Политические и правовые учения Платона



Платон (427-347 г.г. до н.э.). Субъективный идеалист. Существует реальный и субъективный мир. Люди познают мир не абсолютно, а субъективно  существует мир идей (реальный) и мир теней (то, что воспринимает человек). В душе человека воплощены три начала: разумное (мудрость), яростное (храбрость), вожделение (умеренность). Эти три начала лежат в основе общества в качестве “совещательного, защитного и делового” следовательно существуют три социальные группы: производители, воины, правители. В их объединении образуется справедливость.

Написал произведение «Государство»

Государство (полис) – совместное поселение, обусловленное общими потребностями. Идеальное государство – государство, управляемое мудрецами  наилучшая форма правления – аристократия следовательно государство может быть монархическим или аристократическим.

От лучшего типа государства к худшему: аристократия è монархия è тимократия (власть воинов, честолюбцев) è олигархия (власть кучки незнатных богачей) è демократия (правление ненависти против богачей, знати; различал демократию беззакония и законности) è тирания (власть одного демагога).

Аристократическое государство – идеальное государство. В нём 3 сословия: правители, стража, народ. У правителей общность имущества и жён. Управлять должны без закона.

Вторая модель идеального общества: частная собственность у всех, но у богатейших её размер не более, чем в 4 раза, чем у беднейшего. Следовательно, существовало 4 класса подразделяющихся по имущественному состоянию. 1-ый класс – люди не занимающиеся производительным трудом. Они обязаны участвовать в политической жизни общества. Власть должна осуществляться только на основе законов. Отказ от общей собственности мудрецов (правителей) и стражей. Народное собрание состоит из 360 членов – по 90 от каждого класса. Существует структура, избираемая в количестве 37 человек, выполняющая функцию стражей закона. Третья структура – “ночное собрание” - состоит из 10 престарелых стражей закона. Эти структуры устанавливают законы. Власть держится на законах. Каждый закон состоит из 2-х частей:

· наставление, совет, объяснение, почему закон издаётся, и почему ему следует повиноваться;

· предписание, приказание.

Законы регламентируют абсолютно все отношения между людьми: распорядок дня и ночи и т.д. То, что законами не регулируется, то запрещается. В государстве должна быть узаконена религия. Для атеистов одна мера наказания - смертная казнь. В законах должна воплощаться справедливость и разум следовательно разум правит всем, обеспечивая свободу личности.

Законы необходимо скрупулёзно проводить в жизнь. Неправильны те законы, которые установлены не в интересах всего народа, а нескольких человек. Законы должны обеспечивать общее благо.

Развивает Платон и идею компетентности закона (вслед за компетентностью правителей Сократа).

Каждый гражданин должен быть проводником законов в жизнь, реализовывать устои права. Право – это формально определённый образец поведения людей, регулятор отношений между людьми. Всё должно осуществляться в русле свободы каждого, но с различиями в зависимости от социального происхождения и природных данных.

Платон создаёт иерархию видов любви:

3. физическое удовлетворение с целью рождения детей (низшая);

4. любовь к конкретным образцам физической красоты;

5. любовь к красоте в целом;

6. любовь к мудрости, позволяющей познать высшее  любовь к моментам, облагораживающим жизнь человека (высшая ступень).

Политические и правовые учения Аристотеля

Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.). – основатель политической науки. Аристотель доказал преимущество частной собственности над общей (в споре с Платоном), обосновал значение среднего класса как основы преуспевания общества, вскрыл главное в государстве – политическая организация, главная цель которой – обеспечение счастливой жизни для всех; заложил основы деления власти на 3 ветви (судебную, магистрат, совещательный орган); дал такое понимание формы государства, которое воспринимают в новейшей теории государства и права; вскрыл подлинную сущность права как политической справедливости. Платон считал, что Аристотель заменял всю Платоновскую Академию.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!