Нансийская и Парижская психологические школы (А. Льебо, Ж. Шарко)



На рубеже 19-20 вв. самый пристальный интерес был направлен на изучение социальных факторов, влияющих на содержание психики и бессознательные установки, воздействующие на поведение человека. Это привело к появлению ряда научных школ, в т.ч. школ гипноза в Париже и Нанси. Школой в Нанси руководил А. Льебо (1823-1905). Он активно использовал гипноз при лечении соматических заболеваний.

Льебо выдвинул концепцию, в которой гипноз рассматривался как внушенный сон. Он утверждал, что путем внушения можно вызвать гипнотическое состояние (сна) практически у любого человека. Связывая психологические особенности гипнотического состояния с действием воображения Льебо разработал методы словесного внушения.

Парижскую школу возглавил Жан Шарко (1825-1893). Он изучал наследственные формы нервных болезней и заболеваний нервной системы, проблемы истерии. Отметил сходство между поведением истериков и людей, находящихся в состоянии гипноза. Утверждал, что гипнозу

А. Льебо активно занимался гипнозом. Выдвинул концепцию, в которой рассматривался гипноз как внушенный сон. При этом, он утверждал, что путем внушения можно вызвать гипнотическое состояние практически у любого человека. Связывая психологические особенности гипнотического состояния с действием воображения, Льбо разрабатывал методы словесного внушения.

Шарко занимался истерией и гипнозом. Он выделил истерию как заболевание и объяснил ее симптомы — параличи, амнезии, припадки — физиологическими причинами. Он подчеркивал значение гипноза как диагностического средства, позволяющего отделить истериков от других типов пациентов. Гипнотическое состояние он рассматривал как болезненное состояние сознания — помрачения сознания, аналогичные истерическим.

 

Психологические идеи Т.Рибо

Теодголь Рибо (1839-1910) основатель парижской школы, один из крупнейших представителей экспериментальной психологии.

Психология должна строиться на принципах эволюции на сравнительных принципах. Хотел сделать из психологии точную науку. Доказывал, что в основе психологии должны лежать естественные науки (биология и др.). он подчеркивал, что психические явления представляют собой по сути эпифеномены различных состояний мозга, поэтому он считал необходимым рассматривать их в неразрывной связи с нервными процессами. Подчеркивал, что психическое и физическое не разные сущности, а две стороны одного и того же явления.

Особое значение для развития эмпирической психологии имел разработанный Рибо естественного эксперимента или эксперимента, поставленного природой. Считал, что природа сама создает объекты исследования (люди с разным развитием и т.д.).

Одним из наиболее значительных открытий является закон обратного развития памяти «этот закон устанавливает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса восстановления в случае временной потери памяти». Прежде всего, страдает память на собственные имена, затем на конкретные предметы и т.д.

Рибо создал свою физиологическую теорию внимания. Оно сопровождается движением.

 

Психологические взгляды П. Жане.3

Направление Рибо (физиологическая теория внимания) было продолжено Пьером Жане (1859-1947). Он также пришел к выводу о том, что экспериментальная психология должна быть патологической, т.к. зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Он разработал методы исследования восприятия, памяти и т.д.

Жане по-новому рассматривал проблему свободы воли. Он считал, что психическая деятельность в ее примитивной элементарной форме, есть деятельность автоматическая, в ее основе лежит свобода воли. Доказывая вторичность природы воли, он утверждал, что воля производна от объективного, не зависящего от нас процесса, в котором обязательно представлен другой человек, т.к. при волевом акте мы испытываем чувство усилия, в отличие от др. психических процессов.

 

Изучая структуру процесса познания, Жане подчеркивал, что ВПФ обладают важным качеством – единством. Они синтезируют все элементарные функции. Отсюда вытекала необходимость изучения элементарных форм сознания. Клинические наблюдения Жане показали, что есть «рудиментарное сознание», хранящее совершенно изолированные ощущения, не способные действовать друг на друга. «Рудиментарное сознание» представляет собой низший уровень в структуре сознания. На следующих ступенях в иерархии находятся память, характер, личность. Единство психических явлений, замеченных и понятых (прошедших стадию рудиментарного сознания и памяти) дает начало понятию Я. Я – это суждение, которое синтезирует различные факты, констатируя их единство из различных явлений, вызванных внешними впечатлениями или автоматической игрой ассоциаций, образующих новую идею – понятие личности. В основе образования личности или Я лежит память.

Т.о., Жане выстроил трехуровневую структуру:

1) элементарные ощущения;

2) память;

3) личность или Я.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1091; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!