Тема 1: Учения средневековой западной Европы



История политических и правовых учений. (ИППУ)

 

Федоров Алексей Николаевич – лекции

Абрамовская Ольга Ривхатовна – семинары.

 

7.09.11

Тема: Предмет, метод, периодизация ИППУ.

Предмет ИППУ.

Методологические основы курса.

Структура ППУ.

Периодизация курса.

 

Предмет ИППУ.

ИППУ относится к разряду историко-правовых дисциплин, изучает динамику, развитие.

       Дисциплина ИППУ появилась во 2ой пол 19в, когда ее начали преподавать на юр факультетах в университетах. Название дисциплины менялось:
       2ая пол 19в – история политич учений (Чичерин)

       Нач 20в – история философии права (Шершиневич, Коркунов)

       В советское время дисциплина продолжала существование, ее возобновили в 30е гг, а в 50е гг получила современное название.

       На данный момент ИППУ входит в обязательную часть юр факультета, аналитическая дисциплина.

       Предмет ИППУ – совокупность идей, концепций, теорий, дающих представление о сущности, формах и закономерностях развития государства (государственности) и права на различных этапах исторического развития и в разных странах (это представление разных народов и эпох о гос-ве и праве)

       Д/нашего времени ИППУ актуально.

       Кризис (с греч) – размышление.

           

2.ИППУ сильно подвержено европо-центрийскому подходу (Европа – эталон), большая часть курса подвержена европейскому учению.

       Исп подходы, разработанные на западе.

       ИППУ как и вся современная наука находится впереди.

       Наука заточена только на изучении Запада.

       Основные методы изучения ИППУ известны, проверены, устойчивы:

-ценностный метод – метод, благодаря которому выявляют как ценности формируют представления о гос-ве и праве. Нестабильное об-во – разные представления о гос-ве и праве (разные с/мы ценностей)

-социологический метод – определить как в политич-правовом учении отразились интересы той или иной группы

-региональный (страноведческий) метод – определить базовые условия которые повлияли на х-тер ППУ.

-портретный (биографический) метод – позволяет определить степень влияния личного или надличного (общ-ного) на ППУ.

Структура ППУ.

1)ИППУ изучает разные явления (идеи – обобщенное понимание чего-либо), представления, взгляд на конкретное политико-правовое явление

2)ИППУ изучает концепции(трактовка какого-либо явления или процесса)

3)изучает теории (с/ма идей, целостных взгладов на проблему окр мира)

4)иногда изучает представления (мнения по какому-либо поводу, свойственны д/многих людей, но они изменчивы, их трудно изучать), представления касаются массового сознания, хотя м изучать по пословицам, поговоркам, письмам.

       ИППУ обычно исп термин «учение» - с/ма политико-прав взглядов (идеи, концепции, теории), понятие учения м захватывать несколько стран, множ-во ученых, длиться множ-во эпох. Чтобы выделить различия в рамках одного учения исп несколько дополнит терминов:

       -направления

       -течения

       -школа

Направление – общие идеи

Течения – различ по трактовке каких-либо базовых ?

Школы – по разному трактуют трактовки, мелких не ключевых ?

       Каждое ППУ состоит из 3х основных компонентов:
1)доктрина – приемы познания и способы объяснения гос-но-правовых явлений (база познания)

2)теория – с/ма положений и выводов

3)политич идеология – с/ма идеалов, ценностей через к-ые воспринимается и оцениватся гос-правовая реальность (политика)

       Политич идеология – самый яркий компонент, большинство людей знакомо только с идеологией (в самых простых ее формах)

 

14.09.11

 

Периодизация курса

Традиционная периодизация (историческая)

1)Древний мир ( 3 тыс до н.э – 5 в н.э) – выделяют ППУ Др мира, все ППУ созданы в рамках традиции (в виде устной), фиксируются как наставления общего плавна, выделяют: древневосточное учение (учение античности)

2)Средние века (5 – 16 вв) – ППУ средневековья, они созданы в рамках того или иного учения ( либо З или В христианство или ислам)

3)Новое время (16-19 вв) – ППУ нового времени, формируется в рамках научного мировоззрения и они получают современный вид, современные по виду и содержанию учения (Монтескье)

4)Новейшее время (20 в) – современные ППУ.

 

2ой подход разработан во 2ой пол 20 в – создан на волне либерализма – социентальный – представления об истории как постепенном упорядочивании жизни, человечество идет постепенно от хаоса (беспредела) к правопорядку, основанному на человеческих ценностях, прав.

