Ясность и буквальный смысл Писания



 

Еще одна причина умаления роли Писания в православии — это идея о том, что Писание очень загадочно, сложно для понимания простым человеком, и толковать его следует не столько буквально, сколько аллегорически. Конечно, не все православные и не всегда так относятся к Библии, но эта тенденция сильна. Такое понимание Писания связывают с александрийской богословской школой. В отличие от антиохийской школы, которая в основном искала в Библии буквальный смысл, александрийцы наоборот тяготели к аллегорическому пониманию, видя в нем «высший пилотаж» толкования. Буквальное толкование воспринималось как примитивное и неполное. В течение веков и в восточной, и в западной церквах к аллегорическому толкованию добавились анагогическое, тропологическое и т.д.. Обычно говорили о «квадриге» — четырех уровнях понимания, а порой их число доходило до семи. При этом именно простым, буквальным восприятием текста пренебрегали больше всего.

Естественно, такой взгляд на Писание еще больше отдалил его от людей. Другие факторы, способствовавшие этому: недостаток переводов на современные языки, дороговизна и редкость копий Библии (особенно до книгопечатания) и недостаток грамотности в народе.

Чтобы исправить такое положение, одним из принципов, выдвинутых реформатами, был sensusliteralis, т.е. буквальный смысл. Протестанты настаивали на том, что Писание использует обычный человеческий язык в качестве средства передачи Божьего откровения, и поэтому толковать его следует буквально, не игнорируя исторический фон и литературный контекст.

Конечно же, протестанты признают, что не всё в Библии одинаково ясно, но «то, что необходимо знать, во что веровать, и что соблюдать для нашего спасения, так ясно представлено и раскрыто в соответствующих местах Писания, что не только ученые, но и простые люди, применяя правильным образом здравое рассуждение, могут достичь достаточного их понимания»[7].

 

 

Реформация царя Иосии

 

Интересно, что реформация XVI века с ее лозунгом adfontes — вернуться к первоисточнику Божьего слова в Его Книге — имеет прямой аналог в самой библейской истории. Иудейский царь Иосия назван самым благочестивым из всех царей: «Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему» (4Цар. 23:25). Заметьте, Писание говорит, что Иосия «обратился к Господу всем сердцем, всею душою и всеми силами» — это слова величайшей заповеди о любви к Богу! И как же Иосия любил Бога? «По всему закону Моисееву», т.е. в соответствии с Его словом в Писании.

Что побудило Иосию обратиться к Господу всем сердцем? Он еще подростком «делал угодное в очах Господних» (22:2): поклонялся истинному Богу (2 Пар. 34:3), началочищать страну от элементов язычества (2 Пар. 34:3-7) и ремонтировать храм Божий. Но в ходе ремонта храма произошло событие, которое перевернуло жизнь царя Иосии и всей страны. В храме нашли книгу закона Моисеева — т.е. то Св. Писание, которое существовало на то время. Из контекста видно, что до этого Книга лежала в храме очень долго, и никто ее давно не читал. Когда Иосия с товарищами стали читать Книгу, записанное Божье слово произвело покаяние. Царь понял, насколько далеко он и Божий народ уклонились от заповедей Господа, не поступали «согласно с предписанным» им (22:13). Пока Книга Божьего слова была в забытьи, тогдашняя церковь оставила Господа и стала поклоняться другим богам (22:17). За долгие годы, когда Писание не руководило ими, накопилось множество идолов, лжеучений, языческих практик (23:4-20). Оккультизм, идолопоклонство и прочие мерзкие традиции «появлялись в земле Иудейской» (23:24), пока на них не был пролит свет Божьего слова.

Услышав слова Книги, Иосия покаялся, смягчил свое сердце, смирился пред Господом и со слезами умолял Его о помиловании (22:19-20). Милосердный Бог простил царя и народ и продлил благословение (с.20), потому что видел искреннее покаяние. Настоящее покаяние привело к публичному чтению Книги Божьего закона (23:2), обновлению всенародного посвящения «выполнять слова завета сего, написанные в книге сей» (23:3) и к реформации традиций и форм богослужения (23:4-24).

Через историю о реформе Иосии Бог показывает нам, как легко люди уклоняются к различным неугодным Ему традициям, когда Его Слово не руководит нами. Господь хочет, чтобы церковь любила Его всем сердцем своим не по традициям, которые у нас появляются (23:24), а в соответствии с Книгой Его заповедей (23:25).

