Общие моменты, характеристика русской ПП мысли
Д/России 19в с т.з ППУ уникально ,т.к появилось большое количество теорий и идей, расцвет русской мысли. Д/русской мысли характерно решать общие, основные вопросы (духовно-общественного плана: вопрос о смысле жизни и как его реализовать в повседневной жизни). Как реализовать смысл своей жизни в обществе. Вопрос экономики, права, политики не будут самостоятельными, они будут подчинены, исходили из решений тех 2х вопросов).
Чисто политич и правовые учения высказывали некоторые либералы и представители юр позитивизма (профессора права – Шершеневич, Коркунов, Петражицкий). Русская мысль 19в имела разнообраз форму – как в науке, так и в литературе (2/3 мыслителей).
Русская наука – имея минимум возможности д/изучения реального получают максимум результата, выход за рамки рационализма.
«Живое знание» - понятие вывели славянофилы, которое дается и разумом и чувствами и интуицией, постоянное движение к истине человека. постичь может любой смысл истины.
Д/русской мысли ключевой вопрос – вопрос о России, русская идея – мысль о том, что из себя представляет Россия, идея о самобытном пути России: 2 основных направления, которые по разному воспринимали эту идею:
1) Западники
2) Славянофилы
Западники, смысл России – это часть Европы, необходимо «идти за ней, догоняться».
Славянофильство – (фил – любовь) – Россия – самобытная культура, цивилизация, образ жизни. Цель – утвердить свою жизнь, интерес.
|
|
Спор м/у западниками и славянофилами касался 2х моментов: что есть Россия? Способы утверждения реализации России.
Западники – внешнее делание (красота)
Славянофилы – внутреннее делание (все начинается с человека, его внутреннего изменения, достичь большего, «спасешься сам – спасутся многие»)
Академическая наука считает, что ППУ 19в России шло в русле Европейской мысли, повторяли классическую схему: консерваторы – либералы – социализм.
20в – юрист Алексеев, сказал, что делить на консерваторов – либералов – социалистов, бессмысленно, необходимо делить на западников и славянофилов. Что является западом? – нет единого целого, 3 Европы: англо-франц (Париж и Лондон) – либеральная, немецкая – Германия (консерватизм), виртуальная Европа – социалистическая – Европа будущего (труды Шаркса).
Западничество
Русская мысль развивается толчками, которые связ с отеч войной 1812г, которая породила мысль о величии России и ее незавидной участи, это событие породило 1й толчок развития русской мысли – декабристы, которые потянули 30е гг – западники и славянофилы.
Реформа Александра 2 – 60-70е гг – появилось оформленные идеи западников и славянофилов, все возможные варианты русского пути развития (связь с Крымской войной – поражение – урок), который м превратить в силу.
|
|
21.12.11
Западники – все русские мыслители, которые утверждали, что ключевое преобразование в обществе – институциональное (внешнее делание) и что Россия – часть Европы, совершенствование государства, права, введение парламента.
Западники, как идейное течение оформляется в 30-40е гг. Возникает в профессорской среде. Очень узкое движение (Московский, Спб, Киевский университеты): Кочановский, Грановский.
Идеи носили либеральный характер англичан и французов
Англичане – 30-40е гг
Предшественники западников – декабристы: Муравьев и Пестель.
Муравьев – Конституционная монархия, Конституция
Пестель – Русская Правда.
Идея декабристов – Россия отстает от Европы, необходимы преобразования, реформы
Ключевая фигура д/западников – Сперанский. Его идеи совпадали с идеями западников.
Сперанский- кодификация права, которая не проводилась 200 лет, 15 томов Свода законов. Организатор по подготовке реформ, в т.ч и судебной. Высказал ряд идей, которые стали основополагающими д/западников:
А) опирался на договорную теорию происхождение государства.
|
|
Б) опирался на теорию естественных прав
В) теория разделения властей (теория эпохи Просвещения) + идея о свободе как высшей ценности.
Предложил реформировать существующий гос и правовой строй. Определил специфику западников – реформа должна проводиться властью.
