Подмена Божьего слова человеческими преданиями



 

Православная церковь не отрицает авторитет и важность Библии. Но на практике получается, что из-за смешивания границы между Писанием, как уникальным богодухновенным словом, и всем остальным преданием, авторитетное влияние и роль Библии значительно подрывается. Если верить, что церковь породила Писание, то на деле получается, что главный авторитет принадлежит церкви, а не слову Бога. Это проявляется в тенденции больше строить веру и практику на «преданиях», т.е. на всевозможных мнениях, высказываниях святых отцов, решениях соборов и т.п. Поэтому православные меньше склонны систематически читать, изучать Библию и проверять ею своё христианство. Богослужение включает немало библейских текстов, но обычно их чтение носит символический характер. За редким исключением, в РПЦ и УПЦ (МП) они звучат на малопонятном церковно-славянском языке, читаются монотонной скороговоркой нараспев, что делает понимание очень трудным. Получается, что донести значение библейского текста до людей — не является приоритетной целью? 

 

Господь Иисус Христос не объединял Писание и предание, а прямо противопоставлял Божье слово человеческим установлениям. Он обличал фарисеев за то, что те отменяли, устраняли Божьи заповеди своим преданием (Марк 7:5-13). Иисус явно указал на опасность, с которой всегда сталкивается церковь: подменять Божье слово человеческими традициями.

Всевышний никогда не упрекает нас в несоблюдении святоотеческого предания. Зато множество раз Бог обличает за то, что при следовании правилам и установлениям отцов,народ оказывается совершенно далек от выполнения Его законов (Иез. 20:16-19,24-25,30). Господь противопоставляет обычаи народа (т.е. традиции, предание) Своим заповедям (4 Цар. 17:19,34).

К сожалению, такая подмена Божьих заповедей, изложенных в Писании, всевозможными человеческими «преданиями» очень свойственна православию.

 

 

Иисус Христос и Ветхий Завет

 

Одна из причин недооценки Св. Писания — это искаженное понимание отношения Иисуса к Ветхому завету и вообще роли Ветхого завета в новозаветной церкви. В официальном православии еще с древних времен установилось негативное отношение к иудаизму и даже к самим евреям, порой переходящее в явный антисемитизм.

Похоже, официальная церковь, пренебрегши предупреждением раввина Павла, все-таки возгордилась, забыв о том, что не мы держим корень, а ветхозаветный еврейский корень держит нас — христиан из язычников (Рим. 11:17-18). Иешуа га-Ноцри — это долгожданныйМашиах еврейского народа. Став христианами, мы, язычники, обратились к Богу Абрахама, Ицхака и Якоба. Все 12 апостолов — чистокровные евреи, и первые несколько тысяч христиан тоже были евреями.

Современной церкви (и не только православной) нужно чаще напоминать, что сегодня мы перевернули все с ног на голову, мысля: мы — христиане, а они — иудеи. В первые годы все было наоборот: мы — ученики Иешуа ха Машиаха (т.е. иудеи, принявшие своего Мессию), а они — язычники (т.е. все неевреи, безбожники, не имеющие надежды, чуждые заветов обетования, Еф. 2:12).

Помня об этом, мы должны глубже оценить, насколько ИешуаМашиах был всецело предан Писаниям Ветхого завета. С точки зрения божественности Христа, это было Его же слово, Им же сказанное (1Пет. 1:11). С точки зрения человеческой сущности Иисуса — Ветхий завет был Его Библией. Он любил слово Писания, постоянно его цитировал и ссылался на него, а оно свидетельствовало о Нем (Ин. 5:39).

Один из ключевых текстов на эту тему: слова Христа о Танахе в нагорной проповеди (Мф. 5:17-19). Господь подчеркивает, что Его учение и служение не противоречит закону и пророкам (так евреи называли всё Писание), а наоборот — является их исполнением. Он предостерегает против нарушения ветхозаветных заповедей и поощряет их соблюдение (с. 19).

Многие христиане неверно понимаютречь Иисуса в этой главе, где Он противопоставляет «сказанное древним» Своему учению. Многие ошибочно думают, будто Христос здесь заменяет заповеди Ветхого завета Своим новым учением. Но такое толкование противоречило бы Его словам, только что сказанным выше (сс. 17-19).

На самом деле, если бы Учитель имел ввиду заповеди Ветхого завета, то Он бы говорил «написано», как Он это делал всегда, когда ссылался на Писание.

Здесь же Иисус исправляет и уточняет то, что было «сказано» учителями и толкователями Ветхого завета, т.е. книжниками и фарисеями (с. 20). По сути, Господь в этой речи утверждает истинное толкование и применение Писаний Ветхого завета. Конечно же, откровение во Христе стало несравненно выше, глубже и полнее ветхозаветного (Евр. 1:1-4), но не противоречило ему.

 

 

Любовь верующего к Писанию

 

Православные иногда мягко упрекают протестантов, называя нас «людьми Книги», а себя — «людьми Чаши» (имея ввиду свою преданность евхаристии, причастию).  Они говорят,мол, мы привержены «букве», «носимся со своими цитатами» и т.д. Хотя Вечеря Господня и является очень важной заповедью, но Бог никогда не призывал нас «любить чашу» или вообще любить таинства, обряды. Главной является заповедь любить Самого Бога всем сердцем. А любовь подразумевает общение с Богом и послушание Ему. Здесь как раз ключевую роль играет Писание как слово Самого Бога. Читая Библию, христиане слушают голос своего возлюбленного Отца и узнают Его волю, чтобы лучше ее исполнить.

Вот почему именно любовь к Писанию — совершенно естественное отношение христианина. Ярчайший пример такого отношения — Псалом 118. Это удивительный гимн Божьему слову, написанный в форме акростиха. Он состоит из 22 строф — по количеству букв еврейского алфавита. Все 8 строк первой строфы начинаются на «Алеф» — первую букву еврейского алфавита, строки второй строфы — на «Бет», и так далее.

Даже в переводе мы можем почувствовать богатство поэзии и трепетное отношение псалмопевца к Писанию. Прочтите 118-й псалом и запишите хотя бы некоторые эпитеты, которыми он называет Божье слово (в левом столбце) и некоторые фразы, которыми описывает свою любовь к Писанию и его пользу (в правом столбце).

____________________________          ____________________________

____________________________          ____________________________

____________________________          ____________________________

____________________________          ____________________________

____________________________          ____________________________

____________________________          ____________________________

____________________________          ____________________________

 

Вы заметили, как псалмопевец говорит о своей ненависти к «вымыслам», и о любви к Божьему закону? (с. 113). Господь Бог много раз предупреждает о тщетности ритуального поклонения тех, кто в повседневной жизни «избирают собственные свои пути» (Ис. 66:1-3), и отвергают Его слово (Иер. 6:19-20). Им Он противопоставляет истинного поклонника, на которого обращает Свой любящий взор: «вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». (Ис. 66:2)

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 423; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!