Таинства или средства благодати?



После всего вышесказанного, справедливо будет отметить два следующих факта. Во-первых, некоторые протестантские традиции (например, реформаты) придерживаются учения о таинствах, как о средствах благодати (специальный термин), хотя относят к ним только крещение и вечерю Господню.

С другой стороны, не все православные согласны,как католики, выделять определенное количество таинств (семь). В православном богословии перечисление семи особо важных таинств нередко сочетается с мыслью о том, что, в широком смысле, всякое священное действие Бога, совершаемое в церкви, есть таинство. В таком смысле, таинство — это присутствие и действие Господа Духом Святым во всех формах общения человека с Богом, которые спасительно преображают человека. В таком случае нельзя сказать, что одно действие является таинством, а другое — нет. И молитва — это таинство, и покаяние один на один с Богом или перед человеком, которого обидел — тоже таинство.

Такой взгляд на «таинства» представляется более библейским, потому что переносит акцент с определенных священных действий, обрядов на Самого Бога. Важно, чтобы внимание верующих всегда было сосредоточено на Господе, Который действует, используя «таинства». Опасность возникает, когда люди возлагают надежду на само ритуальное действие, а не на Бога.

К «средствам благодати» обычно относят молитву, учение слова Божьего, крещение, вечерю Господню и др. Термин «средства» подчеркивает, что обычно Богиспользует такие установления, чтобы совершать в людях Свое благодатное действие. Таинственно ли это действие Бога для нас? Конечно, ведь оно для нас до конца непостижимо.

Возможно, термин «средства благодати» был бы более полезным, чем «таинства», чтобы подчеркивать инициативу и центральную роль Бога в Его спасительных действиях. Важно, чтобы верующие всегда понимали, что Богиспользует те или иные формы общения с нами, действия, символы. Милостивое и суверенное действие Бога и вера христианина — вот что главное; а видимые действия, формы и символы вторичны и не являются источниками благодати сами в себе.

 

 

Умаление совершённого спасения

 

Новый завет учит о трех этапах спасения, которые в традиционном протестантском богословии называются: оправдание, освящение и прославление. В данном случае термин «оправдание» используется в судебном смысле — прощение грехов, снятие вины, усыновление. Православие склонно преуменьшать эту юридическую сторону искупления. Не все православные одинаково понимают это, но в целом умаление значения вмененной праведности характерно для восточной церкви.[5] Библия называет этот важный начальный этап спасения по-разному: усыновление, рождение свыше, оправдание, прощение грехов и т.д. 

Типичен спор между протестантом и православным по поводу того, спасен ли христианин уже, или только спасается. Евангелист заявляет о своей уверенности в том, что уже спасен. Православный же возмущается такой самоуверенностью. А дело в том, что участники этой дискуссии по-разному используют термин «спасение». Когда протестанты говорят «спасение», они обычно имеют ввиду именно первый его этап, т.е. оправдание (прощение, снятие вины).  Православные же под спасением, как правило, подразумевают qeo,jij (обожение) — последующий процесс уподобления Богу, избавления от влияния греха, который мы называем освящением или духовным ростом. Понимание спасения как процесса освобождения от греха имеет основание в Писании, и мы поговорим об этом подробнее в следующей главе. Но сейчас мы должны рассмотреть, как православные недооценивают важнейший начальный шаг, с которого начинается процесс спасения.

 

Православное отрицание юридической стороны спасения

Не все православные отрицают юридическую сторону оправдания, но, в общем, такая тенденция есть. Они настаивают на том, что понятие «оправдание» происходит от слова «праведность». Поэтому «оправдать» — значит не провозгласить праведным (дать статус, снять вину), а сделать праведным (по природе, по сути). На самом деле спасение во Христе включает обе эти стороны. Протестанты склонны выбирать и выпячивать юридическую сторону оправдания, а восточные христиане акцентируют внимание на сущностной, онтологической его грани. Вот как хорошо пишет об этом уже знакомый нам православный богослов:

Существуют разные взгляды на догмат искупления. Как крайности их, отметим, с одной стороны, юридическую теорию «сатисфакции», сформулировавшуюся в Латинском богословии – когда спасение трактуется как удовлетворение правде Божией, бесконечно попранной грехопадением человека. Опасность принятия этой теории в том, что она подвергает отношения человека и Бога крайней формализации, а дело спасения переводит в категории внешние, «торговые», «деловые». Другая крайность – ограничивать дело спасения исключительно освящением, одним исправлением падшей человеческой природы, понимаемым только субъективно-нравственно. В этом случае игнорируется ясное Новозаветное учение об оправдании как объективном разрушении созданного грехопадением человека средостения между человеком и Богом.

Юридическая теория, таким образом, уменьшает значение освящения и связанной с этим нравственной внутренней личной и свободной духовной деятельности.

Нравственная теория, в своей крайности, отвергает значение крестной Жертвы Христовой и приобретенного ею «объективного» оправдания человека...[6]

 

В следующей главе мы поговорим о том, как евангельским христианам необходимо уделять больше внимания нравственному спасению как процессу освобождения от греха. Православные же в своем стремлении подчеркнуть важность этого процесса нравственного спасения склонны умалять, а порой и вовсе отвергать, первый этап спасения — юридический.

Рассмотрим несколько отрывков Писания, где явно показаны обе эти грани. Иногда юридическая и нравственная стороны спасения описаны в терминах «прощения» и «очищения». Прощение — это снятие вины, т.е. юридическая сторона оправдания, а очищение — процесс изменения нравственной сущности. Сначала рассмотрим тексты, где компактно используются оба эти понятия.

У пророка Иеремии 33:8 Бог так обещает спасение Израиля с приходом Мессии: «... и очищу их от всего нечестия их, которым они грешили предо Мною, и прощу все беззакония их, которыми они грешили предо Мною и отпали от Меня

Ту же самую двухстороннюю картину спасения рисует апостол Иоанн уже в новом завете: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

А теперь сами исследуйте следующие отрывки и запишите, какими словами Бог здесь говорит о юридической и нравственной сторонах спасения.

Иеремия 31:31-34 ________________________________________________

________________________________________________________________

Титу 2:11-14 _____________________________________________________

________________________________________________________________

Титу 3:4-7 _______________________________________________________

________________________________________________________________

(можете сами найти и другие отрывки на эту тему)

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!