Русский народ – слаб, необходима власть.
Обществом оперировать нельзя.
Проект Конституции 1809г – Конституция, парламент. Введение гражд и политич прав.
50-60е гг – мощный всплеск западнической мысли России – решается круг западников – высшие чиновники, императорская семья.
Чичерин – самый яркий представитель этого периода. Профессор права, родоначальник гос школы права.
Чичерин рассматривал историю русского общества как смену нескольких правовых форм:
Родовая, вотчинная, государственная.
Государственная – высшая форма. Показал специфику русской власти, государство играет двоякую роль: сперва государство закрепощает общество, в интересах общества, с другой – раскрепощает. Вывод – главное, действующее лицо – государство.
Все реформы б проходить естественным путем – охранительный либерализм, необходимо сочетать ценности свободы, нужно сохранять государство.
Согласно Чичерину государство – союз свободного народа, связанных законами, единым целым и управляемое верховной властью: свобода, закон. Широкое понимание государства.
|
|
Право с т.з Чичерина – механизм, позволяющий и свободе 1 человека не мешать свободе другого (ограничение)
Право регулирует внешнюю свободу, нравственность – внутреннюю.
Рубеж 20-30х гг – образ среднего, мелкого чиновника.
-кабинетный ученый
-фабрикант
-мелкий чиновник
Коркунов, Мелюков и т.д психологическая школа права – Петражицкий и юр позитивизм – Муромцев, Новгородцев.
Славянофильство.
Славянофильство часто приравнивают к консерваторам.
Выдвинули идею естественного развития. Развитие д исходить из собственных ценностей. У каждого народа свои ценности, свое назначение, судьба.
Чисто внешне подход похож на консерваторов => бережное отношение к традиции. Традиция – нечто застывание.
Государство д помогать развитию народа.
Славянофилы определили специфику русского народа.
Религиозное мировоззрение – воссоединение, цельное мировоззрение, не сводится к православию.
Характерно сочетание цельности бытия, жизни не только материального, но и душевного, сочетание, поиск смысла жизни.
Особая роль власти и отношения к обществу.
Серьезные преобразования жизни возможны только при 2х условиях:
-внутреннее совершенствование
-совместное делание
Славянофилы – мыслители 30-40х гг: Хомяков, бр Аксаковы, бр Кириевские, 2ая пол 19в – Данилевский «Россия и Европа», Леонтьев «Европеец».
28.12.11
Не считали себя славянофилами: Леонтьев, Чехов.
Ряд учений (индивид), различные по стилю, Леонтьев –эссе, письма, романы.
Данилевский «Россия и Европа», Достоевский «Дневник писателя», Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы».
Общая основа – противопоставление европейского и русского.
Д/Леонтьева – понятие красивого. Главный признак красоты: насыщенность и многообразие, которые проявляют жизнь духовного человека.
Европа – это однообразное и монотонное существование. Подобная жизнь характерна для старости, это искусственное упрощение, отсутствие реального интереса к жизни, терпимость – отсутствие сил. Яркое проявление –демократия – единообразие.
«Цветущая сложность» - это Россия, по-мнению Леонтьева.
Россия – самобытность, с др стороны – традиции Византии (уникальное явление), Россия отторгает Европ смысл жизни.
Теория культурно-исторических китов разработана Данилевским, вывел, что в истории человечества нет единого управления развития.
Все человечество движется в одном направлении – нет такого, по мнению Данилевского. В истории человечества существует несколько культурно-исторических типов (примерно, 10): Греция, Рим, Др Восток, Европа, Россия и т.д. Он отмечал, что их можно классифицировать , 1 из 4 основ: эконом, соц, духовная (религиозная), государственная – упор на ту или иную сторону жизни. Россия – культурно-историч основа, опирающаяся на все 4 основы.
Достоевский – русский человек может понять любого другого человека.
Консерваторы: Карамзин (европ типа), Победоносцев «Великая ложь нашего времени» (парламентаризм и демократия): за красивой жизнью скрывается власть меньшинства (много денег), подобные вещи опасны д/России, она этого не выдержит. Если Россия примет эти ценности –ее взорвут (либо до европ крайности либо антиевропа – это все опасно).
