Состояние человека до и после грехопадения



Изначально человек был сотворен Богом совершенным, т.е. без какого-либо порока или недостатка, потому что все, что делает Бог — весьма хорошо (Быт. 1:31). Творец дал людям Своё дыхание жизни (Быт. 2:7), и пока человек пребывал в близком общении с Ним, Бог поддерживал в нем жизнь.

Духовная смерть, отделение от Бога — источника жизни — наступила в момент грехопадения, о чем Господь и предостерегал (Быт. 2:17). Смерть вошла во всех людей именно через грех Адама (Рим. 5:12) и, следовательно, до греха смерти не было. Поэтому Библия говорит, что неверующий, неспасенный грешник духовно мертв — «мертв во грехах» (Лука 15:24; Рим. 6:13; Еф. 2:1,5; Кол. 2:13). Таким образом, спасение грешника — это радикальный переворот. Христос должен воскресить мертвого к новой жизни, а не просто исправить его недостатки, или подлечить болезнь. Именно как возрождение мертвых к новой жизни предсказывают будущее спасение многие пророки (напр. Иез. 37), и так же учил Сам Спаситель (Ин. 3:3-10).

Стремясь умалить значимость первого оправдательного этапа искупления (снятие вины и духовное воскрешение из мертвых), православная церковь старается преуменьшить и тяжесть грехопадения. Поэтому восточные христиане предпочитают называть грешника не столько духовно мертвым, сколько «больным». Если же грешник «не совсем мертв», то автоматически у него появляется больше возможностей самому что-то делать для своего спасения. Далее, чтобы преуменьшить серьезность грехопадения, православные еще добавляют, что изначально человек и не был совершенным. Он якобы не имел вечной жизни, а только потенциал к ее достижению. Получается, что состояние Адама до греха было не таким уж высоким, а после падения — не таким уж страшным. Как мы уже видели на основании многих текстов, такая антропология не соответствует Библии.

 

Подведем итог о главных проблемах православной сотериологии. Ритуализм и умаление искупительного аспекта крестной жертвы могут серьезно искажать евангелие. Центральная роль спасительных таинств (действий) для стяжания благодати (энергии) вкупе с акцентом на том, что мы еще не спасены, а только спасаемся, представляет серьезную опасность. Это создает предпосылку для «зарабатывания спасения» в смысле стремления своими действиями приобрести Божье прощение, благоволение и т.д. Божья благодать, описанная в Библии — это милость (греч. ca,rij), потому что Господь оказывает ее нам незаслуженно, даром, еще до того как мы даже могли бы подумать об этом. Например, «…Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). При даровании закона Господь говорит народу, что уже спас их, а потом призывает к послушанию (Исх. 20:2 и далее). Нельзя «стяжать» милостивое отношение, которое Бог Сам проявляет к нам задолго до того, как мы можем взыскать Его. Это все равно что пытаться заслужить Его любовь, расположение, хотя Он и так любит нас.

В православии создается иллюзия, что человек должен что-то делать (в частности — совершать священные действия) для того, чтобы быть принятым Богом. Это искажение благой вести подобно тому, против которого Павел боролся в послании к галатам.
Глава3

Спасение: проблемы протестантизма

В этой главе мы рассмотрим типичные крайности в сотериологии протестантов. Человекоцентричному, потребительскому пониманию евангелия как «билета на небеса» мы противопоставим богоцентричную благую весть о наступлении Божьего Царства в Иисусе Христе. Уделим внимание спасению как процессу освобождения от влияния греха и уверенности в спасении, основанной на добрых плодах.

 

 

Евангелие Царства Божьего или «билет на небеса»?

 

Как протестант обычно понимает «евангелие»? Типичные протестантские формы представления евангелия — это «Четыре духовных закона» или «Взрыв евангелизации» (другое название — «От сердца к сердцу»). Обычно акцент в таких материалах делается на том, как человек может «попасть на небеса». Имеется ввиду, что у грешника есть проблема — угроза вечного наказания в аду. Евангелие предлагает ему решение этой проблемы — способ избежать вечных мучений и попасть после смерти в рай. Для этого всё, что от человека требуется — это поверить, что Иисус Христос есть Сын Божий, что Он умер за наши грехи на кресте, и повторить за благовестником «молитву покаяния». Нередко после этого проповедник поздравляет новоиспеченного христианина с тем, что теперь он — Божье дитя, и внушает ему уверенность в спасении, т.е. в его новом статусе. Он теперь объявлен невиновным и обязательно будет с Богом в раю.

