Цитата: Порабощение людей частной собственностью Руссо выразил словами: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах»



Появление государства, по мнению Ж.Ж. Руссо, привело к политическому неравенству.

Ж. Руссо считал что справедливость, свободу, равенство инвалидов может обеспечить закон, как выражение общей воли.

 

Наука, искусство, культура портит нравы, т.к. всё это порождается богатством и роскошью, а богатство – главный источник зла. Они оправдывают богатство, закрепляют несправедливость.

В 1755г. – 2-ое сочинение на конкурс Дижонской Академии – “О происхождении неравенства между людьми”  рассуждение о происхождении и основаниях неравенства. Оно содействовало известности Ж.-Ж.Р.

Наиболее известно произведение “Об общественном договоре” (1762г.) – учение о народном суверенитете.

Ж.-Ж.Р. стоит на позициях естественного права  исследования начинаются с естественного состояния. Естественное состояние – “золотой” век в истории человека. Люди тогда были равны, обладали хорошим здоровьем, наслаждались всеми благами природы. Неравенство было только физическим (возраст, пол).

Случайно появилась частная собственность. Она повлекла неравенство, зависть, борьбу. Собственность возникла потому, что вокруг нашёлся человек-мошенник, который огородил участок земли и заявил, что это – его. Люди поверили. Человеческий разум потребовал такой организации, которая бы устранила существовавшую несправедливость в обществе. В результате общественного договора учреждается государство. Но оно вместо восстановления справедливости стало на защиту частных собственников  усугубление неравенства (2-ая ступень неравенства). 3-ья ступень – деспотизм.

Когда народ законодательствует, он будет подчиняться, будет обеспечена свобода, равенство. Законодательство должно закрепить свободу граждан. Это возможно только, если народ будет непосредственно издавать законы, в которых будет выражена общая воля. Меньшинство тоже разделяет волю большинства, т.к. оно оказалось в таком положении не угадав волю большинства.

Закон заключается в общей воле, а воля не может быть предоставлена. Представительные органы не могут выразить волю народа. Депутаты – только комиссары народа. Они не могут ничего самостоятельно принимать, закон, который они ратифицировали – это даже не закон. Закон – объявление общей воли. Законодательная власть – сердце государства, мозг, приводящий в движение все его части. Руссо не разграничивает власти, он критикует теорию разделения властей (приёмы японских фокусников: разрезают ребёнка на части, бросают вверх – и ребёнок невредим). Это противоречит концепции народного суверенитета. Суть теории: народный суверенитет неотчуждаем, его нельзя передать кому-либо (у Бодена можно), народный суверенитет неделим, народный суверенитет неограничен, абсолютен.

Надо рассмотреть 2 вопроса, прежде чем перейти к суверенитету:

16. угодно ли народу сохранить существующую форму правления?

17. Сохранится ли власть в тех руках, в каких она находится сейчас?

Осуществление суверенитета возможно при небольшой территории с малым населением. В больших государствах возможно, но трудно осуществить.

Идеал – небольшая демократическая республика. Обеспечивается положение при котором ни один не должен быть настолько богат, чтобы купить другого, чтобы продать себя. Для счастья необходимы 3 условия: банковский счёт, отменный повар, хороший желудок.

Жан Мелье, Морелли, Мобли

Жан Мелье (1764-1829). Он хорошо знал жизнь крестьян, уморил себя голодом за крестьянина. Труд – “Завещание”. После его смерти его труд распространился в рукописных копиях, отрывки позже были опубликованы Вольтером, Гольбахом, полностью напечатали в 1864г.

Суть: царящее в мире зло, все бездействия в обществе имеют место в силу заблуждения людей. Заблуждение поддерживает церковь, религия. Завещание начинается с разоблачения религии, которая оправдывает неравенство. Богов создают сами люди. Святые писания противоречат друг другу. Мнимые видения, пророчества и откровения не существуют. Религия поощряет и освящает 6 общественных зол: огромное неравенство людей, тунеядство, частную собственность, разделение на сословия, тиранию, запрещение расторжения брака.

Следовательно, необходимо восстание. Новая власть должна ликвидировать частную собственность, т.к. это источник зла в обществе. Власть в результате восстания должна обеспечить жизнь людей на коммунистических началах. Собственность должна быть общественной, все должны заниматься общественно полезным трудом è все счастливы, т.к. обеспечены. Люди должны жить роскошно, руководить должны мудрые, воодушевлённые идеей общего блага.

Морелли. Труд – “Кодекс природы или истинный дух её законов”. Он был опубликован в 1755г. анонимно. Труд оказал сильное влияние на Бабефа и его программу.

Морелли и Гракх Бабеф были теоретиками коммунизма.

Суть: предлагает конкретное законодательство, с помощью которого возможен переход к коммунистическому обществу. Основная цель произведения – изложение конкретного законодательства. М. стоит на позициях естественной школы права.

Существующий строй неразумен, противоречащий естественным законам природы. Основная причина всех зол – частная собственность (породила неравенство и деспотизм). В естественном состоянии действовали законы природы, люди жили в единении. Но с увеличением семей ослаблялись связи  переход на новые места  раздоры. А законодатели вместо того, чтобы возвратить людей в естественное состояние, установили частную собственность. Сейчас надо возвращаться в то состояние, исходя из естественных законов. Морелли предлагает 3 основных закона:

1. установить общественную собственность на всё, кроме вещей личного употребления, вещей для повседневного труда;

2. обеспечение всех работой, и превращение всех граждан в должностных лиц в порядке очереди.

Люди должны трудиться в интересах общественной пользы сообразно своим силам, дарованию и возрасту. Из этих законов, устанавливающих принципы коммунистического общества он выводит другие законы, регулирующие промышленность, сельскохозяйственное производство, потребление, участие в труде и общественной жизни, регламентирующие воспитание, отдых и др. Он считал, что надо постепенно вводить законы против роскоши, за умеренность в потреблении  аскетические черты М., его сурово уравнительный коммунизм.

Габриель Гонно де Мабли (1709-1785). Аббат, много трудов по истории, философии, на политические темы: “О правах и обязанностях гражданина”, “О законодательстве или принципы законов”.

Исходит из свойств человеческой природы. Естественные свойства людей: разум, свобода, равенство. Существуют 2 класса: богатые и бедные – из-за частной собственности. Богатство приводит к стремлению одних властвовать над другими. Формы государственной власти связаны с перераспределением собственности между богачами. Необходимо вернуться к естественному состоянию. Но фактически возврат туда не возможен, т.к. богатые будут сопротивляться  ещё большие раздоры. Надо приблизить общество к его идеалу путём просвещения, борьбы с роскошью и резким имущественным неравенством посредством законодательства. К подобным законам близки аграрные законы (устанавливать максимум земельного надела), ограничить торговлю, наследование не членов семьи, запрет родителям устанавливать неравные доли наследства для своих детей; у кого нет родственников, того имущество должно делиться среди неимущих. Основное назначение законодательства – ограничение потребления. Государство должно заботиться о простых людях.

 

 

Лекция № 10.

Тема 3.3. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в ХVIП- XIX вв.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 521; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!