ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ



Согласно ст. 3 закона от 11 марта 1957 г., авторы фильмов обладают исключительным правом использования своих произведений. Они уступают это право продюсеру, несущему финансовую и техническую ответственность за фильм. Продюсеры, уступившие исключительное право на фильм, сами связаны контрактом — в большинстве случаев поручением — с представителями кинопроката, которые, в свою очередь, уступают право на публичное представление пользователям. В конечном итоге уступка авторами и соавторами прав на кинематографическое произведение продюсеру, а затем различным поверенным представляет собой уступку прав автора как бестелесных прав; эти договоры делают реальной передачу права на публичное представление авторского произведения.

Контракт, связывающий представителя кинопроката с владельцем кинозала, вытекает из общего принципа свободы договоров, но свободы относительной; этот так называемый контракт на прокат произведения определяется тем, что речь идет о временной лицензии на использование, которое может осуществляться лишь на условиях пропорционального участия в прибылях. Этот контракт, будучи основой отношений между представителем проката и владельцем кинозала, является контрактом, предусматривающим разделенный риск.

Следует также отметить, что кинематографические обычаи очень своеобразны и свойственны лишь этому виду искусства. Представитель проката свободно разрабатывает план показа кинематографического произведения в зависимости от его особенностей, учитывая особенности геофафического положения, мест показа фильма, их социальную и культурную среду, уровень жизни, технические условия показа, организаторские способности владельца кинотеатра, так же как и его репутацию коммерсанта. На деле рентабельность фильма опре-

104


деляется результатом просмотра в кинотеатрах, условиями вознаграждения, установленными представителями проката и владельцами кинотеатров в зависимости от сборов с показа определенного фильма.

Представитель кинопроката свободно устанавливает план показа каждого кинематографического произведения в зависимости от условий показа. Он определяет градацию кинотеатров для каждой категории фильмов и иногда вынужден отсрочить выполнение контракта на аренду, требуемого владельцем кинотеатра, для того чтобы принять во внимание градацию кинотеатров и очередность показа. Выработка подобной программы производится в интересах кинозрителя, который получает таким образом возможность выбирать между различными кинотеатрами, где демонстрируются разные фильмы. Таким образом, это соответствует обычаям коммерческого показа кинофильмов, согласно которым места показа меняются, чтобы отвечать требованиям последовательной и гармонической программы показа, направленной на удовлетворение нужд потребителя. Существует особый способ проката фильмов, основанный на различных соображениях, вследствие чего представитель кинопроката имеет право отказать владельцу кинотеатра в прокате киноленты на короткий срок и не получить при этом никаких нареканий с его стороны.

Прокат фильмов порнографического характера и пропагандирующих насилие. В связи с ростом кинопродукции порнографического характера и пропагандирующей насилие органы государственной власти в течение 1975 года вели разработку положения, позволяющего защитить зрителей от угрозы повсеместной демонстрации экономически выгодных фильмов, которые отвечают одному из двух признаков, но при этом не носящего абсолютно запретительного характера и не ограничивающего свободу творчества режиссеров, а также не ущемляющего свободу выбора взрослых кинозрителей.

На первом этапе декрет от 31 октября 1972 г. автоматически лишил государственной финансовой помощи как продюсеров фильмов, относящихся к категории порнографических, так и владельцев кинотеатров, специализирующихся на показе данных фильмов.

На втором этапе законодатель принял в 1976 году (закон о государственном бюджете на 1976 г.) две категории мер: с одной стороны, в соответствии со ст. 11

105


и 18 закона был установлен ужесточенный налоговый режим, характеризующийся применением повышенного процента, выплачиваемого со сделок по уступке прав на порнографические фильмы или фильмы, пропагандирующие насилие, а также повышенной ввозной пошлины путем установления специального сбора в 300 тыс. франков с фильмов, на которые не распространяется процедура одобрения; устанавливается обязательная выплата специального налога (20%) из доли промышленной и торговой прибыли, получаемой от производства, распространения или публичного показа подобных фильмов.

С другой стороны, в ст. 12 закона законодатель обратился снова к принципу отмены всякой государственной финансовой поддержки продюсерам, равно как и кинотеатрам, расширив применение этой меры двумя способами: отменяется не только автоматическая финансовая помощь, но также и выборочная помощь; это касается как порнофафических фильмов, так и фильмов, пропагандирующих насилие.

Для обеспечения соблюдения закона было принято несколько нормативных актов: декрет от б января 1976 г., установивший условия применения ст. 12; затем министерское постановление от 16 февраля 1976 г.;

наконец, декрет Государственного совета от 28 декабря 1986 г., определяющий условия и дату вступления в силу специального налога в 20% и специального нормативного акта, установленного ст. 11-11 закона. Кроме того, приказы министра культуры, принятые после получения уведомления комиссии по контролю, определили список фильмов так называемой категории «X», то есть фильмов, подпадающих под действие новых положений.

Но как определить порнографию? Толковый словарь «Robert» утверждает, что порнография — это письменное, графическое, живописное или фотографическое изображение непристойностей, предназначенное для публичного распространения. Данное определение отсылает нас к понятию непристойности: непристойностью является то, что оскорбляет нравственность и вызывает сексуальные ассоциативные образы. Нравственность подразумевает чувство стыда, стеснительности, которое испытывает человек при виде того, что относится к сексу.

Словарь «Petit Larousse» определяет порнографию как

106


откровенно исполненное изображение половых актов в литературе, изобразительном искусстве и кинематографии.

Нетрудно констатировать, что эти определения слишком расплывчаты для квалификации и классификации вышеозначенных фильмов.

Можно было бы попытаться ограничить эту расплывчатость ссылками на уголовную судебную практику по делам об оскорблении нравственности, публичных развратных действиях или показе в публичном месте афиш, несовместимых с благопристойностью, или на практику административных судов по делам о публикациях, представляющих опасность для несовершеннолетних в силу своей непристойности или порнографического характера.

В конечном итоге при оценке порнографического или непорногоафического характера фильма исходят из двух критериев, один из которых главный, другой — второстепенный.

Главным является объективный критерий: порнографическим считается фильм, показывающий реальное, а не инсценированное сексуальное действие.

Второстепенным является субъективный критерий, принимающий во внимание замысел режиссера, содержание фильма в целом, способ раскрытия сюжета, качество его воплощения. Его можно применять двояко:

либо для того, чтобы отнести к разряду порнографических фильм, который не показывает реальной сексуальной деятельности, а имеет целью продемонстрировать ряд эротических сцен, либо, напротив, чтобы не относить фильм к категории «X», когда речь идет о подлинном произведении искусства.

Что касается фильмов, пропагандирующих насилие, можно обратиться к судебной уголовной и административной практике в отношении публикаций, предназначенных для несовершеннолетних, распространение которых регламентируется законом от 16 июля 1949 г.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!