Тема 3.2. Политические и правовые учения европейского Просвещения



Франсуа Вольтер

Монтескье

Жан Жак Руссо

Жан Мелье, Морелли, Мобли

Франсуа Вольтер

Франсуа Вольтер (1694-1778). Родился в семье нотариуса. В ней отражались в миниатюре все привычки большого света. В семье процветала находчивость, уважительное отношение к дамам. Образование он получил в колледже Сен-Луи. Стал изучать право, но тяготел к литературной деятельности. Так юрист из него и не вышел. Также был историком и философом. Кличка – “Царь Вольтер”.

Свои взгляды излагал не в трактатах, а в художественной литературе в форме сарказма, насмешки, у него было много врагов среди государственных деятелей. Дважды он заключался в Бастилию.

Труды – “Философские письма”, “Философский словарь”, “Политическое завещание”. Резко выступал против католической церкви, т.к. она отстаивала феодальный строй, режим неравенства. Он считал религию врагом прогресса, чудовищем суеверия, гадиной. Священники – это фанатики и шарлатаны.

Идеал Вольтера – свобода, т.е. иметь вокруг себя только равных. Однако он не был атеистом (был за религию атеистическую) – “если бы не было бога, его надо было бы выдумать”. Верить в него надо без посредников, без духовенства. Он против крепостного права, феодализма, феодальной раздробленности, партикуляризма права. Его идеал – частная собственность, как гарантия свободы, равенства, свободы слова, печати, совести. Вольтер был за порядок, просвещённую монархию. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона. Равенство – это равенство всех перед законом, отмена феодальных привилегий, но не равенство имущественное. Политическими права должны обладать только собственники. Должна быть свобода труда. Он за установление буржуазного строя. Путь к нему – реформы и просвещение, союз монархов и философов. Реформы:

· ликвидировать привилегии духовенства и передать государственным органам;

· упразднить церковные суды;

· изъять у церкви регистрацию актов гражданского состояния и передать их государственным органам;

· перевести духовенство на жалование и превратить их в государственных чиновников;

· отменить феодальные повинности крестьян;

· уничтожить таможни внутри Франции (на границах крупных городов и владений);

· установить единое законодательство, вместо множества “кутюмов”.

Выступал за закрепление принципа соразмерности наказания тяжести совершённого преступления, против пыток инквизиции. Осуждал смертную казнь и суровое наказание за богохульство, кощунство, колдовство.

Монтескье

Монтескье (1689-1775). Знаменит тем, что создал теорию разделения властей, которая воплотилась в современных конституциях развитых государств, учение о духе законов.

М. – выходец из знатного аристократического рода. Принимал активное участие в политической жизни Франции. Являлся президентом сословно-представительного органа департамента Бордо.

Над своей теорией он работал 25 лет. Труды – “О духе законов” (состоит из 31 главы), “Персидские письма”.

Учение о духе законов и значение этой теории. На дух права влияет географический фактор, который выражается в способе производства è воздействие на право способов производства (но это один из факторов). М. Разграничивает законы юридические и законы объективные и исследует закономерности воздействия факторов на формирование юридических законов. С точки зрения М. Законы, в самом большом значении этого слова – необходимое отношение, вытекающее из природы вещей. Всё, что существует имеет свои законы. Есть первичная причина всего. Законы – это отношения, существующие между различными существами. По М. На юридические законы влияют 4 группы факторов: устройство, правление (политические факторы); географические; экономические; нравы и религия.

На первых этапах развития человечества большое значение имели географические факторы. В странах с жарким климатом законы более суровые, чем в странах с холодным климатом. Жара располагает к лени, не стимулирует к труду. На севере люди формировались мужественными в борьбе за существование  более мягкие законы. Природа почвы влияет на законы. Плодородная почва развивает беспечность к труду. Неплодородная – формирует мужественность, активность. Если территория государства велика – власть сильная, деспотичная. Если маленькая, то возможна монархия, республика. Законы в тесном отношении со способами, с помощью которых народ добывает средства к существованию.

Религия. Христианство нуждается в мягких законах, способствует умеренному правлению. Мусульманство – деспотизм. Женщины портят нравы, но формируют вкус.

На современном этапе определяющим является политический фактор. В нём он различал природу правления, его принципы. Природа правления – количество правящих лиц. Различает монархические, республиканские, деспотические государства. Принцип правления определяется природой правления. Принципы правления определяют дух законов. Принцип правления – это то, что управляет деятельностью того или иного правительства. Т.е. человеческая страсть, любовь к общественному благу, равенству, патриотизму. Принцип аристократии – умеренность. Монархии – честь. Деспотии – страх. Деспотичный режим сравнивает с поведением дикарей. В законах должна выражаться свобода, т.е. прежде делать всё, что дозволено законами. В законах должны отражаться естественные требования, в частности которые коренятся в роде человеческом.

Чтобы законы соблюдались, реализовывались, торжествовали необходимо разделение властей. Три рода власти: законодательная, исполнительная, судебная. Каждой из них свойственна тенденция к злоупотреблению. Различные власти должны взаимно сдерживать друг друга. Как самая главная власть (законодательная) должна принадлежать в принципе всему народу. В больших государствах власть народа осуществляться не может – народ не пригоден для законодательствования. В этом слабая сторона демократии. Поэтому она должна принадлежать представительному органу, избираемому народом.

Судебная власть должна принадлежать тоже народу. Судебные учреждения должны быть выборными. Суды не должны быть постоянными. Исполнительная власть должна осуществляться одним лицом (монархом) с его министрами, ведающими соответствующими отраслями, управляемыми по поручению монарха. Исполнительная власть должна быть постоянной, действовать быстро, реагировать оперативно. Все три вида власти должны уравновешивать друг друга. Не исключается вмешательство одной власти в дела другой. Так, исполнительная власть вторгается в законодательную тем, что монарх утверждает законы. Законодательная, в свою очередь, решает несколько вопросов управления, финансовые вопросы, вопросы организации армии и т.д., как бы противостоит с сдерживает исполнительную власть. В законодательной власти должны быть известные противовесы. Чтобы она не злоупотребляла надо иметь две палаты: палату вельмож и палату народных представителей. 1-ая палата должна быть наследственной. Она необходима, чтобы аристократы влияли на законодательную власть. Они нужны для равновесия внутри законодательного органа. Его обеспечение должно осуществляться путём предоставления каждой палате права вето в процессе законодательной деятельности. Это не самоцель (теория разделения властей), а средство обеспечения законности.

Жан Жак Руссо

Руссо – создатель теории “народного суверенитета”. Он поэт, публицист, моралист и философ. Родился в Женеве в семье часовщика. В 16 лет стал бродячим музыкантом, в 30 – поселился в Париже и занялся перепиской нот. Стал известен, когда написал сочинение на конкурс Дижонской Академии “Способствовало ли развитие наук и искусств порче или очищению нравов?” На него оказала влияние эпоха возрождения.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!