Смешивание Писания и предания в православии



 

Протестанты обычно упрекают православных в том, что те добавляют к Писанию предание. Это не совсем корректно. Схема гармоничного взаимодополнения Писания и предания скорее свойственна католичеству. В православии же Предание понимается не отдельно от Писания, а как совокупность всего накопленного опыта Церкви, что включает в себя и Священное Писание, и решения соборов, и учения святых отцов, и литургический опыт поклонения и многое другое. Таким образом, получается, что восточная церковь считает Писание частью Предания. То есть, по их мнению, сама Церковь является источником Писания, как и других частей Предания. Некоторые православные любят цитировать такое заявление: «Если бы на земле не стало Писания, то Церковь могла бы существовать без него. А если нужно — то написала бы его заново» (хотя автором этих слов, вероятно, был католик).

Очень радует тот факт, что в последние годы православная церковь проявляет все больше заботы об изучении верующими Священного Писания. Соответствующие призывы раздаются на уровне высших иерархов. Но пока этот процесс еще не затронул общую массу церкви.

В православии пока остается серьезное недопонимание той истины, что церковь сформирована Божьим Словом, а не наоборот. Апостол пишет о духовном здании церкви так: «...утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф 2:20-21). Заметьте, что фундаментом церкви названо Божье откровение Ветхого и Нового заветов (пророки и апостолы), центром которого является, конечно же, личность Самого Христа.

 

 

Уникальность Писания – богодухновенность

 

В центре этой дискуссии стоит вопрос об авторстве Библии. Протестанты настаивают на том, что Писание — это Слово Самого Бога, это «уставы, и учреждения, и закон, и заповеди, которые Он написал» нам (4 Цар. 17:37). Апостол Павел называет феномен сочетания человеческого и божественного авторства богодухновенностью во 2-м послании Тимофею 3:16. Петр раскрывает, каким именно образом Бог вдохновил записанное слово: «изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Святой Дух таким образом руководил священнописателями, что они писали то, что Ему было угодно, и были сохранены Им от ошибок.  Кроме того, не будем забывать, что немало разделов Писания содержат слова Самого Бога, которые Он буквально диктовал, например — у пророков.

 

Формирование канона Священного Писания

Собирание книг Библии в один канон — тоже процесс во многом чудесный, в том смысле что Бог действовал в нем так же активно, как и при вдохновении написания самих книг. Православные обычно стараются преувеличить в этом процессе роль церкви, будто Церковь принимала решение о том, какие книги входят в канон и поэтому, в определенном смысле, «породила Писание». Это делается для того, чтобы возвысить авторитет самой православной церкви.

Хотя не все детали формирования канона нам известны, но важно помнить главное: инициатива и власть всегда и во всём принадлежит Богу и Его слову.  «И сказал Бог... и стало так». Вся библейская история рисует такую картину: всевластный Бог Своим словом созидает, поддерживает и направляет этот мир (например, Пс. 32:6; 2 Пет. 3:5,7; Евр. 1:3; 11:3).

То же касается и образования Его народа, т.е. церкви. Человек живет «всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Втор. 8:3; Мф. 4:4). Изначально Бог Своим откровением через слово формирует Свой народ. Так Он призвал Авраама, дав ему обетования и наставления. Завет с Авраамом и все остальные заветы были полностью инициативой Вседержителя. По Своей благодати Господь призывает Моисея и выводит Израиль из Египта, сопровождая это дарованием закона. Кто «решал», каким книгам войти в канон Торы? Сам Бог изрек Моисею все слова закона (Исх. 20:1), потом повелел пересказать их народу (21:1), что Моисей и выполнил (24:3), записав также все слова Яхве в книгу завета (сс. 4, 7). Далее в 12-м стихе Бог говорит, что даст скрижали, закон и заповеди, которые Он сам написал для научения народа. Можно обсуждать детали того, что именно Господь писал Сам лично, а что диктовал Моисею, но ясно главное: Писания времен Моисея — это слово Самого Бога, инициированное Им, данное Им и вверенное народу для соблюдения и сохранения в письменном виде (Втор 27:3,8). В последствии Сам Господь и священнописатели так просто и говорят об этом: Бог написал народу Свои законы, заповеди, уставы, повеления (4 Цар. 17:37; Осия 8:12).

Именно словом евангельской истины происходит и рождение новозаветного Божьего народа, т.е. новозаветной церкви: «Восхотев, родил Он нас словом истины» (Иаков 1:18). Буквально получается, что слово Божье породило церковь, а не наоборот. «Чистое словесное молоко» в Писаниях Ветхого и Нового заветов взращивает и умудряет нас во спасение (1 Пет. 2:2; 2 Тим. 3:15). Поэтому Павел и пишет, что новозаветная церковь строится на фундаменте Писаний пророческих и апостольских (Еф. 2:20). То есть слово Бога в Писаниях первично по отношению к церкви, а не наоборот, как заявляют некоторые православные.

Иисус подчеркивал, что Танах указывает на Него, и поэтому призывал исследовать его (Ин. 5:39). Он утверждал, что только те, кто верят Торе, поверят и Ему (Ин. 5:47). Христос очень часто ссылался на Писания, раскрывая в них свидетельство и учение о Себе (напр., Лука 24:25-27, 44-46). Это же делали и апостолы (напр., Деян. 17:2-3).

Церковь черпает наставление, утешение и надежду из ветхозаветных историй (Рим. 15:4).

Как же после всего этого можно говорить, что церковь первична по отношению к Писаниям?

 

Бог не оставляет процесс донесения Своего Слова до народа на произвол случая или на усмотрение людей. Как и Моисею, позже Яхве Сам велит другим пророкам записать Свои слова (напр. Иер. 30:2; 36:2).

А вот что прославленный Господь поручает сделать Своему апостолу Иоанну с пророчеством Апокалипсиса: «то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию»(Отк. 1:11). Церковь была принимающей стороной. Тем семи церквам оставалось только с благоговением и благодарностью принимать и соблюдать слово Бога в этих новозаветных Писаниях.

Подводя итог, можно сказать, что Господь «бодрствует над словом Своим» (Иер. 1:12) и поэтому контролирует весь процесс донесения и сохранения его, включая формирование канона.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!