Математика как необходимый универсальный язык точного естествознания



«Тот, кто хочет решать вопросы естественных наук без помощи математики, ставит неразрешимую задачу. Следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не являет­ся»,— сказал выдающийся итальянский физик и астроном, один из основателей точного естествознания Галилео Галилей (1564—1642).

Необходимая для всего точного естествознания математика начинается с простейшего счета (т. е. с тривиальной арифметики) и со всевозможных простейших измерений (т. е. прежде всего с обычной геометрии Евклида). По мере своего оформления теоретическое, точное, математизированное естествознание сис­тематически использует все более совершенный математический арсенал, вплоть до самой изощренной так называемой высшей математики. Но эта высшая математика в конечном счете нужна лишь для обоснования того, что истинное решение всех сущест­венных естественно-научных проблем вообще не требует никакой математики, кроме элементарной. Во всяком случае, когда полу­чаемое решение рассматриваемой естественно-научной проблемы оказывается слишком сложным, это, как правило, связано лишь с искусственным характером данною решения иди с искусствен­ностью самой решаемой проблемы, т. е. с их несущественностью. Однако ни о каком настоящем теоретическом естествознании без элементарного математического представления его основных за­конов не может быть и речи.

Не зря Платон (428,427 — 348 347 до н. э.), один из основопо­ложников древнегреческой философии Природы, т. е. так называе­мой натуральной философии,стараясь оградить от несведущих в геометрии (или в геометрически стройной элементарной матема­тике) философов-пустословов основанную им в предместье Афин (в роще, называвшейся Академией, по имени местного героя Академа) свою философскую школу — знаменитую Платонов­скую Академию, начертал в качестве ее девиза лаконичное, но полное глубокого смысла заклинание: «Негеометр — да не войдет».

Натуральная философия Платона была близка к пифагорейс­кому учению о Природе, восходящему к самому Пифагору (VI в. до н. э.) и егонепосредственным последователям: «Самосец Пи­фагор, сын Мнесарха, первый назвавший философию этим именем, признает началами числа и заключающиеся в них соразмерности, которые он называет также гармониями, элементы же, называемые геометрическими, он считает состоящими из тех и других начал...»(Аэций).

Галилео Галилей уже в Новое время, скрупулезно взвешивая в специальном произведении «Пробирных дел мастер»(1623) все ничтожные «философские»аргументы одного из своих оппонен­тов, противопоставлял произвольным «философским»сочинени­ям, с их всевозможными мнениями, единственную истинно вер­ную натуральную философиюкак открытую книгу Природы, доступную пониманию лишь того, кто знает язык математики:

«Философия написана в величественной книге (я имею в виду Вселенную), которая постоянно открыта нашему взору, но понять ее может лишь тот, кто сначала научится постигать ее языки толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики, и знаки ее — треугольники, круги и другие геометрические фигуры, без которых человек не смог бы понять в ней ни единого слова; без них он был бы обречен блуждатьв потемках по лабиринту».

В своем «Диалоге о двух главнейших системах мира — Птоле­меевой и Коперниковой»(1632) Галилей писал: «человеческий ра­зум познает некоторые истины столь совершенно и с такой аб­солютной достоверностью, какую имеет сама природа; таковы чистые математические науки, геометрия и арифметика; хотя боже­ственный разум знает в них бесконечно больше истин, ибо он объемлет их все, но в тех немногих, которые постиг человеческий разум, я думаю, его познание по объективной достоверности равно божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости,а высшей степени достоверности не существует».

Немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) считал, что «наука о природе в собственном смысле этого слова прежде всего предполагает метафизику природы».Но, расчленяя есте­ствознание (науку о Природе) на подобную математике ра­циональную науку в собственном смысле (априорную, чистую, фундаментальную) и на подобную систематическому искусству науку в несобственном смысле (эмпирическую, прикладную), он прямо утверждал в своих «Метафизических началах естествознания» (1786), что «в любом частном учениио природе можно найти науки в собственном смысле лишь столько, сколько имеется в ней математики». Иподчеркивал, что «чистая фи­лософия природы вообще, т. е. такая, которая исследует лишь то, что составляет понятие природы вообще, хотя и возможна без математики, но чистое учение о природе, касающееся опре­деленных природных вещей (учение о телах и учение о душе), возможно лишь посредством математики; и так какво всяком учении о природе имеется наукив собственном смысле лишь столько, сколько имеется в ней априорного познания, то учение о природе будет содержать науку в собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть применена в нем математика».

Кстати, и Карл Маркс (1818— 1883) считал, что «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться ма­тематикой».

Особенно эффективной оказывается математика при необхо­димом системном подходе к изучению Природы, который Кант по достоинству оценил еще в своем раннем, но выдающемся естественно-научном произведении «Всеобщая естественная исто­рия и теория неба, или Опыт об устройстве и механическом проис­хождении всего мироздания, истолкованных сообразно принципам Ньютона» (1755):

«Тот, кто рассматривает различные области природы целена­правленно и планомерно, открывает такие свойства, которые оста­ются незамеченными и скрытыми, когда наблюдения ведутся бес­порядочно и бессистемно».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 841; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!