Тема 2.3. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации



Общая характеристика политико-правовой идеологии эпохи Возрождения и Реформации

Политические и правовые идеи Реформации

ППУ Макиавелли

Учение Бодена о государстве и праве

ППУ утопического социализма (Томас Мор, Томаза Кампанелла)

 

Общая характеристика политико-правовой идеологии эпохи Возрождения и Реформации

Этот период характеризуется тем, что в это время догматы церкви подвергаются критике, рождается стремление к научному исследованию, опирающемуся на опыт и наблюдение природы, экспериментализму, меняются взгляды на природу, воззрения на человека. Если раньше утверждали: блаженство в потустороннем мире, теперь на первом плане – земные радости, светские интересы. Человек – кузнец своего счастья, стремится глубже познать природу и подчинить интересам людей. Открытия в науке окрыляют человека. Культ человеческой природы место аскетизма (умерщвление плоти) уступает человеческому, гуманному  гуманизм. Вместо отшельников стали почитать ораторов, поэтов, политических деятелей, обращаться к античной культуре, использованию древней культуры, т.е. возрождение античности (ренессанс = гуманизм).

Поэты раннего гуманизма – Данте, Боккаччо, Петрарка; художники: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан è представляют реальный мир, живую человеческую натуру, личность. Политические мыслители: Макиавелли. Первым ввёл понятие государства; Баден первым создал теорию государственного суверенитета.

Это учёные-универсалы. Мода владеть 4-5 языками, путешествовать, блистать в нескольких областях творчества – как пример да Винчи – художник, учёный, математик, механик, инженер. Эта эпоха вместо теологии создала нормы мировоззрения: вместо догмы божественного права заняло человеческое право, а место церкви заняло государство.

Политические и правовые идеи Реформации

Движение это по своей идеологической форме религиозно, а по сути антифеодальное. Ближайшая цель его – исправление официальной доктрины Римской католической церкви. Ближайшая задача – перестройка церковной организации, взаимоотношений церкви и государства. Главный очаг движения – Германия.

В нём 2 лагеря:

1. возобладали имущие элементы оппозиции (часть князей, низшее дворянство è за счёт конфискации церковного имущества обогащались и становились более независимыми.

2. народные массы (крестьяне, плебеи). Они боролись за революционное переустройство мира, за социальную справедливость.

У этих лагерей выработались различные политические программы, но было и общее: все они признавали единственным источником религии и религиозной истины Священное Писание и все отвергали Священное Предание. Верить в бога необходимо без посреднической роли духовенства. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против зависимости от Римской курии.

Крупнейший идеолог бюргер-крыла (1-ый лагерь) – Мартин Лютер (1483-1546). Исходным пунктом лютеровского учения является тезис о том, что «спасение достигается исключительно верой»

Важнейшее исходное положение учения М.Л. было убеждение в том, что спасение достигается исключительно верой, и каждый верующий оправдывается лично перед богом и как бы становится священником самому себе и не нуждается в услугах католических священников. Богу обязаны повиноваться все, начиная от Папы Римского и кончая крестьянином и плебеем. Клирики ничем не отличаются от мирян. Все сословия одинаковы. Ведение истинно христианского образа жизни обеспечивается мирским порядком, государством, законами. Законы опираются на естественное, а не божественное право. Государство представляет собой организацию, которая устанавливает их и охраняет с их помощью граждан, единство между различными слоями общества с их различными потребностями и религиозными верованиями.

Государственная власть, опираясь на естественное право, управляет поведением людей, имуществом и вещами. Внутренний мир человека, свобода души – вне юрисдикции государства, за пределами его законов.

Светская власть в сфере естественного права должно руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, которые определяются человеческим разумом. Разумно управляет, властвует тот князь, монарх, который употребляет власть не как привилегию, а как бремя, возложенное на него богом. Призывал подданных быть покорными, смиренно переносить чинимые им несправедливости (кто не любит вина, женщин и песен, тот дураком и умрёт).

2-ой лагерь возглавлял Томас Мюнцер (1490-1525). Т.М. выступал за бескомпромиссную борьбу против всякой эксплуатации, неравенства, власти князей, засилья церкви. Идеология подготавливала крестьянскую войну в Германии 1524-1525. Идеи восставших, угнетённых наиболее полны в 2-х доктринах: “12 статей”, “Статейное письмо”.

В “12 статьях” необходимость выборности, сменяемости духовных лиц общин, требование отмены крепостного права, уменьшение размера подати, оброка, барщины, требовали устранить произвол, чинимый судами. В “Статейном письме” предъявлялись ещё более радикальные требования, призывы к крестьянам объединяться в крестьянские союзы и братства, и сообща всеми средствами, в т.ч. и насильственными, бороться с тяготами, создаваемыми духовными и светскими властями. Необходимо установить справедливый строй, который служил бы общей пользе. Власть должна принадлежать простому народу и это надо осуществить с помощью меча. Такой путь неизбежен, законен. Новый строй должен прибегать к мечу, чтобы защищать общество от посягательств эгоистичных социальных группировок.

