Глава 3 АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ



По закону от 11 марта 1957 г. кинематографическое произведение является совместным произведением особого рода. Оно является результатом объединенных усилий многих лиц, неисчерпывающий перечень которых содержится в ст. 14. Что касается правовой специфики, вытекающей из этой ситуации, то она определена в ст. 17 закона: «Авторы... кроме авторов музыкальных композиций... связаны с продюсером договором, согласно которому и при отсутствии оговорки об ином продюсер обладает исключительным правом на использование кинематографического произведения без какого-либо ущерба авторским правам, признаваемым положениями главы II».

Со своей стороны подтвердив исключительное право автора на выпуск в свет своего произведения, ст. 19 уточняет: «Ссылаясь на положения ст. 17, автор определяет способ выпуска в свет и устанавливает его условия».

Из совокупности этих двух статей вытекает, что продюсер не только признается лицом, к которому перешли имущественные права на использование произведения, но что он еще замещает авторов, обладая правом на выпуск в свет, естественно, в той степени, в какой это право регулирует использование кинематографического произведения.

Действительно, французский законодатель не стал подражать англосаксонским странам, в которых авторским правом на кинематографическое произведение наделяют непосредственно продюсера. Во французском

93


праве лишь за соавторами изначально признается право авторства. Но согласно предписаниям ст. 17, дополненным оговоркой ст. 19 относительно права на выпуск в свет, продюсеры, в число которых могут входить юридические лица, вправе сослаться на охраняемое законом положение о том, что они признаны приобретателями прав на выпуск в свет и использование созданного кинематографического произведения.

Закон от 3 июля 1985 г. уточнил, что следует рассматривать под одним углом зрения «кинематографические произведения» и в целом «аудиовизуальные произведения».

Законодатель хотел таким образом защитить телевизионные передачи, записанные на пленку либо выходящие в прямой эфир (Cf. rapport Jolibois devant la Commission spéciale du Sénat).

Отныне следует говорить об «аудиовизуальных произведениях», первое место среди которых занимает категория кинопроизведений.

СОАВТОРЫ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРИРАВНЕННЫХ К НЕМУ

Статья 14 закона от 1957 года перечисляет предполагаемых соавторов кинематографического произведения. Речь идет о сценаристе, авторе актерского текста, иными словами, авторе диалогов, а также авторе экранизации. Если первые обязательно участвуют в создании фильма, то совсем иначе обстоит дело с автором экранизации, услуги которого требуются лишь тогда, когда приступают к работе над уже существующим произведением, которое надо передать для экрана.

По закону автор музыки, специально предназначенной для фильма, является одним из соавторов или, по-крайней мере, одним из предполагаемых соавторов. Иная ситуация возникает с композитором, автором неорига-нальной музыки, то есть той, которая использовалась в звуковой дорожке, но была написана до его создания;

на него не распространяется презумпция ст. 14 закона. Автор музыки к фильму пользуется моральным правом на совместное произведение, как любой автор творческого произведения.

Вместе с тем список предполагаемых соавторов


расширен в заключительном положении ст. 14, согласно которой «если кинематографическое произведение создано на основе уже существующего произведения или сценария, охраняемых авторским правом, то авторы оригинального произведения приравниваются к авторам нового произведения». Здесь сразу возникает мысль об авторе экранизированного литературного произведения или о композиторе, произведение которого уже существовало до того, как был снят фильм, включивший в себя это произведение.

Презумпция, которая распространяется на лиц, перечисленных в ст. 14, не является простой презумпцией. Действительно, ст. 14 уточняет, что «авторство на кинематографическое произведение принадлежит одному физическому лицу или нескольким лицам, которые создали это творческое произведение».

Однако перечень лиц, в отношении которых предусмотрена презумпция соавторства, не исключает возможность для других лиц претендовать на соавторство.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!