Разрабатывая вопросы о войне и мире, И. Кант создал проект установления «вечного мира»
К. к концу жизни стал обосновывать более прогрессивные идеи, отстаивал взгляды, связанные с обеспечением человечеству благоприятных условий жизни. Работа “К вечному миру” – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо человечества – мир. Самое важное для человечества – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в нём существует свобода антагонизм (т.е. различные волеизъявления), и в то же время самое точное определение свободы, только в нём осуществляется развитие всех задатков человека.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).
Г.Гегель разработал концепцию гражданского общества.
У Гегеля и Канта есть определённая общность: оба – идеалисты, диалектики. Сначала Гегель был сторонником учения Канта, но позже отошёл от него (очень любил пиво). Сформировался как оригинальный мыслитель. Кант – субъективный идеалист, Гегель – объективный идеалист; Кант – объективный дуалист, Гегель – наоборот (?), Кант – мир непознаваем, Гегель – мир един и познаваем, Кант – наличие 2-х систем: позитивное и естественное право, Гегель – право едино. От него начинается юридический позитивизм (философская основа).
По Гегелю мир познаваем, и всё в природе и обществе развивается по триаде: тезис, антитезис, синтез. Г. Гегель, сводя всю действительность к разуму, говорил: «Что не разумно, то действительно, и что не разумно, то разумно»
|
|
В истории: тезис – восточный мир; антитезис – античный мир; синтез – романо-германская система. В основе развития – дух познания в науке: дух субъективный (отражается в антропологии – дух в связи с телом, и психологии – в связи с мыслью), дух объективный (в праве, нравственности, государстве), дух абсолютный (в искусстве, религии, философии).
Право как развитие объективного духа проходит 3 ступени: тезис (абстрактное право), антитезис (конкретное, отрицание абстрактного è личная мораль), синтез (единство абстрактного и конкретного è нравственность) 3 аспекта характеристики права: тезис – право как идея свободы, антитезис – форма свободы, синтез – право как закон. Почва права – царство реализованной свободы. Закон – не просто закон, а закон правовой, т.е. закон, ведущий людей (внутренний голос может согласиться, а может и нет).
Нравственность в развитии прошла 3 ступени: семья (простое единство), гражданское общество (множество), государство (объединение первого и второго). Семья – абсолютная нравственность, т.к. союз основан на любви, отношения между мужем и женой – отношения между животным и растением. Гражданское общество – не внутренняя, а внешняя основа: частный интерес. Это социальные группы, семьи, корпорации, сословия. Оно зиждется на частном интересе. Государство – синтез семьи и гражданского общества. Это действительность нравственной идеи, нравственный дух как явная, сама себе ясная субстанциальная воля, и выполняет всё, поскольку знает. Действительность нравственной идеи воплощена в русской нравственной государственности. Цель государства – всеобщий интерес как таковой, в ней – соединение всех интересов. Государство – организация понятия свободы, как организм. Свобода должна основываться на частной собственности, которая является её гарантией. Без собственности свобода – голая абстракция.
|
|
Одним из первых разграничил государство и гражданское общество. Государственная власть характеризуется тем, что распадается на 3 субстанциальных различия: законодательная власть, исполнительная власть, княжеская власть (единство 1-го и 2-го). Именно монарх олицетворяет суверенитет. Монарх – суверенная воля. Суверенитет монарха противопоставляется суверенитету народа. Народ сам не знает, чего хочет с его мнением считаться не следует. Народ – червь, стадо, нуждающееся в пастухе. Именно князь такой пастух. Разделение властей считал гарантией публичной свободы, резко критиковал деспотизм, как состояние беззакония, в котором особенная воля как таковая заменяет собой закон противопоставляет разделение властей деспотии.
|
|
Историческая школа права
Она сформировалась в к.18 - н.19 в.в., оказалась весьма влиятельной. Историческая школа была реакций на естественную школу права, которая была основой революции во Франции. Сторонники этой школы были решительными противниками революции отвергалась та революционная идеология, т.е. естественная школа права. Право необходимо интерпретировать не так, как его понимали сторонники естественной школы: право – результат сознания, разумной деятельности людей. Историческая школа: право – не результат сознательной деятельности людей, не воля сознательная, а продукт народного, национального духа, право возникает само собой, стихийно, независимо от воли людей, та же, как появился язык. Право формируется так, как формируются, например, правила игры; и изменяется право как явление, которое порождается национальным духом в результате изменений под воздействием изменения жизни народов, изменения общего сознания народа и его духа. Сам народный дух как таковой не изменяется, а лишь развивается в процессе развития. Дух, присущий конкретному народу, дан Всевышним он является постоянным, в процессе раскрытия происходит и изменения в самом праве.
|
|
Основатель – Густав Гуго(1764-1844) – профессор Геттингемпского университета, специалист по римскому праву. Г. Гуго представитель исторической школы права.
Власть и право возникают не в результате договора, не по чьему-то указу, не от Бога, а появилось стихийно. Всё то, что происходит в обществе – это всё закономерно, оправдано; и то, что в Германии существует партикуляризм права, то, что существуют феодальные правовые, политические и экономические институты, -- всё является неприкосновенным, неизменным. Он оправдывает рабство, т.к. оно существовало тысячелетиями.
Его резко критиковал Маркс. Всё что существует, приобретает в его глазах значение авторитета, который признаётся за основание. Это школа, которая подлость сегодняшнего дня оправдывает подлость дня вчерашнего.
Дальше эти положения развивал его соотечественник Савиньи(1779-1861). Изложил свою позицию в 6-титомном курсе “Структура современного РП” (учебник). С. акцентирует внимание на националистическом характере духа, который порождает право. Гитлер использовал положение исторической школы о том, что немецкой нации присущ особый дух, который обеспечивает высший порядок. Всякое право в своём развитии проходит 3 ступени:
1. природное право – живёт в сознании народа, свойственно национальному духу, прирождённое народу, это право возникает под влиянием внутри действующих сил, и объективируется как право;
2. учёное право – тоже обычное право, но подвергшееся научной обработке. Это право живёт как бы двойной жизнью: как право природное и учёное. Это не двойное, а единое право, т.к. имеет один источник – народный дух;
3. кодификация. Как объединение в единой форме законов, процесс, который, в частности, происходил в Риме, когда Юстиниан создал кодекс. Этот процесс, с т.з. С., ещё не наступил.
Пухта Георг Фридрих (1798-1846). Профессор Берлинского университета, специалист по римскому праву. Право в своём развитии проходит 3 стадии:
1. обычай – первоначальный источник права;
2. законодательство – персонификация общей воли;
3. право юристов – юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе народа, национальном духе, но их нормы ещё нет ни в обычае, ни в законодательстве.
Национальный дух в конечном итоге народу даётся Всевышним. “Если бы кто подумал, что наши воззрения противоречат богу, он бы нас не понял. Бог вложил в нацию силу создавать право”.
В этот период еще был один ученный Л. Фейербах, который разработал концепцию материалистического взгляда на общество.
Лекция 13.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!