       Выделяют 3 типа общества (3 типа ППУ):
1) традиционное общество (существ до 16 в), хар-но особый тип ППУ: человек – это часть нечто общего (> целого), целое важнее части, устанавливался приоритет общего интереса над частным, понятие «долга» - основополагающее.

2) Становление Г.О (16 – 18вв) – выделяют 3 события:

-возрождение (человек – сама ценность, подобие Богу, гуманизм)

-реформация ( приспособила Бога под человека, общение с Богом объявлено каждому)

-просвещение (заменило Бога на понятие «разума»), появляется учение об «автономной личности» - существо самоценное, самопроявиться – понятие прав и свобод.

3) гражд об-во (19-20вв) – окончательно утверждается учение о правах и свободах человека и гражданина (на нац и м/ународном уровне), соврем мир достиг идеала, несмотря на утверждение общего подходи появляется многообразие вариантов, реализации прав и свобод.

       В независимости от периодизации всегда н учитывать 2 момента: региональный и индивидуальный (портретный).

 

Тема 2: ППУ Др мира.

ПУ Др мира

ПУ античности

 

1. ППУ Др Востока

1.1 Общая хар-ка ПУ Др Востока

- представления о гос-ве и праве серьезно отличались от современной, это связано с 2 моментами:
во-1ых: традиции – особый взгляд на мир, сохранение прежнего, человек ощущал себя частью нечто большего (коллектив, семья, община, народ, клан, Вселенная (весь обитаемый мир).

Во-2ых – патриархальность – особая организация жизни (иерархический тип – у каждого есть свои обязанности),существует несколько уровней, согл природе.

       Эти 2 момента определили взляд на человека и на власть (гос-во)

       В ПУ Древности имели особую форму:

1) Религиозно-мифологическая – ненаучное представление гос-ва, а с т.з религии, установленный свыше порядок.

2) ПУ не выделялись как самост часть => не существовало самост политич трактатов, предствл о гос-ве не выделялись

3) Все ПУ носят прикладной характер (нет теорий, есть советы по осущ власти, правосудию и т.д).

ПУ только сохранились в рамках, в составе религиозных трактатах : Др Индии и Др Китая (трактаты, дошедшие до нас), подобное значение тайное =>до нас практически не дошло.

Др Индия - все ППУ исходили из 2х важных идей:

1) Кастовый строй (организация об-ва) распределение функций в об-ве

2) Терпимость, связ с допусканием различных трактовок гос-ва и права (разные уровни предст о гос-ве и праве, разные уровни).

Выделяют 2 основных учения, которые б основаны на одних и тех же¸но понимались по разному:

 

 

 


Брахманизм (возник в сер 1 тыс) на основе веднической буддизм (возник в 5-4 вв до н.э)

традиции                                                                                       считался противоположностью брахманизма, связанная

Хар-но: устройство мира – в основе мира лежит с 2: буддизм полностью признает существование дхармы,

вечный закон – Рита (неизменимый, вечный                        но в жизни людей он проявляется в 2ком виде:

закон жизни), Рита определяет дхарму (свой пусть    во-1ых – как джамма (внешнее предписание закона)

реализации вечного закона) д/человека дхарма-              во-2ых – пада (внутреннее ощущение), приоритет

комплекс религиозных, прав, прав предписаний            внутреннему =>главная мысль – никакое внешнее

(обязанностей), идея сансары (колесо, череда     влияние не м изменить человека => гос-во бессмысленно,

перерождения, жизни) – цепочка жизни, которую              неспособно направлять жизнь человека и об-ва.

проходит любое существо, нирвана – достижение

высшего уровня развития, идея распростр на

людей, существует 4 уровня д/человека (они

совпадают с понятием «каст»):

-шудры

-вайна

-шатрия

-брахманы

Карма – неисполнение дхармы

С т.з дхармы, гос-во это:
во-1ых – божественное установление, призванное

обеспечить благо людей

Во-2ых – благо обеспечивается в принуждении

в основе организации (понимании) гос-ва лежит

принцип «данда» , принцип гос-ва «данданити» -

палочное наказание об-ва.