ППУ Никколо Макиавелли

Н. Макиавелли (1469-1527). Был дипломатом, политиком, секретарь Флорентийской республики (МИД). Родился в Флоренции в бедной дворянской семье. Отец – юрист. Флоренция в то время была независимой городом-республикой, наряду с Венецией, Миланом, Римом, Неаполем. Но в н. 16 в. Экономика этих республик приходит в упадок в связи с изменением торговых путей. При этом экономический кризис порождает политический. Период междоусобиц, повсеместное вмешательство церкви в мирскую жизнь, нашествие иноземцев в Италию.

Труды: “Рассуждения на 1-ые 3 книги Тита Ливия”, “Князь”, «Принцепс», но этот труд известен под названием “Государь”.

Новация Н. Макиавелли в науке о государстве заключалась в классификации государств по форме правления (республика и монархия).

Образ политической деятельности, которому соответствует тезис: «Для достижения цели в политике, любые средства допустимы» - макиавеллизм.

Основная его политическая линия:

1. он враг феодального строя;

2. он рьяный поборник единого национального государства.

Идеал его – демократическая республика, но путь к ней лежит через сильную монархическую власть.

Он, как и античные мыслители, учение начинает с выяснения природы человека. Человек зол, непостоянен, неблагодарен, труслив, лжив, лицемерен, завистлив, ненавидит других. При ограниченности способностей люди обладают неумеренными желаниями. Они всегда недовольны настоящим и хвалят старые времена. Люди стремятся подражать, пороки перенимают легче, чем достоинства. Как завершение характеристики – человек жалкая и несчастная тварь, совершенно основательно приветствующий своё появление на свет громки плачем.

Исходя из природы человека необходимо осуществлять государственную власть, использовать её, упрочивать во имя приближения республики, не гнушаясь ни какими средствами. Идеал Н.М. – буржуазная республика. Он впервые ввёл в научный оборот понятие государства-штатов, вместо прежней Цицероновской республики. Господство – большое общественное объединение, разграничивающееся ним. Государство он трактует как аппарат управления поданными, народом, обществом. Госаппарат – это государь, его министры, чиновники, советники, прочие должностные лица. Этому аппарату принадлежит публичная власть, т.е. право командовать государством, страной по своему усмотрению. Власть должна концентрироваться именно у государя. Умелый государь наводит порядок в стране, городе, исключающем совершение преступления должностными и частными лицами. Государь ограждает подданных от грабежа чиновников и предоставляет возможность обиженным взывать к его, государеву, суду. Он обеспечивает спокойствие в стране, покровительствует ремёслам, земледелию, торговле. Идеал его – республика, только она может обеспечить благо свободы. Обеспечение благ свободы – это такое положение при котором каждый может свободно и безбоязненно пользоваться своим имуществом, не страшится за честь жён и дочерей и не боятся за личную безопасность.

В эту эпоху существовал принцип: столько права – сколько силы. Он против. Феодал пользовался тогда правом первой брачной ночи.

Лучшая форма – республика. Путь – через монархию, сильную государственную власть, которую надо укрепить всеми способами, не считаясь с нравственными устоями.

Макиавеллизм – это осуществление государственной политики всеми средствами. Цель оправдывает средства. Необходимо князю быть лисой, чтобы разгадать западню, и львом, чтобы расправиться с волками. Нужно быть отважнее льва и хитрее лисы. Чезаре Борджия -- характеризует его деятельность – он возглавлял княжества и присоединял другие земли плохими способами.

Основная задача – забота о силе. “Хорошие друзья всегда найдутся, лишь бы были хорошие войска”, “хороший закон не может обойтись без хорошего войска”. Князь по возможности должен избегать пороков, но если понадобится – не должен ни чем гнушаться. Важно казаться добрым, мудрым, щедрым, милосердным, и не так важно быть таковым. Князю надо искать расположение народа, но не искать его ненависти. “Лучшая крепость государя – расположение к нему подданных”.

Государство – это политическое состояние, динамическое изменение, которое предопределяется соотношением борющихся сил, главным образом борьбою знати и простого народа. Борьба их – это источник движения, смены, развития государства. На развитие государства (изменение его формы) влияют факторы: экономический, военный, территориальный, географический, демографический, этический, психологический.

Непосредственная форма государства зависит от числа правящих лиц  формы правления:

1. единовластие;

2. правление немногих;

3. правление всего народа.

В числе этих 3-х разновидностей он разграничивает государства правильные и неправильные. К правильным относятся монархия, аристократия, демократия. К неправильным – тирания, олигархия, распущенность (антипод демократии). Все неправильные потому неправильные, что правящие заботятся только о собственной пользе. В числе форм идеальных Н.М. считает умеренную демократию. “Народы развращённые, им характерна единовластная форма правления.

Н.М. – идеолог интересов буржуазии во Франции.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 689; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!