Учение французского коммунизма



Ж.Мелье, Г.Морелли, Мабли.

- представители франц коммунизма.

       Коммунизм – сам термин специфичен, происходит от слова «коммуна» - местная община.

       Коммунизм – учение о возможности построения справедливого общества, образом которого является коммуна, наподобие общины.

       Коммунизм – символ сытости.

       Французский коммунизм 18 века продолжал традиции, которые заложили утописты Т.Мор и Т.Компанелла («Утопия»), но франц коммунизм 18 века отличает:

  1. идеи остаются утопическими, но приобретают рациональную форму
  2. идея идеала коммунизма выведена из идеи естественного состояния человека, которое надо восстановить

В франц коммунизме существовало 2 основных направления, которые различались отношением к государству (роль государства в отношении коммунизма):

1.государственный коммунизм

2.безгосударственный коммунизм

Государственный коммунизм – Морелли, Мабли, считали, что государство – лучшая форма организации коммунистического общества, государство имеет возможность физически и духовно влиять на общество, поддерживать нужный порядок.

Считали, что государство – разумное начало, государство при коммунизме д.б республикой, которая опирается на власть, участвует в управлении (Руссо).

Морелли и Мабли по разному понимали республику.

Безгосударственный коммунизм – Мелье (священник). Любое государство возникает и существует на основе насилия и неравенства, говорить что оно построить справедливое общество – нельзя.

Для Мелье коммунизм:

-отмена собственности

-отмена государственности – на их смену приходит общественная собственность и общественная власть (власть, осущ в территориальных общинах).

 

23.11.11

Безгосударственный коммунизм – построение справедливого общества по принципу «община равных»: устранение неравенства имущественного и соц-политического.

С т.з Белье, государство такое же зло как и собственность, т.к оно построено на неравенстве. Зло невозможно приручить => государство необходимо уничтожить, основная функция государства – взаимодействие => отдает самому обществу (самоуправляемые территориальные общины).

 

Тема: ППУ конца 18- 19 вв. ППУ Европы 19 в.

1. Общая характеристика ППУ 19в

2. Политич идеология как основная форма ППУ 19в

3. Историч школа права

4. Позитивизм (как методология и идеология)

5. ППУ социализма.

 

!!!пропустили: Европейский консерватизм и либерализм – самостоятельно!!

Общая характеристика ППУ 19в

«долгий 19 век» - события, изменившие этап развития выходит за рамки столетия.

Начало 19в – Французская революция – смерть королевы Виктории (1901) или Август 1914г (началась ПМВ)

Фактически окончание нового времени (18в)

19в – расцвет идей 17-18вв, но и их пересмотр, все идеи Просвещения были воплощены, но не идеально, с издержками.

Главное для 19в – вопрос о том, насколько применимы идеи Просвещения для реальной жизни => весь 19в – это оценка того ,что дало Просвещение, их модернизация, присвоение их к реальной жизни.

Разнообразие ППУ, т.к они отталкивались от опыта Революции => множество вариантов, как минимум выделяют 5 (см ?2).

В 19в почти все ППУ впервые получают силу, статус, значение важнейшего политич факта.

Многие ППУ становятся официальными.

ППУ 19в из общефилософских размышлений переходят на уровень научных исследований => систематическое усложнение идей.

Набор идей и язык для всех одинаковый => сформировался опред «язык» (экономический) => создается «матрица» восприятия мира. В 19в окончательно произошла секуляризация ПП мысли. Политика сужается до эконом содержания.

Политич идеология как основная форма ППУ 19в

В политич течениях на первую позицию выходят идеологии.

5 идеологий 19в:

Начало века – консерватизм – реакция на Франц революцию

Либерализм – положит оценка революции

Социализм – сер 19в

Позитивизм (?) ? методологии – 2ая пол 19в

Анархизм – 2ая пол 19в

Идеология – набор упрощенных идей, необходимых чтобы их применить в соц-политич жизни (идеи превратить в действия)

Почти все эти идеологии касались одних и тех же вопросов:

-отношение к прогрессу (хорошо или плохо)

-способы преобразования (реформы, эволюции, революции)

-что первично: государство или свобода человека, что более важно: индивидуальное или общее благо

-какова роль государства в регулировании жизни (либо слуга – исполнитель или руководитель)

В рамках 19в существовало множество индивидуальных проектов оценки государства:

-историч школа права

-социологич юриспруденция

-соллидализм – на основе позитивизма

-школа свободного права Эрлиха

-школа возрожденного естественного права

Существовали свои нац варианты (европейские и русские варианты).

