Общая характеристика ППУ 16 века. Место 16 в в развитии ППУ
Учение Николо Макиавелли.
Теория суверенитета Жанна Боденна.
ППУ Руси 16 века
Общая характеристика ППУ 16 века. Место 16 в в развитии ППУ.
16 в – долгий век, который означает переходную эпоху важных изменений, которые в дальнейшем определяют дальнейшую с/му.
Середина 15 – первая пол 17 вв – эпоха от возникновения новых монархий до 30-летней войны, которая полностью поменяла политическое лицо Европы.
16 в - начинается модернизация в историческом плане, процесс глубоких изменений в общественной жизни, переход от традиционного общества к современному. Переход ознаменовался созданием современного государства (современного типа), некая организация власти имеющая публичный характер, появляется публичное право, а в сфере идеологических учений тоже произошли изменения – изменения мировоззрения, переход от сложного восприятия мира к упрощенному одномерному восприятия – процесс секуляризации. Наличие нескольких уровней – божественный, одномерный мир – личный интерес, отказ от восприятия мира как Вселенная (порядок). В ППУ – секуляризация власти, самостоятельная ценная общность, живущая по своим законам сфера, создание новых ценностей, которые б созданы эпохой Возрождения и реформацией, гуманизм, постичь самого себя, идея индивидуализма, свободы. Возрождение – культура элиты, а реформация – все ценности –в массы, учения приобрели религиозную форму. Вера – это личное дело.
|
|
В ППУ главная идея – политика как борьба частных интересов – идею заложили Макиавелли и Бодде.
Учение Николо Макиавелли.
Н.Макиавелли – 15-16 вв –итал гос деятель, произведение «Государь» (дословно «Князь»), светский правитель, светское представление власти. Макиавелли свел весь вопрос власти к техническому вопросу, не существует вопроса для чего есть власть, а как захватить ее и что ее удерживает. В этом деле существует 2 ключевых фактора – судьба – не отходит от понятия божественного, судьба – слепой случай; способности самого человека – его воля, ум, знания, опыт, его личные характеристики. Все что помогает достичь цели – хорошо и не важно с т.з морали, любое средство эффективно если это дает результат. Мораль – сфера взаимоотношений м/у людьми. Д/политики - мораль преграда. Макиавелли первым стал использовать «стату» государства, совершенно не важно какие цели ставит государство, главное – что это организация, отказался использовать аристотелевскую классификацию государства и права (правильные и неправильные формы – различаются целями), заменил др классификацией –республика и принципат. Важно само устройство власти.
|
|
2.11.11
3.Теория суверенитета Жанна Боденна.
Ж.Бодден – учение «О суверенитете»
-один из легистов
-роль гос-ва в общ-ной жизни, роль гос-ва постоянно увеличивается
С 16в впервые во Франции появляются налоги
Разворачивается «битва» королей против пап Римских, за независимость Франции во внешней политике.
Гос-во –независимый субъект м/ународных отношений => «идея суверенитета»
Параллельно с Н.Макиавелли выводит понятие гос-ва как организ с/му власти, действующее самост (независимо от любой др силы => суверенитет)
Власть – понятие универсальное:
-в семье
-власть «шайки»
-гос-ва
Суверенитет проявляется, раскрывается в ряде возможностей:
-устанавливать законы
-собирать налоги
-принуждать к исполнению законов и т.д
Гос-во становится самоценным явлением.
Ж.Бодден под гос-вом понимал не любое гос-во, а национальное – Англия, Франция и т.д
Понятие «империя» уступает место нац гос-ву.
Империя – единство многоплановое, идея цельности.
ППУ 16 века в Руси.
16в – созд единого Русского гос-ва
Сер 16-нач 18вв – созд централизованного гос-ва. Первый шаг сделал Иван Грозный.
Сер 16в –большое количество сочинений по поводу характера власти и гос устройства.
|
|
2 подхода:
-идеальный (с т.з христианина)
-переход к практике
Гос-во – способ достижения высоких целей (духовных, божественных и т.д).
Появляется целый ряд учений, которые предлагали исп заруб опыт (Послания Ивана Пересветова Ивану Грозному – он предлагает опереться Ивану Грозному на опыт Турции (Осм Империи) – идея служения неким высшим целям.
Гос-во – объединение верующих, забота о них
Византия – образ гос-ва, предавшего веру.
2 позиции по поводу устройства власти: А.Курбский и И.Грозный.
Ив Грозный предлагал самодержавие – царь берет на себя всю отв-сть за то, что творится с народом перед Богом.
«Домострой» - митрополит Макарий
А.Курбский предлагал коллективное управление.
Идея И.Грозного сохр до раскола – до Петра 1.
Тема: ППУ Эпохи Просвещения.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!