ППУ Французского просвещения



       Образ просвещения –философы.

       Французское просвещение явл классическим, т.к оно полностью отошло от теологии, переход к рационалистическому языку, свобода мысли. Это буйство философии. Желание применит идеи на практике. 5% всех трудов имеют какое-либо значение для ИППУ.

       Несколько ключевых течений - они различались способами реализации идеалов:

· Умеренное (течение просветителей) – утверждение нового общества путем постепенных реформ, Просвященный абсолютизм . Вольтер и Монтескье.

· Радикальное (революционно-демократическое) – создание справедливого общества «снизу», самим обществом, т.е революцией. Руссо.

· Коммунистическое направление – полное равенство людей (правовое, духовное).

2 способа установления идеального общества – с участием государства и без его участия.

           

Вольтер – Франсуа Мари Аруэ – ничего оригинального не написал, идеи, теории не создал. Главное значение Вольтера – ясное изложение уже существовавших до него идей, вывел простые формулы; популяризировал эти идеи – двинул в народ. Все его сочинения основаны на учении о естественном праве.

Свобода. Все естественные права основаны на свободе, свобода личности, частной собственности, свобода печати. Ничто не д ограничивать человека.

Свободе противостоит деспотизм. Деспотизм на уровне государства – это абсолютная монархия, деспотизм на уровне общественных отношений – сословная система, на уровне духовном – религия. Устранение деспотизма – реформы.

 

 Шарль Луи де Монтескье – крупнейший теоретик просвещения, трактат «О духе закона». 

16.11.11

Ш.Л.Монтескье « О духе законов»

-труд посвящен определению причин возникновения государства и факторы, которые влияют на их развитие.

       Первым занимается обоснованием своих идей на историческом уровне.

       Возникновение государства и права – закономерный процесс, свойственный для любого общества.

Государство возникло постепенно, в ходе усложнения общественной жизни (большинство считало, что государство возникло одномоментно – теория общественного договора).

Отличает 2 ключевые причины, которые определяют развитие государства и права их характер.

Выделяет 2 причины:

-физические - влияют на начальных этапах развития, в тот период когда народ выходит из периода «дикости» в цивилизацию(играет значение все: климат, почва, рельеф, численность населения), динамика развития - низкая, выделяет 2 региона: Северный и южный.

-моральные причины –вступают в действие с развитием государства, эти факторы более тонкие, не осязаемые на 1м этапе, тонкие воздействия (религия, нравственность, обычаи).

Монтескье отказался от мысли, что государства делятся на правильные и неправильные.

Организация общества и государства д.б рациональными, обеспечивать рационально свободу людям (свобода – все то, что дозволено законом).

В основу квалификации государств – взаимодействие власти и общества (фактически это понятие политического режима): деспотия, республика, монархия.

Деспотия –держится на страхе (основа взаимодействия общества и государства)

Республика – патриотизм, любовь к Отечеству

Монархия – главное- честь и достоинство.

Монтескье считал, что для того чтобы обеспечить законность государства (республика или монархия).

Монтескье предлагал разделений властей (продолжил идею Локка), 2 уточнения:

1.власть должна распределяться между разными государственными органами.

2.настаивал на системе сдержек и противовесов, полномочия для взаимного исключения (идея США)

 

Ж.Ж.Руссо

-идея полного переворота сознания, глубокие резкие перемены.

Об общественном договоре.

-рассуждение об неравенстве между людьми.

В основе лежит теория естественного права и общественного договора.

-дикость – общество в этот период не существует, все люди – как звери, равны между собой

-выход из дикости – постепенно возникают общественные связи , человек относится свободным

-цивилизация - состояние противодействия варварству (наличие гражданского общества) – развитое общество, которое подавляет отдельного человека.

Цивилизация – не свобода, в рамках цивилизации возникают:

1. имущественное неравенство

2. политическое неравенство

3. деспотия – новое естественное состояние (все равны, т.к бесправны)

Деспотия – последняя капля, которая оборачивается революцией (заставить новое общество на основе свободного договора).

Общественный договор – формальный и реальный.

Письменный общественный договор – состоится после революции, 2ая настоящая свобода.

Руссо утверждает, что новая свобода возможна только в рамках республики.

Что является основой республики?

Основой республики является народный суверенитет.

Суверенитет переносится с власти на общество.

Источником всей власти является народ, неотчуждаемость нельзя взять у народа, как и неделимость – народ осуществляет сам все функции.

Одним из условий для существования республики максимально предназначенного для народа – уравнение имущества.

 

Французские мыслители.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!