Историч школа права

-выразилась одна из тенденций 19в. Историч школа права возникла в рамках духовного учения –романтизма.

Романтизм – восприятие мира на основе традиции, модернизированную традицию.

Традиция – многомерное восприятие жизни. Мир насыщне чудесами.

Школа возникла в конце 18-нач 19вв в Германии, возникла на волне сразу после Франц революции.

Смысл школы:

Вместо универсального и не связанного с жизнью идеи рационализма предложить естественный взгляд на государство и право.

Естественно – привычки, традиции, опыт народа (Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта), утверждают, что восприятие государства и его реальная форма зависит от историч опыта народа, который существует. Традиция возникает в ходе повседневной жизни.

Историч школа права разраб классич структуру в юриспруденции:

1) Философия права – сущность права и его связь с конкретными нормами закона

2) Юр догматика – изучение

3) Классическая история права – изучение процесса становления современного законодательства.

Школа дала др понятие государства, ввело ряд понятий, главные:

-дух народа – совокупность народ жизни, с ключевой идей, порядок, свобода

-государственность – совокупность всех публичных, политических институтов, и не только государства.

Государство – часть политич системы.

30.11.11

Государство и государственность в целом выражают народный дух.

Государственность – совокупность всех публичных институтов. Важно отношение к государству.

Немцы ввели понятие права, иное понятие. Право – правовой порядок, набор юр норм и институтов, который в каждую конкретную эпоху обусловлен правовыми представлением и правовым сознанием данного народа.

Право обусловлено исторически, оно изменяется, не м.б постоянным.

Право носит объективный характер – не зависит от воли законодателя.

Право с т.з немцев делится на 2 части:

-обычное право – основа права, которая отражает сложившийся порядок вещей – традицию.

-позитивное право – законодательство, уточняет базовое представление о жизни, к собственности, преступлению и т.п.

 

4.Позитивизм – методология и идеология

Позитивизм – явление научное. Явление сер 19в – первая пол 20вв.

В основе позитивизма как общенаучного явления лежит идея о возможности познать мир, но только видимый, ощущаемый мир.

Позитивизм возник на волне массовых открытий, отрицание просвещения, отказ от идеалистичности просвещения.

Позитивизм в юриспруденции оформился в середине 19 века, и сменил собой теорию естественного права (просвещение).

В основе позитивизма заложены 2 важных момента:

-не рассматривать и не оценивать государство и право( с т.з морали и нравственности)

-государство и право автономны (зависят от политических факторов, а не от социальных или духовных).

Огюст Конт – не юрист. Создатель социологии, сформулировал идеологию. Создал курс позитивной философии.

Считал что многое зависит от ума, 3 стадии:

-теологическое состояние (до 1300г)

-метофизическое состояние (до 1800г)

-научное состояние (с 1800г)

-естественное – относящееся к обществу, их объединяет – знание приобретается только опытом

В социологии выделяет 2 части:

-социальную статику – строение общества, его порядок, постоянная величина.

-социальная динамика – развитие (прогресс).

Их объединяет – знания приобретаются опытом.

Для каждого состояния ума характерна своя политическая система:

Для теологического – власть вождей и жрецов

Для метафизического мышления характерно власть мыслителей и юристов, для научного –власть политиков и ученых. Конт считает, что жизнь состоит из 2х начал. Можно создать идеально общество, которое основано на солидарности – взаимодействие людей и общественных групп.

Право не нужно при таком подходе. Общество не развито, нуждается в принуждении. Право связано исключительно с государством.

2 ключевых течения:

1.социологическое (Спенсер, Вебер, Ковалевский)

2.юридический позитивизм, характерно: отождествление права в целом как системы (уравнивание) с законодательством.

Право нейтрально, не применимы нравственные ценности.

Государство само по себе автономно, право с этой т.з – это распоряжение государства.

2ая пол 19в – Джон Остин – школа аналитической юриспруденции. Цель государства – не свобода индивида, а общее благо. Речь д идти не о правах, а об обязанностях. Право закреплено в официальных актах государства.

 

Кёльзин - работал над теорией права (д/з чистая теория права – конспект)!!

 Г.Хард – аналитическая юриспруденция, возрождение. Ориентация на практику. Придание государству и праву самоценности, ориентация на обязанности.

Сильные черты юр позитивизма:

-ориентация на юр практику

-придание гос-ву и праву самоценности

Гос-во+право = порядок

-ориентация на обязанности

Минусы: отказ от критерия справедливости – право м использоваться в любых целях.

Юр позитивизм не дает ответ на вопрос зачем нужен закон.

Юр позитивизм увлекается в теории права.

 

5.Политико-правовая идеология социализма.