 

Др Китай

Особенности др китайских учений в сл:

Больш-во др китайских учений – в основе не религия, а ритуал (то, как надо поступать), регулирует поведение человека, как правильно себя вести

-все ПУ Др Китая – крайне прагматичны (ставят цель – найти эффективные способы управления людьми)
-многообразие учений – связ с активням поиском идеала общ-ного устройства (эпоха Джаньго – эпоха воюющих царств)

Основные варианты:

-конфуцианство

-легизм

-майизм

-доосизм

 

 

ИППУ

 

Раннее христианство (1-4вв)

1. Формирование дохристианского учения – критика существующего политич строя связана с «Апокалипсисом» откровения Иоана Богослова . Новые принципы земного жития – отрицание частной собственности, труд

2. 2ая пол 2 века (4-5 века) –превращение христианства в официальную гос религию, меняется учение, структура – организация церковная, толкование Евангелия, которое придает известным принципам совершенно другой смысл. Использовались послания апостола Павла. Политич власть дана от Бога, ибо нет власти не от Бога. Идея послушания. «Бога бойтесь, царя чтите». Идеал общества – община равных, меняется отношение к богатству, богатство – добродетель, это всего лишь божье испытание, признается частная собственность, оправдание получило рабство, рабство – наказание за грехи, идеал неравенства это отразилось на организации церкви, это жесткая организация, где священников не выбирают, а назначают, фактически бюрократическое гос-во, жесткая дисциплина.

Каноническое учение о праве, право понимается как возможная свобода поведения и равенства – все равны во всех смыслах и всегда перед высшей судьей, богом. Право устанавливает желательное поведение, которого нужно придерживаться. Право предлагает опред модель поведения, все зависит от человека. Источником права явл справедливость идущая свыше, от Бога. Лучшим выражением справедливости явл фраза «относись к другим так, как бы ты хотел чтоб поступали с тобой».

 

 

Раздел: ППУ Средних веков.

Тема 1:Учения средневековой западной Европы.

Тема 2:ППУ основных направлений Ислама в средние века.

Тема 3: ППУ Древней и московской Руси.

 

Тема 1: Учения средневековой западной Европы.

1) Общая характеристика

Отличительные черты ППУ зап Европы – религиозное мировоззрение (христианство). ППУ они все бытовали и существовали в рамках богословия (теология).

2) Схоластический характер учений – выведение любой идеи из авторитета (священное писание).

3) Учения ППУ делились на ортодоксальные(ортодокс – приверженец, верный сторонник) и еретические (еретик – отступник), все они основаны на священном писании, но разное толкование. Теология определила круг вопросов которые стояли в центре этих учений:

-соотношение веры (религия) и разума (философия), либо вера существует сама по себе либо возникает благодаря разуму. Вера существует сама по себе, она первоначальна, т.к от Бога.

-соотношение церковной и светской властей – кто важнее и кто у кого д.б в подчинении

-разновидности права (существует право божественное и право земное), кто главнее.

Исходя из 2го вопроса почти все учения признавали приоритет веры в жизни человека и церкви в жизни политической, почти все теории явл теократическими.

 

Официальная доктрина католической церкви – святая римская католическая церковь. Значимые мыслители – Аврелий Августин (д/православных признан Блаженным) и Фома Аквинский.

Основатели официальной доктрины.

Аврелий Августин (4-5 вв) – североафриканский епископ (Град Божий, Граций Божий). Смысл учения Августина – существует 2 уровня человеческой жизни – духовная произвольная от Бога и земное (негативная оценка – связан с грехом, земля обитающая дьяволом) – эти уровни захватывают все сферы жизни.

Существует 2 вида гос-ва –  2 града (город – образ гос-ва): град Божий и град земной. Только град Божий он считал гос-вом, с т.з Цицерона, церковь явл настоящим гос-вом, т.к ведет всех людей к истине, справедливости. Земной град Августин не признавал гос-вом, т.к это наживание за счет других, через насилие добиться того, что нужно. Земное гос-во предполагает 2 разновидности:

1)гос-во – банда, стремиться наживиться за счет других
       2)гос-во – христианское – правитель наставляет церковь. 

!!Церковь д направлять, наставлять власть земную – идея получила название «Доводы Августина», теория солнца и луны. (солнце – церковь, луна – светское гос-во).

Превращение церкви из рядового игрока в ведущую политическую силу, Августин обосновал верховенство Пап Римских.

       Аврелий Авугстин обосновал идею соц неравенства. Разделение людей – необходимо, т.к точно так же устроена жизнь на небесах. Роль града земного – поддерживать соц порядок.

 

Учение Фомы(Томас) Аквинского (13 в) – появилось 2 фактора в общественной и научной мысли:

- европейцы познакомились с античной философией (сочинение Аристотеля получено через арабских ученых + наследие римского права), стала знаменита логика Аристотеля

- первая волна еретических движений (11-12 в) – встала задача – новыми средствами (логика Аристотеля) обосновать старое учение (Аврелия Августина), которое подверглось еретическим учениям (нейтрализовать их) – модернизовать их.