Конечно, не все протестанты так излагают евангелие, но это достаточно характерная картина. Как мы уже говорили в предыдущей главе, евангельские христиане уделяют больше внимания юридической стороне спасения — прощению, снятию вины. Нам грозит серьезная опасность, если наша картина спасения ограничивается только этим. Евангелист может таким образом внушить грешнику потребительское отношение к благой вести и к Богу. При таком взгляде Христос нужен только как палочка-выручалочка, чтобы получить от Него билетик в рай. Себялюбивый грешник может с удовольствием принять такое евангелие, если оно ничего не говорит о покаянии — о необходимости нравственного переворота. Главная проблема грешника в том, что он больше всего любил самого себя и сам был своим богом. Для настоящего спасения необходимо покаяние — т.е. «перемена ума», обращение, когда человек в корне меняет свое отношение к греху, к самому себе и к Богу. Православные справедливо обвиняют протестантов в том, что мы склонны понимать евангелие и спасение в таком «потребительском» виде. Подчеркивая спасение «независимо от дел», мы иногда представляем всё так, будто Бог вообще не требует от спасаемых никаких дел.

Для дополнительного исследования этой темы я рекомендую прочесть маленькую, но очень глубокую книжку УолтераЧантри «Евангелие сегодня: истинное или измененное», которая доступна в интернете.

Одна из причин искаженного, потребительского восприятия спасения среди протестантов — это недостаточное понимание евангелия Божьего царства. Многие ошибочно думают, будто центральная идея благой вести — это сообщение о том, как отдельно взятый грешник может избежать ада. На самом деле в центре евангелия стоит Сам Бог и Его царство.

Давайте вспомним, как Христос начал Свою публичную проповедь. Евангелие от Марка говорит, что Иисус начал возвещать благую весть о Божьем царстве (1:14) и первые Его слова были: «... исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (1:15). В греческом оригинале перед словом «Евангелие» стоит определенный артикль, и поэтому последнюю фразу можно было бы перевести так: «веруйте в эту благую весть». Получается, что суть радостной вести, которую возвестил Господь и в которую призывает веровать: «приблизилось Царствие Божие»!

Будучи молодым христианином, я понимал слово «евангелие» как меня научили, т.е. примерно как «Четыре духовных закона». Но иногда у меня возникал вопрос: а как же первые слушатели Христа могли понимать Его весть? Ведь они же не знали, что Он собирается умереть на кресте за наши грехи. Они понятия не имели о Его искупительной жертве. Это видно хотя бы из того, как даже самые близкие ученики спорили с Иисусом по этому поводу (Мф. 16:21-22). То есть евреи, которые первыми услышали Христову весть, не могли понимать ее как «Четыре духовных закона». Неужели Господь говорил им слова, значение которых было им неизвестно?

На самом деле иудеи очень хорошо знали, что означало «евангелие Божьего Царства». Современные христиане часто плохо понимают Ветхий завет и его связь с Новым, и это не позволяет им правильно увидеть значение «евангелия».

Во-первых, ошибочно думать, будто само слово euvagge,lion — исключительно библейское. В древности это слово употреблялось в различных контекстах. Например, когда гонец приносил весть с поля боя о победе — это было «евангелие». Или, если у царя раждался наследник, глашатаи несли народу это «евангелие».

В новозаветном контексте мы имеем дело как раз с евангелием о победе. Необходимо вспомнить, в каком положении находились евреи на момент прихода Иисуса Христа. Ведь они уже несколько веков томились под гнетом языческих империй. Во времена царей Бог наказал Израиль за грехи, отступничество, идолопоклонство. Сначала Ассирийская, а затем Вавилонская империи завоевали Израиль и Иудею, разрушили Иерусалим, храм, многих убили и увели в плен. Бог продолжал обличать Свой народ через пророков, призывая к покаянию. И пророки также обещали восстановление и спасение в последние дни. Они говорили, что Бог пошлет Своего Помазанника (евр. Машиах, греч.Христос), т.е. Царя из рода Давидова. Этот царь принесет Божьему народу восстановление, прощение грехов, спасение от власти языческих правителей. С Его приходом Бог изольет на Свой народ множество благословений, они победят своих врагов и будут наслаждаться гармонией и благополучием в земле обетованной. Вот некоторые из множества пророческих текстов об этом: Ис. 11 глава; 25:6-9; 52:6-7; Иер. 23:5-8; 31:31-34 (новый завет); Иез. 34:11-31; 37 глава.