 

 

Польза предания

 

И в заключение, после многих аргументов в пользу важности и уникального божественного авторитета Писания, давайте кратко рассмотрим противоположную сторону проблемы. Все то, о чем мы говорили выше, часто выражается лозунгом реформации SolaScriptura (лат.только Писание). Многие протестанты ошибочно понимают этот лозунг в смысле «только Писание является для нас авторитетом». И порой можно услышать, что «у нас кроме Библии больше нет никаких авторитетов», или «мы строим своё богословие только на Библии».

На самом деле реформаты хотели сказать этим лозунгом, что только Писание является для нас безошибочным и абсолютно непререкаемым авторитетом. Они не отрицали, что предание тоже имеет определенный авторитет, но относительный, а не абсолютный — подчиненный авторитету Писания. Например, мы не должны думать, что в постановлениях вселенских соборов для нас нет никакой пользы. На самом деле, мы часто пользуемся решениями древних соборов, например — в вопросах формулировок о триединстве Бога и о двух природах в личности Христа.

Если понимать предание как общение в Теле Христовом, то само Писание учит о его нужности и пользе. Мы, протестанты, читаем христианские книги: современные и реже — древние. Мы прислушиваемся к мнению учителей, проповедников и вообще друг друга. «...вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга» (Рим. 15:14). Всё это — разные грани Предания. Ведь мы верим, что Святой Дух действует не только в нас (во мне лично, в моей общине, в наше время...). Он открывал и открывает церкви важные истины и в других местах, и в другие времена. Нам есть чему поучиться у церкви прошлых веков, у своих наставников, друг у друга... 

Нам, протестантам, следует больше знакомиться с церковным наследием древности, которое так уважают православные. Во-первых, это обогатит нас наследием древней церкви. А с другой стороны — это позволит нам легче находить общий язык с православными. Тогда в ответ на их упрек, что мы не уважаем Предание, мы сможем честно сказать, что на самом деле уважаем его и стараемся тоже извлекать из него пользу. Только, твердо придерживаясь принципа SolaScriptura, мы всегда помним, что любые выражения предания — соборы, учителя, книги и т.д. — несовершенны, могут содержать ошибки, в отличие от Писания. Не следует отбрасывать предание, но следует всегда проверять его Писанием.

В заключение этой темы, приведем цитату из «протестантского предания». Заметьте, что британские реформаты здесь не призывают нас отбросить решения соборов, святоотеческое предание и т.д., но лишь подчинить всё высшему авторитету Бога-Духа Святого, Говорящего нам в Писании.

Высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, и Которым проверяются все постановления соборов, мнения древних писателей, учения человеческие и личные откровения, и на суждениях Которого мы должны основываться, может быть не кто иной, как Святой Дух, говорящий в Писании.[8]


Глава 5

«Нехуштан»: святые, иконы, символы

В этой главе мы рассмотрим проблемы православного отношения к иконам, святым и различным символам (например, крестному знамению). Мы определим, является ли это отношение православных почитанием, или поклонением, и постараемся дать библейскую оценку этим явлениям. В процессе этого исследования мы дадим объяснение очень важного понятия — поклонения.

 

 

Проблема «нехуштан»

 

Однажды в Ветхом Завете Бог повелел Своему народу для спасения от ядовитых змей с верой взирать на медного змея, которого сделал Моисей (Чис. 21:4-9). Этот медный змей не был объектом поклонения, почитания, а просто одноразовым символом, средством, с помощью которого народ должен был выразить свое упование на Божье спасение от наказания именно в той ситуации. Когда проблема была исчерпана, змей выполнил свою функцию и больше не был нужен.

Но прошло несколько веков, и случилось так, что израильтяне по собственному желанию, без Божьего повеления или позволения сделали этого медного змея объектом поклонения. Они придумали для него особое название «Нехуштан» (возможно, это слово означало «медный бог»). Евреи посвящали этому змею определенные обряды (каждение), т.е. совершали ему ритуальное служение (4 Цар. 18:4). Получилось, что предмет, который когда-то был сделан по повелению Самого Господа и в тот момент послужил благословенным инструментом спасения, впоследствии стал в каком-то смысле идолом.

В истории религии нередко происходит подобное. Какие-то предметы, символы и люди, игравшие свою позитивную роль в Божьей истории, со временем могут казатьсянастолько «священными», что кто-то ошибочно делает их объектами поклонения.

История с «нехуштаном» чем-то напоминает отношение к святым, ангелам, иконам и различным символам в православии. С течением веков в восточной церкви некоторые святые личности, символы и предметы стали превращаться в объекты поклонения.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!