Учение о государстве и праве Семёна Десницкого



Семён Десницкий (1740-1789). Русский учёный, юрист, профессор права.

Считал, что юристу надо знать 4 науки: философию, естественное право, римское право, отечественное право. Стоял на позиции естественной школы права. Труды – “Проект государственного преобразования”, “Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи”. Предлагал преобразовать из абсолютной в конституционную монархию, с выборным царём (избирал Сенат).

По структуре представительный орган должен быть однопалатным, состоять из 600-800 лиц. Избирать туда не по сословному принципу, а по имущественному цензу  надо делегировать купцов и людей свободного труда, духовенство, дворян без каких-либо преимуществ. В Сенате должны быть представители от каждой губернии и провинции на 5 лет. Жалование не платилось.

Государственный строй подразумевал не три власти, а четыре:

23. законодательная – у монарха с Сенатом;

24. судительная – у судебных органов, несменяемых и независимых;

25. наказательная – у местной административной власти;

26. гражданская – самоуправление (власть выборная) в Москве, С.-Пб. И губернских городах.

Основания властвования одних над другими:

27. телесные качества – доблесть и крепость;

28. хитрость, проворство, предвидение, прозорливость;

29. превосходство, богатство.

Цель государства – обеспечение природных неотъемлемых прав человека. Он стоял за постепенное изживание крепостничества – не продавать без земли, не раздавать крепостных крестьян. Задача государства – достижение общего блага

Ему принадлежит концепция происхождения государства и права, состоящая из 4-х ступеней:

1. охота и собирание: отсутствие частной собственности, семьи;

2. скотоводство: появляется стремление иметь много жён;

3. земледелие: нежелание разделить собственность между наследниками;

4. коммерческое состояние: собственность получает полное развитие, происходит развитие государства. Это порождает феодальное правление.

Политико-правовые воззрения Якова Козельского

Козельский Яков (1728-1794).

Считал, что надо поощрять не материально, а духовно. Народ может восстать против государя. Преобразования необходимо проводить путём про­свещения общества. Общество должно быть основано на добродетели – забота о всеобщей пользе. Это может быть обеспечено только в республике (Беларусь).

Власть – право повелителя над обществом, основанное на праведном дого­во­ре, а сила в нём – могущество производить все действия. Власть должна осу­щест­вляться на праве. Вида права в обществе: натуральное, гражданское, всемирное.

Сущность гражданского права – обеспечение пользы всему человечеству. Именно гражданское право, гражданские нормы формируют право людей. Закона должны быть хороши, справедливы, если они основаны на принципах права, вытекающих из натурального права. К. противопоставляет право закону: принципы права справедливы и неизменны, законы могут быть и несправедливы.

Идеальной формой государства правления Радищев считал республику с вечевым правлением. Книга А.Н. Радищева, названная «набатом революции», вышла под названием «Путешествие из Петербурга в Москву».

Лекция 12.

Тема 3.5. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII — начале XIX вв.

Иммануил Кант

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Историческая школа права

 

Иммануил Кант

В тот период Германия была самой отсталой страной в Западной Европе – ещё преобладал феодализм. Сформировалось 2 направления: либеральное (Кант, Гегель) и историческая школа права.

Иммануил Кант (1724-1804). И. Кант разработал концепцию правового государства. Всю жизнь посвятил науке. Жил в Кённиксберге. Он самый плодовитый исследователь-философ. Он был сторонником взглядов Руссо. Руссо – создаталь теории народного суверенитета (естественная школа права). Его позиция – позиция умеренная (либерал). Кант – философ, дуалист. Мир двойственен. Он представляет собой “мир сущего” и “мир должного”. Человек принадлежит эти 2-м мирам è человек – существо двойственное. В мире сущего действуют объективные законы, этот мир познаваем. В этом мире человек не свободен, он вынужден подчиняться естественным законам. Мир должного – там нет закономерностей, человек в нём свободен поведение непредсказуемо мир непознаваем. Это мир морали, права, область государства, должного. Т.к. нет закономерностей в этом мире должны действовать императивы – обязательные веления, коим надлежит повиноваться. Они: категорические и гипотетические. Гипотетические – условные веления – такие поступки людей, которые исходят из соображения собственного блага. Категорические – безусловные веления, подчинение которым должно быть безусловным. Эти веления вытекают из чувства долга. Долг – ты должен, а поэтому ты можешь. Категорический императив лежит в основе учения Канта о государстве и праве. Категорический императив проявляется в 3-х аспектах:

1. действуй по такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом протест против сословного неравенства в Германии;

2. действуй так, чтобы ты никогда не относился к человеку, как в твоём лице, так и всякого другого, только как к средству, но в то же время как к цели;

3. действуй по такой максиме, которая в то же время может сделать сама себя всеобщим законом выражает свою приверженность идее народного суверенитета. Каждый может и должен участвовать в законодательстве (кроме женщин и работников по найму, т.к. они зависимы) .

Сфера деятельности человека обусловлена в мире должного обусловлена этими 3-мя проявлениями. Поступки ради долга моральны. Соблюдение нравственного закона может быть формальным и по внутреннему убеждению. Формальное выполнение долженствования – легальность, т.е. это сфера права, область внешней свободы человека. Внутренняя убеждённость в соблюдении категорического императива – сфера нравственности, внутренней свободы. Законы, по которым устанавливается внешнее поведение, – юридические законы. Это и есть право. К. определяет: право – это совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему закону свободы. К. исходит из того, что право, установленное государством, должно соответствовать естественному праву. Государство – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Он первый вводит в научный оборот “правовой закон”.

Создание государства – это требование категорического императива; организация государства – результат соглашения в силу которого все и каждый в замен естественной свободы получают свободу в качестве членов государства. Цель государства – торжество идей права. В государстве существует 3 власти: верховная (суверенитет в лице законодателя), исполнительная (власть, основанная на законе, в лице правителя), судебная (признание собственности по закону в лице судьи; основная её задача – защита собственности).

Источник установления законов – ограниченный круг людей. Исполнительная власть всецело подчиняется суверенному правителю. Она назначается магистратами, распоряжается через декреты (распорядительные акты, подчинённые закону).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 391; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!