Социализм – и теория и идеология и бывает мировоззрение.

Основная идея – общие, общность всей жизни, общий труд, потребление.

Причины возникновения социализма – новое время.

Новое время – модернизация. Человек часть мира, правитель его защищает. Человек – индивид (частица), независим ни от кого. Социализм – попытка вернуть связь с миром. Желание восстановления защищенности получило научное обоснование.

 

 

7.12.11

Из мечтательности и описательности он превращается в научную систему.

Политический, социальный, экономический компоненты. Современное, научное представление о мире.

Социализм 19 в прошел несколько этапов и разбивается на несколько течений:

1ая половина 19в и 2ая пол 19в, разница состоит в уровне теоретической разработки и обоснования идей (насколько подробно изложены идеи, имеются ли аргументы в их пользу)

В 1й пол 19в социологические идеи разрабатываются французскими мыслителями, а 2ая пол 19 – Германия и Россия.

В основном представлены идеями коллективистов – социализм специфического уровня, упор на понятие «совместных действий».

2ая пол – марксизм, социал-демократия и анархизм.

Шарль Фурье, Клод Сен-Симон, Р.Оувен, Луи Блан.

Для этих мыслителей характерно : социализм на этом этапе сделал 2 важных шага:

1.провозглашено классовое деление общества, впервые речь зашла о том, что в обществе можно выделить классы, в зависимости от материальных ресурсов, впервые была найдена сила, на которую необходимо сделать ставку – рабочий пролетариат (промышленные рабочие).

2.сделали упор на идеи прогресса – то что будет постоянно двигаться от худшего к лучшему, процесс общественного развития придет к лучшему.

3.будещее рассматривается не как патриархальное прошлое, а как идеал нового строя, которого раньше никогда не было – благоденствие и благосостояние всех, идеал сытости.

Ключевой вопрос, который расколол социалистов – о методах, способе достижения социализма и построения нового общества ,в рамках которого был такой момент – государство это хорошо или плохо? Основные варианты:

1. Отказ от любых государственных реформ и деятельность автономных обществ, которые постепенно будут развиваться. Государство – бесполезная сила, которая неспособна помочь, сила, существующая сама для себя (Фурье).

2. Государство признавалось силой, которая может помочь социализму победить общество, оно может проводить реформы (Сен – Симон).

3. Государство – это сила, и если ей овладеть, то можно значительно ускорить процесс развития социализма, его нужно «приручить» (Луи Блан).

4. Террор и насилие – негативное отношение к государство (Луи Бланки).

5. Революция – не получил особого распространения, самый не популярный способ ( Вильгельм Вейтлинг).

Насколько совместимы социализм и государство? Нужно государство при социализме или нет?:

1.Государства при социализме не будет (Фурье).

2. Демократическое государство.

3.не нужно государство, но без системы управления наладить общество не возможно, поэтому вместо государства нужна научная организация управления обществом (планирование).

2ая пол 19в – целый набор социалистических направлений:

-марксизм

-социал-демократия

-анархизм

Марксизм – ключевое направление. Возник как самост доктрина. К.Маркс.

1840гг – труды: «Нищета философии» , «Манифест коммунистической партии» - будущее достижимо, благодаря рабочим.

Марксизм сформировался на основе 3х компонентов: идеи французских социалистов (идея о том, что светлое будущее возможно при пролетариате), английская полит-экономия (А.Смитт) – в основе жизни лежит экономика, социализм = производство всех необходимых благ и справедливое распределение; немецкая классическая философия (Гегель) – диалектика – закон развития. Он обосновал что путь не просто, но он победим, пусть анализа.

       Появляются учения о формациях – ключевая идея. Формация – соц-эконом строй, характерный для той или иной эпохи. Формация состоит  из базиса (производство материальных благ, все зависит от того как они распределяются),  и надстройки (полностью выражает базис, оформление базиса). С этой т.з гос-во и право – всего лишь инструменты, благодаря которым в чьих-то интересах поддерживается порядок. Выделил 4 формации. Идея того что в каждом обществе существуют классы: господствующий и эксплуатируемый. Передовой силой современности является пролетариат. Для достижения светлого будущего необходимо преодолеть буржуазию – только силой (революция), и в ходе революции государство должно захватить власть рабочими, которые должны установить особый вид власти – диктатура пролетариата – временный тип власти необходимый для переходного периода, работает в интересах рабочих.

       Идеи Маркса не были абсолютны.

Ранний Маркс и Поздний Маркс.

