Тема 3.6. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в



Либеральное учение о праве и государстве Бенджамена Констана

Либеральное учение о государстве и праве И. Бентама

Теория позитивизма Огюста Конта

Социально-утопическое учение Сен-Симона, Фурье и Оуэна

 

Либеральное учение о праве и государстве Бенджамена Констана

Фр. Б. Констан (1767-1830). Труд – “Принципы политики”. Основная идея – идея свободы. В буржуазных кругах считался руководством свободы. Идею свободы он обосновывает при помощи нового понятия свободы. Если раньше требовалась свобода политическая, то теперь, в 19 веке, требовалась личная свобода, свобода гражданская, торговая, передвижения, в производстве и т.д. “Под свободой я разумею торжество личности над властью, желающей упрочить посредством насилия над массами, проявляющегося большинством подчинением меньшинству”. Главное – свобода предпринимательства. Эта свобода предполагает невмеша­тель­ство власти, государства в предпринимательскую деятельность, в произ­водст­венную деятельность, в деятельность капиталистов.

Он критикует идеи просветительства, теорию народного суверенитета Руссо; теорию прямого народного правительства он считает результатом перенесения политической свободы древних, в античном обществе, в общество современное. Раньше свобода заключалась в участии каждого в политической власти, создании законов, отправлении правосудия, избрании должностных лиц, разрешении вопросов войны и мира. У древних индивид был суверенным лишь в разрешении политических дел и рабом в разрешении частных дел. Теперь должно быть наоборот. Для современных народов существует иная свобода – полная свобода гражданства, выражающаяся в личной, частной жизни, в которою никто не вправе вторгаться, и ограничение индивидуума как участника в осуществле­нии политической власти: для современных народов – полная свобода – гражданс­кая, у древних – наоборот суверенитет народа не безграничен – ограничен теми пределами, которые ему ставит справедливость и права индивида. Суверенитет ограничивается 2-мя обстоятельствами: общественное мнение и разделение властей. Общественное мнение – представительная система в лице Парламента. То, что существует в политической системе – высшее достижение в развитии политической системы.

Преимущество свободы в современном обществе выражается в представи­тельстве и возможности народа содействовать этому представительству по собственному выбору. Представители в Парламент должны избираться из числа имущих, т.к. они более подготовлены к просвещению. Обеспечение ограничения государственной власти, а значит, обеспечение свобод личности достигается так же разделением властей. К. приспосабливает эту теорию к новым условиям. Он считает, что существует не 3 государственных власти, а 6: власть королевская как самостоятельная власть; власть исполнительная; власть представительная – власть верхней палаты 2-хпалатного представи­тель­ного органа; власть, представляющая общественное мнение – осуществляется нижней палатой; власть судей; власть муниципальная.

Королевскую власть от не относит к исполнительной, выделяет как нейтра­ль­ную, которая стоит над остальными властями и человеческими треволнениями. Ко­роль – блюститель порядка, свободы. Взоры Б.К. были обращены на конститу­ци­он­ную монархию в Англии. Это для него образец государственного строя.

Б.К. открыто критикует социалистов-утопистов, особенно декламации против богатства и даже собственности. Богатство и собственность – это сила, которая обеспечивает частным лицам независимость от власти. Собственники становятся сильнее государственной власти, и это очень хорошо, когда существует свобода имущих. Право – не прирождённое естественное право, а право приобретённое.

Либеральное учение о государстве и праве Иеремея Бентама

Иеремей Бентам (1748-1832). Основная идея – принцип утилитаризма – пользы. Человек находится под властью удовольствий и страданий. Цель всякого разумного существа – получить для себя как можно больше счастья. Все побуждения человека сводятся к одному – личному интересу, наибольшему счастью, пользе. Самые порочные и самые добродетельные имеют одинаковые мотивы действия. Все хотят увеличить сумму своего счастья. Главная задача законодателя – указать человеку, в чём состоит для него наибольшая польза.

Справедливое общество – такое общество, которое обеспечивает возможно большее счастье возможно большему числу людей. Законодатель должен взвесить все удовлетворения и страдания, которые получатся от издания закона. Он должен принять во внимание, что само издание закона уже есть какое-то зло, ибо великий закон стесняет в какой-то мере свободу индивида. Законодатель должен в своей деятельности ограничиться заботой о безопасности граждан, т.е. об охране личности и его собственности. Установление равенства – химера, возможно только уменьшение неравенства.

Законодатель должен действовать в русле справедливости, а принцип справедливости означает, что право должно быть известно всем, а для этого кодификация абсолютно необходима.

Законодатель должен заботиться о частной собственности. При отсутствии её люди питали бы отвращение к труду, прекратилось бы накопление богатства, приостановился бы прогресс. После обеспечения пользы каждого, законодательство должно реализовываться с помощью справедливого правосудия. Чтобы правосудие выполняло свою миссию, не следует жалеть денег: “Дешёвый суд слишком дорого обходится народу”. Он критикует просветительство, воззрения представителей естественно-правовой школы, общественный договор (фикция). Существует только положительное право. Он критикует теорию разделения властей, формулу Руссо “закон – выражение общей воли”.

И.Б. критикует сохранившиеся в Англии феодальные пережитки. К концу жизни изменил свою позицию в сторону радикализма. Это было вызвано экономическим подъёмом в Англии: он уже за всеобщие, равные, ежегодные выборы в Парламент, выступает за ответственность исполнительной власти перед законодательной, против монархии, аристократии.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!