Тема 2.1. Политические и правовые идеи в государствах средних веков



Учение Фомы Аквинского о праве и государстве

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского

Формирование и развитие мусульманской политико-правовой мысли

Политическое учение Ибн Халдуна

Рецепирование римское право в странах Западной Европы означало его принятие.

 

Учение Фомы Аквинского о праве и государстве

Фома Аквинский (1224 - 1274). Родился в семье графа, юношей вступил в доминиканский орден, изучал богословие, философию, потом преподавал в Риме.

Труды – “Высшее богословие”, “О правлении властителей”, «Сумма теологии»

Синтез католической веры и философии Аристотеля в своем учении предложил Аквинский.

 

Учение о двух истинах – богословие и философия. Предмет философии – истины разума, богословия – истина откровения. Эти истины разные, но источник один – Бог. Единство источника предопределяет единство истины. Но истина разума – истина человеческая, истина откровения – истина сверхчеловека, сверхразума  философия – служанка богословия.

В XIII веке величайший авторитет имеет философия Аристотеля. А. использует учение Аристотеля “Об активной форме, дающей жизнь пассивной материи” и приходит к теологии. Он придаёт форме духовное значение - форма есть божественный разум.

В мире существует божественная иерархия форм. Во главе иерархии стоит Бог, высшая форма, дающая жизнь низшим. Низшие должны повиноваться высшим. Высшей целью человеческой деятельности является блаженство, счастье. Блаженство – удовлетворение всех стремлений человека. Но, возможен ли такой путь? К блаженству ведёт удовлетворение не всяких стремлений, блага земные, внешние, душевные человека – всё это привходящее, непостоянное, несовершенное. Совершенным благом является созерцание божества, но на земле его достичь нельзя, только в потустороннем мире.

Фома Аквинский делит законы на 4 группы: 1) вечный закон; 2) естественный закон; 3) человеческий закон; 4) божественный закон. Сущность закона Аквинский усматривает в упорядочении человеческой жизни и деятельности, рассматривая блаженство как конечную цель.

Из всех законов наиболее совершенным считал человеческий закон. Фома заявлял: «Закону не соответствующему естественным установкам, можно не повиноваться».

 Право – это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Разделял право на естественное и положительное. Он и здесь утверждал, что человеческое установление может сделать правом только то, что не противоречит праву естественному. То же разделение он применяет и к божественному праву; установленному божественным законом.

Позитивное право он подразделял на право человеческое и право гражданское.

Значительное место в учении Фома отводил формам правления государства. Здесь он почти во всем следовал за Аристотелем, выделяя 3 чисты, правильные формы правления (полития, аристократия, царское правление) и три неправильные (олигархия, демократия, тирания) – отношения к общему благу. 

Фома Аквинский подробно рассматривает не все формы правления, а лишь некоторые из них. Главным же признаком государственной власти является право издавать законы. Наиболее естественной, лучшей формой считал – монархию, т.к. при монархии существует единоличная форма правления.

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского

Сформировалось 2-ое, светское направление. Наиболее типичный его представитель – Марсилий (Маэнардино) Падуанский (1275- 1342).

Падуанский, опираясь на философию Аристотеля, развил светскую теорию государства и права.

 

Труд – “Защитник мира” (1324 г.) выражает его отношение к современности. В нём он анализирует обострившиеся противоречия в Италии и выступает за установление спокойствия, мира в обществе. Чтобы установить мир, необходимо установить причины вражды. Основа вражды – ложное представление о духовной власти, её миссии в обществе. Церковь должна быть отделена от государства и должна заниматься своими проблемами, а именно, проповедями, причастиями, но не принуждать, не наказывать, т.к. это прерогатива не церкви, а светской власти.

Государство возникает в результате разрастания семьи (патриархальная теория). Государство возникло в результате объединения родов в государство. Государство, призванное обеспечить мир в обществе призвано исходить из того, что его целью является благо всех членов общества. Источник власти – народ, носитель суверенитета, верховной власти.

М.П. в первый ряд выдвигает концептуальную идею о суверенитете народа. Концепцию позже создал Ж.-Ж. Руссо.

Чтобы в обществе существовал мир, необходимо, чтобы социальные группы общества занимались своим делом. В государстве существует 6 общественных групп, сословий, которые образуют 2 категории: низшая, высшая.

Низшая: земледельцы, ремесленники, торговцы. Всех представителей объединяет то, что они заняты личными интересами. Высшая: духовенство, военные, администрация. Они все выполняют общественные обязанности.

И всё было бы хорошо, если бы каждое сословие занималось своим делом, не вмешивались в дела других сословий. Эта позиция направлена прежде всего против вмешательства духовенства в мирские дела.

М.П. сторонник сословно-представительной монархии. Она может обеспечить законодательство народу через представительный орган. В монархии 2 ветви власти – законодательная и исполнительная.

Власть действует посредством издания законов. Закон – это веление, подкреплённое реальной угрозой наказания или обещанием реальной награды. Различает понятие закона в широком и узком смысле. В широком – всякое суждение как следует и как не следует поступать. В узком – веление как следует и как не следует поступать. Если закон угрожает наказанием или обещает награду в земной жизни – это юридический закон, если в загробной – религиозный. Принципиальное различие между правом и моралью – юридический закон предусматривает реальную угрозу наказания или награды.

Впервые разграничил право и мораль. Право обеспечивается реальной мощью государства, мораль такими свойствами не обеспечена.

Народ лучше знает, какие законы нужны, следовательно его представители должны издавать их. Народ лучший исполнитель законов, следовательно право назначать тех, кто следит за соблюдением законов.

До сих пор спор – кого он подразумевал под народом? Мы исходим из нашего понятия народа.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!