Факторы, воздействующие на формирование ППУ



Факторы:

· политический строй;

· экономический строй;

· социальная структура общества;

· состояние религии, нравов;

· обычаи, традиции, идеологии;

· талант и гениальность;

· накал борьбы между социальными группами;

· уровень экономического, политического, культурного развития.

Значение ИППУ

Учебная дисциплина

вооружает знаниями по важным объектам познания: праву, политике;

формирует высокий уровень политической и правовой культуры будущего юриста. Правовая культура – квинтэссенция культуры вообще;

ИППУ – школа познания права и государства, т.к. она олицетворяет учения всех выдающихся мыслителей, оно сопровождается методами познания того или иного мыслителя;

ИППУ – предпосылка для развития современной науки о праве и государстве;

ИППУ способствует повышению эффективности деятельности государства и реализации права на данном этапе развития общества.

 

Лекция № 2.

Тема 1.2. Политико-правовые учения Древнего Востока

1. ППМ в Древнем Египте

2. ППМ в Древней Индии

3. ППМ в Древнем Китае

 

Политико-правовая мысль в Древнем Египте

Генезис ППМ обусловлен возникновением государства и права. В 4 тыс. до н.э. появляются политические и правовые идеи. Наиболее характерным источником этих идей являются “Поучения Птахотепа”. Птахотеп – видный представитель египетской знати, являлся главой администрации царя Айсэсса.

Птахотеп, как и другие мыслители, не разграничивал понятия общество и государство. Всё, что он относил к взаимоотношениям между людьми, относил к праву. Позиция Птахотепа является теологической (теократической). Позиции государства и права обосновываются с божественных позиций. Все люди божественным волеизъявлением делятся на 2 группы – низших и высших. Высший – ценный, благородный; низший – плохой. Благополучие низших зависит от доброй воли высших, следовательно, они должны быть покорными, смиренными, почтительно относиться к высшим. Подчинение одних другим – важный принцип общества, государства, права. Во взаимоотношениях между свободными людьми должен действовать принцип Ка (стремление к счастью), которому противоречит навязчивость. Поэтому поведение должно быть добродетельным и справедливым, что утверждает естественное равенство всех свободных.

Общество представляет собой пирамиду:

1. Боги-покровители – вершине;

2. Фараон – божий избранник, которому беспрекословно подчиняются все чиновники;

3. Жрецы – находятся в зависимости от фараона;

4. Рабовладельческая знать;

5. Землевладельцы и ремесленники – зависят от знати, обслуживают её;

6. Рабы

Все ступени объединены в образе богини Маат (правосудие). Это придаёт структуре общества не только божественность, но и справедливость, гармонию.

Порядок на земле обеспечивает фараон, ведущий войну против анархии, несправедливости, обмана, богохульства. Птахотеп говорит: «Чтобы порядок был устойчивый, отец каждой семьи по достижении критического возраста должен завещать детям те устои жизни, которые услышал от своего отца».

Политико-правовая мысль в Древней Индии

Древнеиндийская политико-правовая мысль появилась в 3 тыс. до н.э. вместе с возникновением государства и права. Она нашла отражение в различных памятниках.

Существует 2 направления политико-правовой мысли: брахманизм и буддизм.

1) Брахманизм встречается в Ведах в 2 тыс. до н.э. Люди делятся на 4 варны, созданные из мирового тела. Таким образом определяется место и роль различных варн, а значит и их членов. В варны включались только свободные люди, рабы были вне их. Наибольшим объёмом прав пользовались брахманы. Они являлись воплощением порядка. Брахман – высшее лицо, владыка всех. Его собственность неприкосновенна, к нему не применялись суровые наказания (max – штраф, изгнание).

Царь – божество с внешним видом человека – глава администрации, верховный судья; назначал на должности, руководил армией. У него существовала обязанность в решении государственных дел совещаться с брахманами. Требования к царю: должен обнаруживать разум, силу, брать свою добычу, уходить в безопасное место. Искусство управлять – умение наказывать, т.к., если нет наказания а нет собственности а перемещение варн а хаос.

2) Буддизм. Возник в Др. Индии как следствие ухудшения положения низших слоёв в сер 1 тыс. до н.э., как протест брахманизму.

Будда (Сиддхарта) – просветлённый. Он критикует основные положения вед, постулаты брахманизма. Отвергается идея о верховенстве бога. Дела человека зависят от собственных усилий людей. Дхарма – естественный закономерность, естественный закон, управляющий миром а необходимо познать закон через его применение.

В буддизме проявляется тенденция к уменьшению роли наказания в управлении. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины, т.е. обосновывается законность. Ориентир на идеальный путь – достижение нирваны (момента наивысшего просветления).

В учении 4 истины:

7. всё вокруг – страдание, зло;

8. у всякого страдания есть причина;

9. возможно положить конец страданию;

10. возможен путь, который ведёт к прекращению страдания – непротивление насилию.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!