Поздний Маркс сделал 2 важных пересмотра: социализм достижим мирным способом, в деле социализма помимо рабочих может и перевоспитавшаяся буржуазия – через законные структуры, реформы. В сер 19 в идеи Маркса «разлетелись» по всей Европе. В 1960гг появляются массовые рабочие партии – Франция, Германия, появляются международная организация рабочих -1й интернационал, много последователей. Во 2й пол 19 в новые направления:

-социальная демократия – Ферденант Лассаль – создатель первой социалистической партии в Германии, всеобщий германский рабочий союз – СДПП, внес в учения Маркса серьезную поправку – предложил мирный способ построения социализма, отказ от революции. Воплощением разумного начала в обществе он считал государство, организующее. Государство – нечто положительное, то, что необходимо для нормальной жизни. Современное государство не вмешивается в общественную жизнь, но это неправильно, нужно чтоб оно вмешивалось, чтобы оно было социальным. Общество может само себе обустроить счастье. Важное условие – не надо торопиться, изменения не д.б быстрыми, он д.б постепенным. Социал –демократия – 2ая по популярности

-анархизм – появл в 1й пол 19в наряду с социализмом. Автор – Пьер Жозеф Прудон – «Что такое собственность?» - библия анархизма). Идея – построение справедливого общества. Полное совпадение, повторение социализма. Различие – каким способом можно достичь этого справедливого общества. Кто главный противник человека и что человеку надо сделать чтоб от него избавиться. Главный противник человека – государство (любая власть). Анархия – безвластие, отсутствие организации власти. Власть – организованная система насилия, естественности человека. Другой вид власти – власть, принадлежащая человеку, власть над самим собой. Идея анархизма – освободить человека, автономная личность, без влияния из вне. Выход один – организация людей, для того чтобы уничтожить государство. Идеи получили развитие в 2й половине 19в. В трудах Штирля, Ж.Сарель и русских мыслителей – М.Бакунин и П.Кропоткин.

 

14.12.11

Г.Спенсер, Ф.Ницше – 19в.

Спенсер – основатель нового подхода «органицизм»; умело использовал аналогию сравнения общества. Государства с живым телом.

           1)все в обществе взаимосвязано, выполняет определенную задачу – обеспечить работу целого

       2)любое живое тело развивается, от простого к сложному:

А)развитие связи, отношений – интеграция

Б) специализация, дифферциация – отдельные части развивают ту или иную функцию

       Государство – функция управления, необходимая для жизни общества, сформир в отдельный орган.

       Государство – один из органов общества, живого тела, который возник в течение эволюции, смысл которой постоянное усложнение жизни.

       Спенсер – либерал, задача – усилить современные научные достижения. Отдельные части тела – «агрегат». Задача государства – не просто управление, а объединение в силе (кооперация – общие усилия, их сочетание).

       Кооперация 2х видов:

1) Принудительная – 1 часть общества заставляет действовать опред образом, ранняя стадия развития общества, когда не выработаны иные способы, такие как насилие

2) Промышленная кооперация – аналогия с предприятием, основанная на понимании необходимости взаимодействия, может сама обеспечить справедливость и свободу, цель – усилить государство, дать ему «живость», обловить идею развития, прогресса

Ф.Ницше – 3 ключевых момента философии:

1) д/нее характерен эстетизм (учение о прекрасном) – смысл жизни в прекрасном, глубокое ощущение устроенности жизни, попытка восстановить старые мироощущения – Космос, гармония. Человек – это средство (т.к есть нечто высшее => человек должен к этому стремиться). Человек - это будущее, который будет красивым со всех сторон. Сосредоточением красоты явл культура.

2) эллитизм – элита (аристократизм) – культура, глубокое ощущение мира, гармония доступна только избранным, большинство – массы не способны к этому, им не нужна культура, они существуют на уровне инстинктов. Идеал общества- кастовое общество , когда избранные освобождены от низших слоев. Элита -1ый слой -гении, 2ой – помощники гениев,  «проводники идей», 3 – слабые, простые люди, которые обеспечивают существование гениев. Любое общество – это общество кастовое.

       Вся история – борьба 2х начал – гениальности и бездарности, элиты и массы,  процесс этот напоминает регресс, т.к к 19в массы подавили элиту. Самые странные явления 19в – либерализм и социализм, с их идеями свободы и равенства.

3)Особый стиль – афористический, краткое высказывание, которое имеет несколько смысловых уровней. Образ – то, что связано с жизнью, связи, афоризм, его задача – дать почувствовать глубокое понимание жизни.

       Отверг представление о государстве, обществе, языке. Необходимо почувствовать нечто иное.

Тема: ППУ России в 19в.

1) Общие моменты, характеристика русской ПП мысли

2) Западничество

3) Славянофильство

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!