Креативность и воображение

Л. Б. Ермолаева-Томина (1975) считает, что воображение, прежде всего творческое (продуктивное), является наиболее ярким и типичным проявлением креативности.

Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) пишут, творчество выступает как процесс и результат, а креативность – как мотивационно-потребностная основа творчества.

 

Так, К. Роджерс (1994). К - способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.

 

Тейлор объеденив 60 определений креативности, разделил на 6 типов:

1) гештальтистские - описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего;

2) инновационные -ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта;

3) эстетические - упор на самовыражение творца;

4) психоаналитические – креативность как результат взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я;

5) проблемные - креативность как дивергентное мышление (через ряд процессов решения задач);

 

М. А. Холодная (2002) рассматривает креативность в узком и широком значении. Креативность в узком значении – это дивергентное мышление, т.е. готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта.

Креативность в широком значении – это творческие интеллектуальные способности, способность привносить новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи, способность осознавать пробелы и противоречия, способность отказываться от стереотипных способов мышления.

Критериев креативности:

1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);

2) оригинальность (способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от обще-

принятых, типичных ответов);

3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую);

4) метафоричность (готовность работать в фантастическом, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, наоборот).

 

 

креативность разными авторами:

• способность к творчеству;

• интеллектуальное творчество;

• нечто новое, оригинальное;

• отдаленные ассоциации;

• реструктурирование целостной системы;

• необычное кодирование информации;

• дивергентное мышление;

• результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов;

• выход за переделы уже имеющихся знаний;

• нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию,

 

Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов. Креативность включает семь симптомокомплексов:

· мотивационный,

· эмоциональный,

· интеллектуальный,

· эстетический,

· экзистенциальный,

· коммуникативный,

· компетентностный.

 

 

Половые различия:

1) А. В. Ассовская, Л. А. Цветкова и Т. Г. Яничева (1997) изучали креативность младших школьников (8–9 лет) обоего пола. Авторы установили, что высокий уровень креативности имели 45 % мальчиков и лишь 20 % девочек; в то же время низкий уровень был у 50 % девочек и 23 % мальчиков.

2) А. К. Канатова (2000), обследовавшего 207 мужчин и 250 женщин в большом возрастном диапазоне: у мужчин креативность несколько выше, чем у женщин.

3) Г. В. Усачева (2005) нашла, что у девочек младших классов креативность выше, чем у мальчиков-сверстников, а также данные А. В. Челноковой (2007), не выявившей различий в креативности у студентов мужского и женского пола.

4) Н. В. Гаврюшкина (2001) изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и

выявила, что невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет нее у них же выше и общая креативность.

5) О. М. Разумникова (2006) выявила достоверные половые различия (в пользу мужчин)

по оригинальности и количеству изображений в тесте «Круги» и оригинальности в ассоциативном тесте.

Билет 27. Теории черт личности, основные положения, достоинства и критика. Структура личностных черт, модели Г. Олпорта, Г.АЙзенка, Р.Кеттелла, «Большая пятерка» способы выделения черт и их классификация.

«Отцы-основатели»:

Г.Олпорт ( 1897-1967)

Р.Кеттелл(1905-1998)

Г.Фйзенк(1916-1997)

 

Теория черт Г.Олпорта. публикация 1921г.

Разделение личностных черт от состояний, действий.

3 вида черт:

-    кардинальные (стержневые)

- центральные (менее обобщенные, в какой-то степени являются уточнением кардинальных)

-    вторичные (частные черты, которые характеризуют поведение в конкретной ситуации)

 

Отличие между чертами по обобщенности и значимости в детерминации поведения.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!