Французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль)



Родоначальник французской социологической школы стал Эмиль Дюркгейм (1858-1917).Общество состоит из суммы индивидов. «Общества нет там, где есть одни только индивиды». Над индивидом стоит высшая духовная власть – коллектив. Целью коллективной жизни является интеграция индивидов в сообщества, которые наделяются моральным авторитетом и потому способны выполнять воспитательную функцию. В сплоченном коллективе человек имеет долю участия в коллективной энергии. Высшая форма человеческой деятельности имеет коллективное происхождение.

На основе своих исследований он пришел к выводу: в основе формирования общества лежит механическая и органическая солидарность. Механическая солидарность – солидарность, вытекающая из сходства. Органическая сплоченность основана на социальной дифференциации.

Главная идея Дюркгейма – коллективное сознание отличается от индивидуального, т.к. развивается по своим законам, а не является результатом индивидуальных сознаний.

Люсьен Леви-Брюль (1857-1939). «Первобытное мышление», «первобытная душа». Опираясь на понятие коллективные представления он утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления. Исходя из этого, он сформулировал теорию о двух типах мышления: первобытном и логическом.

Первобытное – мистическое по содержанию, пралогическое или дологическое по способу организации. Не чувствительное к противоречиям, не проницаемое для опыта. Оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (соподчинению), в в силу которым предметы объединяются не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам. Влияние общества осуществляется только через систему коллективных представлений, главным образом религиозного характера. С развитием общества сектор логического мышления увеличивается, оттесняя пралогическое, поэтому первобытное мышление – это не стадия, предшествующая логическому мышлению, оно не перерастает в логическое. Даже в современном обществе оно не исчезло полностью.

Работы французских ученых помогли расширить предмет психологии, включив в него не только бессознательное, но и коллективную психику. Психологическую науку обогатило и появление новых методов исследования: клинического, кросскультурного (сравнительный анализ развития психики у разных народов).

Он разделял эти понятия (Я и личность), говоря о том, что личность по своей природе метафизична, неизменна и неделима, а идея о Я изменяется в течении жизни. Болезни затрагивают область Я.

Жане ввел в психологию понятие – суждение поля сознания. В его понимании поле суждения – это наибольшее … простых или относительно простых образов, которые одновременно могут находиться в одном и том же сознании. Сужение поля сознания – это психическая слабость. Поле сужения соответствует рудиментарному сознанию.

Описательная психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер).

Вильгельм Дильтей (1833-1911) отвергал приоритет эксперимента над наблюдением. Свою психологию он называл описательной и расчленяющей, противопоставляя описание объяснению, расчленение – конструированию схем из определенных элементов. Выступал против традиционного ассоциативного подхода к психике, понимая ее как более философское явление.

Одним из центральных в его теории стало понятие «переживание». Оно выступало не в виде элемента сознания, а виде внутренней связи, неотделимой от ее воплощения в духовном надиндивидуальном продукте. Тем самым индивидуальное сознание соотносится с миром социально-исторических ценностей, с миром духовности.

Важным связующим звеном как между культурой и индивидом, так и отдельным науками стала герменевтика (учение об истолковании), которая в теории Дильтей являлась средством воссоздания неповторимых культурных миров прошлого.

Методом исследования являлось не объяснение явлений, а понимание, постижение. Постижение основывается на анализе непосредственных переживаний личности (Я).

Эдуард Шпрангер (1862-1963) центром в своей он сделал не переживание, а духовную активность Я, в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженная в системе ценностей конкретного человека. Выделил 6 основных типов объективных ценностей:

1) теоретическое (область науки, проблема истинности);

2) эстетическое (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, самовыражению);

3) социальное (общественная деятельность);

4) экономическое (материальное благо, полезность);

5) политическое (власть, как ценность);

6) религиозное (смысл жизни).

В каждой индивидуальности представлены все типы ценностей, но в особом направлении и с разной силой. Психическую структуру личности образуют руководящие ценности. На основании этих ценностей различают и типы индивидуальности (названия по аналогии – теоретический человек, …). Чистых типов в жизни нет, поэтому каждый конкретный случай надо привести к одному из этих типов. Шпрангер делает педагогические выводы: всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех. Педагог должен интуитивно угадать еще несформировавшуюся и неосознанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути. Понимающая психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Попытка соотнести структуру личности с духовными ценностями и формами культуры представляла развитие ВПФ как чисто духовный процесс.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 545; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!