       Учение Фомы Аквинского принципиально содержит 2 важнейшие составные части:
1-иерархия форм Вселенной (полностью идея Аристотеля) – разные уровни бытия, жизни, но они выставлены в зависимости от качества, от совершенства. Вслед за Аврелием Фома Аквинский выделяет 2 уровня: Божественный (Небо) и человеческий (земля). Смысл – все пронизано иерархией. Фома выводит 2 важных момента: с/ма права и учение о власти. Фома использовал 2ную классификацию – 1ая взята у Аврелия (божественные и человеч законы), 2ая – Аристотеля (естественные и позитивные законы) – получилось сложная классификация законов, 4 вида:

-вечный закон (божественный, естественный) – лежит в основе всей жизни, и природы и общества.

-божественный закон (божеств положит закон) – Ветхий Новый Завет (Библия).

-естественный закон (человеческий естественный) – законы природы, по которым живет человек

-человеческий закон (человеческий, положит) – существующие на данный момент законы в обществе.

Суть – человеч закон д отражать в себе все предыдущие законы.

12.10.11

Учение о 4х видах законах явилось одним из доказательств теократической теории. Из понятия иерархии, где первенство принадлежит церкви, вытекает учение о гос власти. Ф. Аквинский различает 3 элемента гос власти: сущность¸ происхождение, использование.

Сущность власти – порядок управления, основанное на господстве и подчинении. Существующий порядок правления на земле, установлен свыше, т.е Богом, но не каждый правитель поставлен Богом, не каждый его поступок освящен именем Бога. Сама власть от Бога, но конкретный представитель – это человек и его действия оценивает церковь. По поводу использования Ф.Аквинский предложил аристотелевскую классификацию форм государства, правильные и неправильные формы, разница м/у которыми преследуют – общее благо, отражается в законах, неправильная форма гос-ва – власть используется в личных интересах, сопровождается беззаконием. Из всех форм власти предпочтение Аквинский отдает монархии, монархия – максимально производит систему управления, характерную д/небес (воспроизводит небесную канцелярию).  Лучшая форма управления множеством, если его много – когда им управляет один, который ограничен своими действиями церковью.

В дальнейшем идеи были развиты последователями Аквинского , направление – томизм.  

ППУ ересей средневековья.

Несмотря на усилия Аквинского ереси продолжали существовать, ереси получили оформление в виде альтернативных ППУ.

В средние века можно насчитать около 2х десятков ересей, часть из них охватывало Европу и существовало несколько столетий.

Ересей м разделить на 2 типа: ранние (10-12 вв) и поздние (2ая пол 14 – 15 вв).

Ранние ереси – во многом носили неформальный характер (не существовало спец оформления идей в виде трактатов), эти идеи в основном передавались устно, напрямую, через проповеди, личное общение и предполагали множество вариантов – подобие народного фольклора. Основная база – крестьяне, средние городские слои.

Поздние ереси – отличаются большей формальностью , учение приобретает письменный вид, в виде трактатов и поучений, воззваний, активное участие в разработке принимает интеллигенция – профессура, священники, появляется организационные структуры – подпольные кружки, общины равных  с выходом на широкие массы.

Ранние ересибогомилы (милые Богу - христиане), возникла в славянской среде, дошла до юга Франции, не создали четкого учения, но у них был критический взгляд на церковь и существующую с/му власти, фактически возрождали ранее христианства – идея апостольской церкви. Их идея – неповиновение любой власти и церковной и светской. Обоснование неповиновению нашли в Библии, ключевое понятие – нельзя служить 2м господам. Реальный правитель на земле – дьявол (лукавый).

Катары (альбигойцы) – юж Франция, сев Италия, 12-13 вв, охватили широкие слои населения, отрицание церкви и гос-ва, в том виде в котором они существуют, замена их общиной верующих, в которой неважно кто ты по соц положению, главное – верующий. Идея ненасилия, обращались к образу Христа. Вызвало недовольство Пап, в результате – крестовые походы, д/их осквернения, учреждена инквизиция (конец 12 в).

Поздние ереси почти все делились на 2 группы – бюргерские (городские) и крестьянские, плебейские. Разница- в соц составе и в степени радикализма, степени отрицания существующего строя. Бюргерские ереси – средние слои горожан, мелкое дворянство, низшие слои духовенства, выступали за восстановление ранней христианской церкви, упрощение, возвращение к истокам. Крестьянство, плебс – низшие городские слои, обычно выступали за упразднение церкви и любой власти. Примером бюргерской ереси явл движение в Англии конца 14 в, в нем б 2 ключевые фигуры – Дж Уиклияр и Дж Болл. Примером христианской ереси явл гуситы – Ян Гус (профессор), богослов, дал трактовку Нового Завета – нет учения о церкви и нет слов Христа о богатых и бедных людях.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!