Спасение: проблемы православия



Вторая глава знакомит читателя с основными ошибками православной сотериологии. Библейское учение о спасении благодатью через веру сравнивается с православным учением о стяжании благодати посредством таинств.  Отмечаются такие православные тенденциикак ритуализм, умаление совершённого спасения и глубины грехопадения.

 

 

Спасение благодатью через веру

 

Новый Завет учит, что Сын Божий Иисус Христос Своей жизнью, смертью и воскресением принес людям спасение от греха, восстановление отношений с Богом. Бог предлагает это спасение всем людям как дар, который нами никак не заслужен. Его невозможно заработать. Никто из людей не достоин этого дара.

Писание говорит, что человек может принять дар спасения только верой, которую также называет покаянием. Прочтите следующие отрывки и запишите вывод о том, каким образом человек усваивает дар спасения: Ин. 1:12, 3:15-18, 5:24; Деян. 2:37-38; Рим. 4:3-6; Еф. 2:1-10; Титу 3:3-7.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Всегда в истории отношений Бога с людьми Божья благодать и милость предшествовала человеческому отклику. Бог всегда являет Свою любовь, спасение, заботу задолго до того, как мы можем сделать какие-либо ответные шаги любви и послушания. Он спасает людей, хотя мы недостойны этого (Рим. 5:6-10). Например, в Ветхом Завете, при даровании закона Господь сначала спас Свой народ, а уже затем призывал их к верности и послушанию (Исх. 20:2-3).  При этом всегда человеческое послушание и добрые дела являются не средством достижения Божьей благодати, а лишь благодарным и верным откликом на нее.

 

 

Таинства, ритуализм в православии

 

А теперь давайте кратко рассмотрим православное учение о спасении, чтобы выяснить, соответствует ли оно библейской доктрине спасения по благодати.

В среде протестантов часто можно слышать упрек, будто православные учат, что спасение нужно зарабатывать своими делами. Якобы они считают, что для определения вечной участи человека Бог будет «взвешивать, каких у нас дел больше... добрых или злых». Такая критика православия слишком примитивна, упрощена и не вполне справедлива. Конечно, отобычных людей, называющих себя «православными» можно услышать что угодно, в том числе и идею «зарабатывания» спасения. Но настоящее, серьезное православие так не учит. Например, во введении к своей книге «Православное учение о спасении» архиепископ Сергий Страгородский называет спасение «единым Иисусом Христом» основанием христианской веры (стр. 22). Истинное православие не учит, будто человек может получить спасение благодаря своим заслугам. Протестанты не должны бороться с таким карикатурным образом православия. Ошибки официального православия более тонки и чаще связаны с тем, каким образом человек усваивает спасение, совершенное Иисусом Христом.

Большинство православных справедливо утверждают, что человек спасается благодаря только подвигу Иисуса Христа. Но дальше встает вопрос: а как же человек принимает эту благодать? И здесь на первый план выходит такое фундаментальное свойство православия как ритуализм (обрядовость). Православие учит, что человек усваивает спасительную благодать путем участия в православных таинствах.

«Чрезъкрещеніе люди "прицепляютсяистиннойЛозе"» — утверждаетСтрагородский (стр. 188), цитируя св. Тихона Задонского. 

Даже те православные, которые верят, что спасаемся мы «только жертвой Иисуса Христа», впоследствии переходят к учению о таинствах, когда нужно ответить — каким образом Святой Дух прилагает совершенное Христом спасение к душе кающегося грешника. Они считают, что Дух Святой пребывает «на земле во вполне определенном месте». Это место — православная церковь: «только в Церкви действует спасающая благодать Св. Духа». Далее, Дух Святой пребывает в Церкви во «вполне определенных формах. Во-первых, это то, чрез что человек собственно и получает оправдание и освящение – т.е. Таинства». Итак, православные утверждают, что

... Христос приемлется Духом Св., в Церкви, через таинства и жизнь по духу Церкви; а вера – условие для этого принятия, но не само оно. [2]

Особо подчеркнем последнее высказывание. Православный автор настаивает, что хотя вера и является одним из условий принятия Христа, но главное в другом: «Христос приемлется... через таинства и жизнь по духу Церкви». Вера — не есть само принятие Христа, а только условие для принятия — через таинства. Кстати, знакомая фраза из послания к галатам о жизни по Духу (Святому) здесь имеет иной смысл. Речь идет о духе церкви, что на практике обычно означает — в согласии с церковным преданием.

Итак, один из важнейших принципов православия — стяжание благодати Святого Духа через таинства (которые обычно считаются действительными только в православной церкви).

Согласно одному из катехизисов, «таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия.» И именно через таинство «крещения человек таинственно рождается в жизнь духовную».[3]

Цитируемая статья и катехизис отражают типичную и важную для православия точку зрения: спасительная благодать дается через таинства, то есть определенные ритуальные действия. Сама же благодать при этом понимается православными как сила или энергия Бога.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 439; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!