Через 70 лет после окончательного разрушения Иерусалима Навуходоносором некоторая часть иудеев смогла вернуться в свою землю. Но полного восстановления не произошло. Пророк Даниил признает, что евреи даже в плену не покаялись по-настоящему (Дан. 9:13-15). Поэтому Бог объясняет ему, что плен продлится еще на долгое время, которое обозначено символической цифрой «семьдесят седьмин», т.е. около 490 лет до пришествия Помазанника (Дан. 9:24-26).

На смену Вавилонской империи приходит Мидо-Персидская, затем — Греческая, и наконец — Рим. Под властью римских завоевателей и находились евреи, когда явился Иисус.

Теперь должно быть понятнее, какое евангелие Он принес Израилю. Однажды в субботу Иисус пришел в синагогу, взял свиток Исаии и стал читать из 61-й главы: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.» (Это описано у Луки 4:18-19). Понятно, почему все в синагоге затаив дыхание смотрели на Него (с.20). Ведь Он прочел один из главных пророческих текстов о Мессии, Который их освободит. Тогда Иисус заявил: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (с.21). Фактически, этим Он как бы сказал «Я — Мессия».

Именно так евреи и поняли Его. Многие не поверили. А те, кто поверил, готовы были бросить свой бизнес, отца и пойти за Ним по первому зову (Мф. 4:17-22). Почему? Потому что хотели участвовать с Ним в освобождении Израиля от врагов. Они понятия не имели о Его крестном пути, поэтому и спорили с этим (Мф. 16:22). Апостолы (как и другие евреи) думали, что Христос (Мессия, Царь) возглавит восстание против римлян и установит благословенное царство, как во времена Давида. Поэтому они и просили себе высоких должностей в этом царстве (Мф. 20:20-24). Поэтому даже Иоанн Креститель, уже находясь в темнице, засомневался: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:3). Он, вероятно, тоже ожидал быстрого установления Божьего царства, и «бездействие» Иисуса смущало его.

Господь же терпеливо учил их, что царство, которое Он принес — «не от мира сего» (Ин. 18:36), т.е. оно не человеческое а Божье. Оно «не придет приметным образом» (Лк. 17:20), т.е. не будет установлено видимым политическим путем, ибо это царство «внутри вас есть» (17:21): оно начинается с сердец, которые преклоняются перед Царем. Но начавшись с малого, в последствии должно вырасти до огромных размеров как ливанский кедр (Иез. 17:23, Мф. 13:31-32) и победить все царства мира сего (Дан. 2:34-35, 44). Распространению этого Божьего царства христиане должны посвятить себя прежде всего (Мф. 6:33). И о победе этого царства на земле мы постоянно молимся (Мф. 6:9-10).

Иисус открыл людям, что Он установил Божье царство на земле в Свое первое пришествие. Он поручил церкви распространять его. И во второе пришествие Христа Его царство достигнет всей полноты и славы.

Толпы людей приветствовали Господа при въезде в Иерусалим, крича «благословен Царь, грядущий во имя Господне!» (Лк. 19:38; Ин. 12:13), ибо думали, что Он вот-вот должен явить Свое царство в Израиле (Лк. 19:11). Но когда Иисус был арестован, то многие сочли Его самозванцем, так как Он не исполнил их ожиданий. И через пять дней многие кричали уже «распни!». Даже ученики Его были разочарованы, потому что до последнего момента не понимали суть избавления, совершаемого Христом. Они всё «надеялись было», что Он «избавит Израиля» от политического гнета (Лк. 24:21).

Евреи забыли, что было их главной проблемой. Что было причиной всех бедствий и страданий. Грех — вот главное зло и причина скорбей. Они хотели избавления от наказаний, от последствий греха, а Спаситель пришел избавить Свой народ не от последствий только, а прежде всего от корня — от самого греха (Мф. 1:21).

Как похожи современные христиане на тех иудеев. Сегодня людям тоже больше хочется избавления от последствий, от наказания, а не от самого греха.  Вот и склонны мы ограничивать картину евангелия «спасением от ада», забывая о победе над грехом. Вот и ставим в центр благой вести индивидуальное спасение от вины, а не всемирную победу Божьего царства.

Итак, истинная благая весть сосредоточена на Боге и установлении Его царства. 

Евангелие можно сформулировать сначала вообще без упоминания о человеке. Например, «вот благовестие...: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Наш Бог — святой, непричастный злу, и это само по себе уже благая весть!

Ну а практическое применение благой вести к человеку всегда включает покаяние. Вот «вечное евангелие», которое возвещает ангел (Отк. 14:6-7): «убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод».

Такова настоящая библейская благая весть. Мы должны верить в богоцентричное евангелие Божьего царства и проповедовать его. Тогда мы будем верны учению Господа Иисуса, и не будем предлагать людям «потребительское евангелие».

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!