Проблема «государственной церкви»



В рамках маленькой книги нет возможности рассматривать историческое развитие православия подробно. Но есть один ключевой момент, на который необходимо обратить внимание, поскольку это ключ к пониманию многих проблем.

Вплоть до начала IV века церковь распространялась в римской империи, несмотря на серьезные гонения. В 313 г. император восточной части империи Константин издал указ, вошедший в историю как «Миланский эдикт». Этот документ де-юре уравнял христианство в правах с другими религиями. Фактически же Константин даже отдал предпочтение христианству. Он решил сделать свою империю христианской. На вселенском Никейском соборе 325 г. Константин уже был председателем. Нам сегодня трудно судить об истинности его обращения, о его подлинных мотивах, но достаточно отметить хотя бы тот факт, что в это время Константин еще даже не принял крещения. То есть, председателем на Никейском соборе был некрещеный язычник. С тех пор официальная церковь стала превращаться в государственную религию империи, постепенно все больше разделяясь на западную — католическую и восточную — православную.

Как оценивать этот процесс соединения официальной церкви с государством? Государству это всегда выгодно. Во все века держава использовала религию для своих политических целей, так как любой стране нужна официальная идеология, некий набор идейных ценностей, который помогает сплотить народ. Так было в Риме, так было и есть на Руси, в Америке и в Украине.

Но что это значило для самой церкви? Было ли это полезно для нее? На первый взгляд, союз с государством сулит Божьему народу много выгод и преимуществ: прекращение гонений (по крайней мере, для тех, кто сохраняет лояльность к официальной церкви), стабильность и безопасность, защита от еретиков (если нужно — силой), расширение возможностей влияния на общество и т.п. Но какой ценой даются эти «преимущества»? Цена — потеря исключительной верности своему Единому небесному Супругу. Этот печальный процесс Господь предсказал в образе великой блудницы «Вавилон» в книге Откровение. Когда Божий народ, который в Библии часто представлен в образе жены или невесты Господа, усаживается на багряного зверя (Отк. 17:3), он превращается в неверную жену, т.е. блудницу. Зверь — это богопротивная империя, царство мира сего (Дан. 7:3-7, 17; Отк. 13:1-2). Когда церковь начинает полагаться на этого зверя, надеяться на его поддержку и помощь, она тем самым перестает надеяться исключительно на Бога. Такое явление не ново для церкви в Откровении. Когда ветхозаветный Израиль начинал надеяться на соседние могущественные государства и на их богов, Яхве тоже называл их блудницей и жестко обличал (Иер. 3 гл.; Иезек., гл. 16 и 23; Осия и другие тексты).

Таким образом, процесс превращения церкви в государственную религию империи, который начался в 313 г., привел к печальным последствиям. С этого времени решения в церкви часто стали приниматься не из духовных, библейских соображений, а в интересах политики и бизнеса. Блудница стала облачаться в золото, порфиру и багряницу (Отк. 17:4), потому что успешно торговала абсолютно всем — от любых товаров до тел и душ человеческих (Отк. 18:12-13). «Государственная церковь» неизбежно подвержена опасности превращения в бизнес, когда дом Бога становится вертепом разбойников (Мф. 21:12-13). Эта опасность существует в любой церкви, но особенно — вгосударственной, которая обещает своим прихожанам (а особенно — начальствующим) выгоды и преимущества. С тех пор как быть христианином стало не опасно, а даже выгодно — в официальную церковь потекло множество людей, которые в душе оставались язычниками. В течение десятилетий и веков они принесли множество языческих убеждений, практик, которые постепенно стали традициями. Когда «христианская» империя завоевывала новые народы, она их «христианизировала», т.е. делала христианскими в приказном порядке.  Так было и с Киевской Русью в 988 г. Не трудно теперь понять, откуда в официальной церкви появилось множество учений и практик, не имеющих никакого основания в священном Писании.

