Политичесоке и правовое учение Гоббса
Томас Гоббс (1588-1679). Написал в 1661 г. свой основной труд – “Левиафан” – дьявол, дракон-чудовище. Государство – это Левиафан. Гоббс считал, что естественное состояние человеческого общества – это «Война всех против всех».Гоббс как и голландцы – сторонник классической естественной школы права. Исходит из того, что в догосударственный период было естественное состояние человека, и чтобы не ошибиться в политических выводах, необходимо исследовать природу человека там, в естественном состоянии, где она ничем не связана.
Человек по природе стремится к общению, но не потому, что стремится общаться или к высшей форме организации. Человека влечёт не инстинкт общения, а его эгоизм, личная выгода. Эгоизм и страх ведёт его к нему.
Гоббс делает вывод: homo homini lupus est. Человек ищет в обществе господства. Не любовь к людям, а жажда славы, удобства ведёт к обществу. Аксиома – стремление к выгоде, господству, славе, наслаждению.
В естественном состоянии силы людей равны è каждый имеет право на всё, захватить всё взаимный страх (захвата) война всех против всех. Человеческая жизнь – состязание в беге. Каждый стремится стать 1-м в отношении остальных. Естественное состояние – самый жалкий удел человека. Жизнь там одинока, бедна, груба, кратковременна. Такое состояние противоречит здравому рассудку, разуму существует необходимость выхода из этого состояния необходим мир 1-й разумный естественный закон – поиск мира. Мир может быть достигнут лишь взаимным согласием возникают договора об объединении (т.е. результат деятельности 1-го разумного естественного закона). 1-й разумный естественный закон влечёт за собой еще несколько законов, требований:
|
|
· обязанность проявлять благодарность;
· прощать прошлые обиды;
· проявлять уважение к другим;
· быть скромным;
· быть беспристрастным;
· никто не должен быть судьёй в собственном деле;
· не должно быть пьянства и всего, что затемняет рассудок.
всего 18 законов выводится из 1-го закона.
Чтобы этот мир гарантировался, необходимо кроме договора об объединении заключить договор о подчинении, которым и учреждается государство. В результате – все естественные права человека передаются государству, и человек становится рабом государства. Но в отличие от рабства подданный становится рабом по отношению к государству, а не к другим подданным. Подданные – те же рабы, но он служи государству, а раб, кроме того, и гражданину. Подданные должны беспрекословно подчиняться государственной власти, иначе придётся вернуться в естественное состояние, оказаться вне государства. Вне государства – владычество страстей, война, страх, зверство. В государстве – владычество разума, долголетия изысканности, знание, благосклонность и т.д.
|
|
Государственная власть может быть организована по-разному: во главе одно лицо (монархия), немногие лица (аристократия), демократия. Но из них только монархическая форма может гарантировать то, что характерно для государства. Предпочтение – абсолютной монархии. Государство есть единое лицо, воля во время действия договора считается волею всех.
Государство призвано осуществлять власть с помощью законов. Но законы должны соответствовать естественному праву. Закон и право существенно отличаются между собой: закон – узы, а право – свобода. Узы должны соответствовать праву.
Лучшей формой правления государства Т. Гоббс считал монархию.
Учение Локка о государстве и праве
Джон Локк (1632-1704). Труд – “Два трактата о государственном правлении” (“Два трактата о праве”).
Лучшей формой правления считал конституционную монархию.
Д.Л. критикует Гоббса за неправильное понимание естественного состояния. Естественное состояние – состояние при котором люди равны, свободны, обладают собственностью, но не лишены гарантий обеспечения своих свобод, своей собственности, т.к. людям присущи страсти, которые ведут к вражде, насилию, войнам разумная необходимость выхода из него – объединение людей. В результате общественного договора создаётся государство, т.е. орган призванный гарантировать естественные права и свободы индивида.
|
|
В процессе заключения договора и предусматривается передача только части естественных прав человека – ровно столько, сколько необходимо для гарантии прав каждого абсолютная монархия хуже естественного состояния (во избежание вреда, причиняемого лисицей, отдают себя в когти льва).
Государство – совокупность людей, соединившихся в единое целое под эгидой ими же установленного закона, и создавших суд, правомочный разрешать конфликты и наказывать преступников.
Главная цель – все и каждый могут обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы, т.к. жизнь, здоровье, свобода, собственность. Средство для осуществления этой великой и главной цели государства: разделение властей, оптимальная для нации форма правления, законность, право народа на восстание при злоупотреблении властью.
Он основоположник теории разделения властей. Существуют 3 вида власти: законодательная (парламент), исполнительная (принадлежит королю), федеральная (внешние сношения) (также принадлежит королю). Каждая власть выполняет свою миссию. Верховная власть – законодательная. Закон (по Локку) – не просто предписание, исходящее от гражданского общества. Он только тогда закон, когда указывает человеку поведение, соответствующее его собственным интересам, и служащее его собственному благу. Закон должен быть стабильным и долговечным. Ему должны подчиняться все. Никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения закона. Верховная власть должна употребляться согласно законам, а не путём инструментизированных указов.
|
|
Лекция № 9.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!