4.Русский социализм (народничество), в 1840г в России активно принимают социалистические идеи.
Французский социализм 1й пол 19в – превр в народничество
2ая пол 19в – марксизм – превратился в большевизм.
Народничество – русский социализм: если европ социализм считает что будущий социализм возможен через постепенное развитие, то русский социализм – в русской жизни есть устойчивая основа социализма (община): существует каждое право на землю, обеспечено для всех и общинное владение землей (выживание всех) и самоорганизация (самоуправления).
Община не явл ячейкой будущего, она всего лишь основа поглощения личности. Снять ограничения с общины и перенести все на личную жизнь. Идею разработал Герцен. Социализм доступен для России, можно миновать капитализм.
Чернышевский – пропагандист русского социализма:
1. Будущее общества – федерация в самоуправляющихся общинах и объединений
2. Значение государства – регулировать конфликты внутри общества м/у уровнем производства и потребностями людей. Государство исчезнет когда будет решена проблема производства.
3. Проблема власти: России нужна реальная, а не формальная демократия.
4. ? о методах преобразования. Настаивал на революции.
70е гг – попытка реализовать социалистические идеи => 1874г «вхождение в народ»
В 70х гг после «вхождения в народ» развернулась дискуссия: методы претворения социализма в жизнь:
3 направления народничества:
1. Бунтарское (Бакунин) – категорически олтич от европ анархизма, идея не в том, что гос-во главный враг общества, а главная его идея – коллективная жизнь, сотрудничество, чо можно обойтись без гос-ва – русский социализм отрицает частную собственность (Кропоткин). Как достижима справедливость социализма? – бунт, прямое и широкое выступление народа против власти. Высшая форма активности человечества – бунт, который возможен при помощи простого народа.
2. Пропагандистское (Петр Лаврович Лавров). Главная идея: социализм – ничто иное как полноценное развитие личности и общественная справедливость. Русский социализм – высокая планка развития общества и личности, поэтому можно совершить бунт и революцию, но это бессмысленно, одни формы насильственные будут заменены другими и это не приведет к лучшему, пропаганда новой жизни и государства, пропаганда, просвещение и т.д.
3. Заговорческое (Ткачев). В России есть возможность развития социализма, но уже начинают развиваться буржуазные отношения, не пропаганда, ни бунт невозможны, единственное – гос переворот, замена власти – необходима партия нового типа.
Тема: ППУ 20 века.
1. Общая характеристика
2. Либерализм и консерватизм в 20в
3. Правый радикализм (фашизм, нацизм)
4. Концепция плюралистической демократии
5. Юридический солидаризм
6. Нормативизм (юр позитивизм Кельзина)
Общая характеристика.
Факторы, которые повлияли на изменение ППУ:
Достижение максимального развития капитализма и альтернативный проект 20в (социализм – коммунизм). Все идеи, появившиеся в 20в – модернизация идеологии. Происходит их активное становление. Промежуточные идеологии м/у социализмом и либерализмом. Меняется характер и масштабы деятельности государства. Гос регулирование экономики и соц жизни – обычное дело, гос-во обретает огромные вес в политической жизни.
Нац гос-во теряет свое значение, представляет интересы нации. Происходит переход от нац гос-ва к гос-ву, которое реализует идеи отдельных элит, структур.
Демократизация политич жизни – влияние на политику.
Основные изменения в ППУ, новое:
- деление политич науки, от остального блока гуманитарных дисциплин, специализация, деление на политологию и правоведение
- расширяется спектр ППУ: сложной, многовариантной.
-неопределенность, вариативность классических понятий. Ключевые термины получили различное наполнение: идеалистическое, бытовое и т.п. Идеологизм - обобщенное мнение, оценка каких-либо явлений. Смешение понятий.
Усиливается влияние радикализма – добиться результата жесткими мерами.
Радикализм и консерватизм характерны для 20в.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!