Блудницу «Вавилон» не следует отождествлять с какой-то конкретной конфессией, но нужно понимать как общий порочный принцип духовной неверности, особенно вследствие соединения с государством. То есть, этот греховный принцип проявляется больше или меньше в любой церкви, особенно — государственной, но это не значит, что все православные, или все католики — нехристиане. Любая церковь, которая начинает заигрывать с государством, частично становится на путь блудницы. Когда материальное благополучие, земная безопасность и достаток, патриотизм и национализм становятся важнее верности Божьему царству, это — духовная неверность. Так, например, случилось в Германии времен «третьего рейха», когда духовный блуд католиков и лютеран привел к тому, что они поддерживали Гитлера. 

Яркий пример протестантской церкви, которая бесцеремонно использовалась монархами в своих личных интересах — англиканская церковь в Британии.

 Слава Богу, что внутри православия есть верные, в том числе священники, которые видят опасность сближения церкви с государством и не поддерживают его. И все же духовно-политический блуд особенно сильно проявляется в церквах, которые за многие века прочно вжились в роль официальной религии государства. 

 

Общение с православием

Итак, живя в православной стране, христианин-протестант должен стремиться развивать общение с православием. Как это должно выглядеть? Во-первых, необходимо начать со знакомства. Нужно ближе узнавать православие: читать православные книги, интернет-сайты, знакомиться с православными лично. Ученик Иисуса любит всех людей, а тем более — своих братьев во Христе, поэтому любые отношения с православными должны строиться на любви и добром отношении. Только так мы сможем по-настоящему узнать православие, понять его, помочь ему увидеть свои недостатки, а также избавиться от наших собственных. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Не все православные захотят с нами общаться и дружить. Но мы должны сделать все возможное «с нашей стороны». «Будем искать того, что служит к миру и ковзаимному назиданию» (Рим. 14:19). Искать общения, взаимопонимания, диалога, сотрудничества для славы Божьей и ради спасения этого мира.

 

А каково официальное отношение православия к протестантам? В 2000 г. на архиерейском соборе русской православной церкви в Москве был принят специальный документ, который отражает официальное отношение РПЦ к другим христианам — «Основные принципы отношения русской православной церкви к инославию» (доступен в интернете). В этом документе РПЦ, хотя и утверждает свою исключительность, но признает, что Божья благодать действует и в других церквах. Это решение указывает на признаки, объединяющие христиан: Слово Божье, вера во Христа как Бога и Спасителя, пришедшего во плоти, истинное благочестие. Также этот документ призывает к развитию диалога, общения и сотрудничества православных с другими «инославными» христианами.  Согласно «Основным принципам», православные проводят четкое различие между инославными христианами, признающими Святую Троицу, богочеловечество Христа и сектами, которые отвергают основные христианские догматы.

 

Говоря о диалоге, общении с православием, важно отметить, что само православие тоже неоднородно. Оно может включать довольно разные течения, проявления. Православные часто пытаются представить дело так, будто среди них не существует разделений. Есть, конечно, ряд общих объединяющих факторов, но есть и большой спектр различий, разделения, противоречия и разномыслия. Мы не хотим радоваться чьим-то недостаткам, но отмечаем этот факт, потому что он важен для развития диалога с православием. Какие-то направления и представители православного богословия ближе к протестантству, какие-то — дальше. Есть так называемое «культурное» или «политическое» православие. С ним трудно развивать отношения, потому что это в меньшей степени христианство, а больше — национальная идеология, которую политики стараются использовать в качестве объединяющего фактора. 

Для более подробной классификации рекомендуем просмотреть в интернете видео-лекции Павла Тогобицкого.

Самое важное различие — между настоящим православием и так называемым народным или популярным. Нужно помнить, что большинство наших соотечественников, которые считают себя православными, являются ими только по названию. Соответственно, и многие их языческие представления и практики не могут считаться православными с точки зрения серьезного православия.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 449; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!