Тема 2: ППУ Востока в средние века



Развитие ППУ на Востоке прослеживается у арабов, в Индии и Китае – все, что получено в древности, не наблюдается развития. В Китае – хайнское конфуцианство (сочетание конфуцианства и леггизма).

2 составные части: доктрина - основы ислама, религиозного учения, как понимаются власть и гос-во, подразумеваются политич идеи арабских ученых или философов историков, м/у ними есть связь, но она не такая жесткая как кажется на первый взгляд.

Доктрина ислама формировалась длительное время – калам, которое формировалось в течение 6 -12 вв и огромное значение играли различные школы – масхабы (различные трактовки Священного писания). В основе доктрины 2 источника – Каран и Сунна (священное предание). Второй источник – толкование Священного писания – Иджма и Кияс. В рамках доктрины особое разитие получил фикх – правовая доктрина, которая занимается вопросами «что такое гос-во и что такое право?». В фикхе не существует понятия гос-ва, но существует термин, который обозначает политич власть – имама и хилифат. Нет выделения политики как части человеч жизни, ключевое понятие д/мусульманина – умма – община правоверных, неформальная , духовная община.

Имамат – руководство молитвой, во главе общины –имам – духовное лицо, который управляет всей общиной. Имаму назначает Аллах , человек, который знает учение, замеченный в подвигах, хадж.

Халифат – преемство. Обычно это светский правитель. Это прежде всего – высшая власть в общине, но во-1х это не привилегия, а обязанность; во-2х – главная задача Халифа – поддерживать веру, создавать условия д/норм верующих. Халифат – коллективное управление, участие всей общины с разделением ролей, большинство – пассивно участвуют, а выборные – активно. На вопрос кто является халифом – выборное лицо, которое выбирает община -  умма, м/у которыми заключ договор, пока халиф выполняет обязанности – его никто не трогает, а шеиды считают – что халиф получает власть от Бога, либо опосредованная передача – народ или прямая – по родству. Существует легенда о скрытом (сокрытом) Халифе, который придет в последние времена и возглавит праведников.

 

19.10.11

Помимо 2х основных течений существует множество других направлений в исламе, многие которые считаются еретическими. Обычно эти течения использовали своих духовных практиков, элементы языческой культуры, традиции других культур, традиций (древнегреческая, античная традиция) – суфии (секта в рамках ислама, которое делало упор на индивидуальное постижение Аллаха). Ключевая фигура у суфии – странник, задача которого, странствуя по земле постичь Бога (Аллаха) – Ходжана Средин. Д/суфизма характерно равнодушное отношение к власти (власть принадлежит людям и люди несовершенны). Внешние подвиги еще не означают внутреннего совершенства.

ППУ Арабских философов.

Развитие представлений о власти сформулированное в доктрине ислама получили развитие в арабских учениях ученых (философы, историки, дипломаты). Арабская наука сложилась на основе Калама (мусульманское богословие), а с другой стороны на античной традиции – учения Аристотеля (Учитель). Существовало 2 ключевых центра – Багдад  и Кордова.  

Среди арабских ученых можно выделить 3 ключевые фигуры:
Аль Фараби

Ибн Сина

Ибн Халдун (Хальдун)

Эти 3 ключевые фигуры занимались изучением власти и политики (религиозно-философское осмысление).

Д/всех этих 3х ученых характерно:

-не различали политику, государство и власть

-стремились вывести формулу идеального общества , а не государства

-понятие «власти» было напрямую связано с моралью (качество власти зависит от того следует ли оно морали или нет)

Аль Фараби -ученый 9-10 вв, известен комментариями к Аристотелю, за что получил прозвище «второй учитель». Главная цель – определить способы организации идеального общества, его сохранение. Идеальное общество – добродетельный город. Д/того чтобы вывести идеально общество он выделял 3 уровня общественного устройства: великое – все населяющие землю люди, среднее устройство – представители определенного народа и малое устройство – отдельные местности, города. По мнению Аль Фараби в идеале на всех 3х уровнях общество д.б основано на добродетели. Выводит иерархию. Не бывает самостоятельно существующих по себе вещей, все пропитано общим (все связано друг с другом).

С т.з морали он выделял 3 состояния общества:

-добродетельное (естественное общение, нацеленное на общее благо)

-невежественное (вынужденное общение, нацеленное на достижение личного блага)

-коллективная форма (промежуточная форма, связанная с тем, что у людей зарождаются зачатки естественного общения – основанное на душе, формируется понимание об общем благе).

 Очень важную роль в состоянии общества играет правитель. По мнению Аль Фараби, правитель не может исправить общество, но может развить его в том или ином направлении (способствовать усилению той или иной тенденции), он дБ философом, способным передать свое знание в разных формах.

Выделял 3 формы: философии (наука), религии (восприятие религии), притчи.

Ибн Сина (10-11вв) – занимался историей. На богатом историческом материале описал почти все древние и современные ему восточные общества средневековья, выделил учение падения и возвышения государства, циклы развития общества (характерные д/восточных обществ до 20 в)

Ибн Халдун (14 в) – разработал самую подробную концепцию развития государства (Большая книга – его труд). Разделял общество и государство и главную задачу видел – проследить связь м/у ними. Выделил причины появления общества и этапы его развития. Причины возникновения общества он выделял рационально – совместное добывание средств и защита от внешней опасности. Термин «общего блага» не присутствует.  Выживание с целью общего развития – цель. Влияет климат и способ хозяйства.

Выделял 2 этапа развития общества по типу хозяйства – примитивное (сельское), и цивилизованное (городское) – это общество отличается избытком и роскошью. Государство полностью отражает уровень развития общества. 

Выделяет 2 типа государства – примитивному обществу соответствует примитивное государство в виде группы родственников, которые управляют обществом, в цивилизованном обществе формируется тип государства –владычество, которое осуществляется правителем и его приближенными   - специальный бюрократический аппарат.

Выделил 5 этапов в развитии государства, он отмечал что любое государство живет за счет своего народа и важно понимать что любое государство как и человек запросто подвержено всевозможным порокам. Считал что в среднем любое государство существует 100-150 лет .

3 поколения:

 Первое поколение – крепкие суровые мужики, простые люди, государство такое же, простое, четкое, фактически существует на равнее людей, выделяется только своей функцией.

Второе поколение – люди утонченные, образованные, респектабельные. Д/них свойственна тяга к роскоши, к удовольствию, характерен страх потерять то что есть.  Государство полностью повторяет общество, оно становится более мягким, терпимым, расслабленное, занимается больше не управлением, а на автомате, механически выполняет свои функции.

Третье поколение – вражденцы, которые повязли в пороках, разврат, деградация. Государство полностью повторяет поколение, становится деспотичным. После такого и общество и государство прекращает свою жизнь.

Вслед за Аристотелем Ибн Халдун классифицировал типы правления:

-естественная монархия - деспотия – осуществляет свои интересы через принуждения

-политическая монархия  - разумное правление, преследующее интересы подданных, но не связанное с ними чем-то духовным (например религией – общий взгляд на жизнь). Народ чувствует что власть д/них чужая.

-халифат – идеальная форма, государство прочно связано со своим народом, защищает его мировоззрение, религию.  Государство занято вопросами всей жизни (защищает веру, религию). Госудаство и власть – одно единое целое.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!