Тема 3.8.Политические и правовые учения в странах Западной Европы во второй половине XIX в



Марксизм о происхождении государства и права и их сущности

Политическое учение Иеринга (реалистическая школа)

Политические идеи Спенсера

Политико-правовые идеи Ницше

 

 

Марксизм о происхождении государства и права и их сущности

В Марксизме 3 составляющих учения: философское, экономическое, политико-правовое. Марксизм – это утопическое учение. Если предыдущие учения убеждали в необходимости преобразований, то марксизм уже говорил о преобразовании путём классовой борьбы.

В основе развития общества лежит борьба. С помощью борьбы общество перешло от первобытнообщинного строя к классовому обществу, а классы возникли в результате частной собственности, которая возникла в результате разделения труда:

39. выделение скотоводства;

40. выделение людей, которые занимаются торговлей – купцов;

Класс купцов возник в результате возникновения частной собственности. Частная собственность возникла в результате того, что человек производил больше, чем мог потребить.

Государство возникло в результате классовой борьбы. Государство – это машина для подавления господствующего класса. Диктатура – возведённая в закон воля господствующего класса, обусловленная экономическими условиями этого класса. Возникновение государства в своём развитии представляет собой постепенный переход от рабовладельческого типа к феодальному.

Революция крепостных крестьян предопределила крушение феодального государства и права. В результате этого появилась буржуазия. Возникший в результате пролетариат должен ликвидировать буржуазное государство и право и установить диктатуру пролетариата.

Марксизм о государстве диктатуры пролетариата

Диктатура пролетариата осуществляется в результате одновременной революции во всех странах мира или в наиболее передовых (впервые высказал в работе “Классовая борьба во Франции”). Она нужна для преобразования капиталистической системы в социалистическую, для уничтожения классов, следовательно отомрёт государство. Не будет государства, не будет права è коммунистический строй.

Политическое учение Иеринга (реалистическая школа)

Рудольф фон Иеринг (1818-1892). Создатель теории, которую назвал реалистической. Его основные труды: «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Цель в праве» и «Борьба за право».

В своей работе «Цель о праве» Иеринг рассматривает само понятие права.

Право – результат борьбы, оно возникает в борьбе, развивается и осуществляется в борьбе. И. определяет право в различных аспектах. Право –совокупность действующих в государстве принудительных норм. Право – совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых государственным принуждением. Право – защищаемый государственный интерес индивида. В такой трактовке И. усматривает реалистический подход к праву.

Выступал за сильную государственную власть.

Политические идеи Спенсера

Спенсер (1820-1903). Основатель органической теории государства и права.

Государство тождественно живому организму. Так же, как в живом организме каждая клетка выполняет свою функцию, так происходит в государстве. Деньги в государстве – кровь, питающая все органы. Связь – нервы, ж/д – сосуды, правительство – ноги. Нарушение какой-либо частью своих функций влечёт сбой организма, общества, государства. Государство, общество – система социальных институтов., механизм самореализации совместной жизни людей. Социальные институты появляются в результате революции, общественного договора и т.д. Есть институты домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Политические возникают в связи с переносом внутригрупповых конфликтов в сферу конфликтов между группами  обуславливает возникновение классов и органов власти. Все институты – единое целое, функционирование каждого зависит от деятельности других. Каждый институт удовлетворяет определённые общественные потребности.

Спенсер утверждал, что политические институты, в т.ч. государство, не должны вмешиваться чрезмерно в жизнь человека  выступает против социализма. Исходящие от государства законы основываются на нравственности. Если они лишены её, а содержат санкции, они не содержат в себе ничего священного, и могут быть отвергнуты.

Государства классифицирует на 2 типа:

41. примитивные (военные, хищнические);

42. высшие (индустриальные).

Главная задача примитивных – война, деспотический режим: всепроникаю­щее око правительства, военное принуждение. Это антилиберальная, тотали­тар­ная военная организация.

В индустриальном типе цель власти – благо индивида. Личность – исходное начало этого государства. Государство охраняет права граждан, не вмешиваясь в социально-экономическую жизнь, обеспечивает конкуренцию, частное предпри­ни­мательство.

Политико-правовые идеи Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900). Немецкий мыслитель, который решил пересмотреть все человеческие ценности. Он не признаёт ценности, признаваемые другими  за их переоценку и нововведения. На место “моральных ценностей” исключительно натуралистические ценности  натурализация морали. Вместо “социологии” – учение о формах и образцах господства. Вместо “общества” – “культурный комплекс как предмет моего главного интереса”. Вместо “теории познания” – перспективное учение об аффектах (для чего необходима иерархия аффектов). Вместо “метафизики и религии” – учение о вечном возвращении (в качестве средства воспитания и отбора).

Основная идея – воля к власти. Воля к власти не любая, есть аристократическая воля к власти, и она – это инстинкт подъёма, воля к жизни; а рабская воля к власти – это институт упадка, воля к смерти, ничто.

Подлинная культура – культура аристократии, создаваемая выдающимися личностями. Реализация их воли к власти – прогресс. Государство, законодательство, политика – это средства, инструментарий аристократической культуры.

Государство может подавлять выдающуюся личность  государственная политика ослабляет человечество, препятствует появлению гениев. Цель человечества – не совершенствование государства, а совершенствование экземпляров выдающихся личностей. Выдающиеся личности напоминают Петра I. Для таких людей государство должно создавать идеальные условия.

Право – вторичное и производное от воли власти. Н. критикует естественно-правовую доктрину. Он за привилегии выдающихся людей. Право – результат войны и победы. Неравенство прав – справедливость.

 

Лекция № 16.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!