Научная проблема и ее решение — главная структурная единица науки



Известный философ — крупнейший специалист в области ло­гики науки Карл Поппер — имел все основания заявить, что «Су­ществует по крайней мере одна философская проблема, в которой заинтересовано все мыслящее человечество. Это проблема кос­мологии, проблема понимания мира, включая и нас самих, и наше знание как часть мира» («Логика научного открытия»).Но данная глобальная проблема является предельно общей. А наряду с ней существует еще великое множество комплексных проблем, свя­занных, например, с происхождением жизни, с взаимодействием неорганической материи и органической, с определением места Человека среди бесконечного разнообразия предметов мира и т. д. Можно ли решать подобные проблемы в рамках отдельно взятых наук?

На этот вопрос дают четкий ответ те ученые, предметом исследования которых являются сложные, по преимуществу кос­мологические явления. Мы ограничимся здесь высказываниями В. И. Вернадского.

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) изучал исто­рию происхождения и развития химических элементов на Земле и в Космосе, вопросы о происхождении «живого вещества» в Кос­мосе, о взаимодействии литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы "и ноосферы Земли и об их связях с Космосом. Он не мог обойтись при этом какой-либо одной отраслью естествозна­ния или даже естествознанием в целом. Он должен был обратить­ся еще и к философии, и к математике.

По-своему скорректировав известное прогагоровское изрече­ние. Вернадский как бы предвосхитил (вслед за самим Протаго-ром) антропный* космологический принцип): «Мыслящий человек есть мера всему». Ивыдвинул свое учение о биосфере и ноо­сфере— сфере разума.

Он вполне сознавал жизненную необходимость философского мировоззрения и принципиальное значение метафизических на­чал естествознания, о чем писал еще в 1902 г.: «В истории раз­вития научной мысли можно ясно и точно проследить такое значе­ние философии, как корней и жизненной атмосферы научного иска­ния».

Излагая «Новое научное знание и переход биосферы в ноосферу»(«Новые проблемы XX века — новые науки. Биогеохимия — нераз­рывная связь ее с биосферой»),основоположник биогеохимии заметил:

«В наше время рамки отдельной науки, на которые распадается научное знание, не могут точно определить область научной мысли исследователя, точно охарактеризовать его научную работу. Про­блемы, которые его занимают, все чаще не укладываются в рамки отдельной, определенной, сложившейся науки. Мы специализируем­ся не по наукам, а по проблемам».

Сам Вернадский явно не укладывался в прокрустово ложе какой бы то ни было определенной узкой научной специализации и не случайно взял в качестве эпиграфа к «Биосфере и ноосфере»(в первом очерке «Биосфера в космосе»)характерные тютчевские строки:

Невозмутимый строй во всем. Созвучье полное в природе.

Это не мешало ему выделять так называемые основные науки и отмечать их равную необходимость: «Биологические науки должны стать наравне с физическими и химическими среди наук, охватывающих ноосферу».

В своих «Философских мыслях натуралиста»,размышляя об универсальном характере науки, он выделяет ее общеобязательную

и научно истинную часть, которая лежи! в основе решения глобальных проблем и резко отличается от всякого другого знания и духовного проявления человечества — не зависит ни от эпохи, ни от общественного и государственного строя, ни от народности и языка, ни от индивидуальных различий. «Это:

Математические науки во всем их объеме.

Логические науки почти всецело.

3) Научные факты в их системе, классификации и сделанныеиз них эмпирические обобщения — научный аппарат, взятый в целом.

Все эти стороны научного знания — единой науки — находятся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, все увели­чивается.

Новые науки всецело ими проникнуты и создаются в их все­оружии. Их создание есть основная  черта  и сила нашего вре­мени.

Живой, динамический процесс такого бытия науки, связываю­щий прошлое с настоящим, стихийно отражается в среде жизни человечества, является все растущей геологической силой, превра­щающей биосферу в ноосферу. Это природный процесс, независи­мый от исторических случайностей.»

«Наука есть динамическое явление, находящееся в постоянном изменении и углублении, и ее неоспоримая сила проявляется с пол­ной ясностью только в те эпохи, в которые эти три основных проявления научного знания одновременно находятся в росте и уг­лублении.»

Наряду с искомой — теоретически ожидаемой — универсаль­ной (космологической) гармонией физики, химии, биологии и психологии,

т. е. всех четырех основных наук, охватывающих ноосферу, он подчеркивал и их относительную самостоятель­ность:

«Законы логики естествознания логики понятий вещей — различны в различных геологических оболочках Земли».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 566; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!