Политико-правовая мысль в Древнем Китае



Древнекитайская политико-правовая мысль возникла во 2-м тыс. до н.э. В Др. Китайской мысли существовало 3 направления: Даосизм, Конфуцианство, Моизм.

1) Учение Лаоцзы (6-5 в.в. до н.э.). Он – основатель теории естественного закона (даосизм), т.е. всеобщего начала, закономерности всех процессов и вещей. Закономерности распространяются на общество, в котором все равны. Проявлением закономерностей является действие естественнного закона. Смысл состоит в том, что общество, как и отдельный человек, изменяются, они способны к совершенствованию, которое происходит постепенно, само собой, и доходит до полной гармонии человека с миром. Человек не может быть ввергнут в пучину несчастий. Но в жизни существуют нарушения, т.к. некоторые живут раскошно, а другие бедствуют. Следовательно, каждому необходимо заниматься самосовершенствованием.

2) Учение Кунцзы (551-479 г.г. до н.э.). Общество и государство – крепкая семья. Во главе – император. Власть осуществляется по иерархическому принципу, при котором низшие подчиняются высшим (лучшим, старшим) и руководствуются нравственными устоями, а не законами. Существует 5 основных видов законов между людьми:

11. между отцом и сыном;

12. между мужем и женой;

13. между братьями;

14. между различными семьями;

15. между правителями и подданными.

Принципы взаимоотношений: уважение, взаимная ответственность, преданность, доверие. Добродетели: знание, великодушие, энергия.

Главным правилом жизни является забота об упрочении семьи, мощи государства. Каждый должен заниматься своим делом. Если царь уклоняется от добродетели, то его нельзя критиковать. Мудрый должен молчать и смотреть за самим собой. Руководить посредством законов нельзя, надо – посредством добродетели.

Конфуций:1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма: государство – это разросшаяся семья, монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями; патернализм – власть отца и его забота о семье,2) идея меритократии – власти достойных власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,3) идея человеколюбия: забота старших о младших и уважение младшими старших,   «человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,4) отрицательное отношение к законам: закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,5) советы чиновникам: древние считали позором для себя не успевать за собственными словами, в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах, и т.д. (очень много советов)          3) Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).Противоположность Конфуция: 1) государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед, 2) доброта и человечность – мать всех проступков,      т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград      (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово      наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших      преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не      будет поджогов»), 3) необходимость оглуплять свой народ, чтобы было легче управлять      в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все      философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое      наказание, 4) ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство», 5) разрешил покупать чиновничьи должности.      Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было      вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог      стать только человек из знатных родов.      Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к      власти пришли энергичные и умные люди.          Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».

4) Учение Моцзы (480-407 г.г. до н.э.). , является автором одной из первых концепций договорного возникновения государства. Критиковал положения Конфуция. Считает, что существовал период в развитии общества, когда не было государства, раздоров, вооружённых схваток. В последствии возник хаос. У каждого было своё понимание справедливости, люди не понимали необходимости соблюдения одних правил. Затем они собрались и избрали наиболее достойного человека государем. Задача правителя – покончить со смутой и объединить всех людей. Мысль: к управлению не допускать родственников по “мясу и крови”. Осуждается роскошь, непосильные налоги. Требования к правителям: править гуманно (забота об интересах всех), жить скромно, трудиться вместе с народом, не угнетать, не заставлять работать на других.

 

 

Лекция № 3.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!