СМЕЖНЫЕ ПРАВА» И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ ЗАКОНОМ от 3 июля 1985 г



Понятие «смежных прав», признаваемых за артистами-исполнителями, является детищем судебной практики. Закон 1957 года игнорировал его. Законодатель 1985 года его признал. Это явное признание было плодом кропотливой деятельности судов. Закон определил содержание, контуры и сферу применения «смежных прав» как в области звукозаписи, так и в области видеозаписи.

Определения. Обращаясь к положениям Римской конвенции 1961 года, закон устанавливает принцип, согласно которому эти новые права ни в коей мере не ущемляют права авторов произведений литературы и искусства (ст, 15).

Обладатели этих прав определены. Из их числа исключаются статисты, то есть артисты, роль которых носит анонимный характер, и так называемые артисты вспомогательного состава, которые, как известно, играют второстепенные роли. Уточнение этого понятия является задачей судов. Отметим, однако, что эти категории определяются на основании трудового соглашения.

Артистами-исполнителями считаются все те, кто «играет, поет, читает, декламирует или исполняет тем или другим способом литературное или художественное произведение, или эстрадный, цирковой номер, или номер с марионетками».

Это преднамеренно широкое толкование позволяет

146


охватить многие виды исполнительской деятельности;

оно очень близко к толкованию, данному Римской конвенцией, вдохновившей законодателя 1985 года.

Содержание «смежных прав». «Смежные права» принадлежат к классическим категориям морального и имущественного права.

Моральное право артистов-исполнителей. Проявив выдающиеся творческие усилия, судебная практика сумела заполнить пустоту, образованную отсутствием специального законодательства (см. выше). Она признала моральное право, исходя из принципа, что любой человек имеет право требовать уважения своей индивидуальности, чести и достоинства.

Принятие закона от 17 июля 1970 г. способствовало совершенствованию этой защиты. Усилив гарантию личных прав граждан, он до некоторой степени объединил моральное право артиста с правом любого человека на защиту как его личности, так и его частной жизни.

Определение морального права артистов-исполнителей (ст. 17) охватывает любое изменение результатов творческого труда заинтересованного лица. Оно имеет широкое значение. Некоторые желали заменить это выражение понятием «искажение». Законодатель принял в конечном счете во внимание «право на уважение имени, авторства и исполнения» артиста.

Здесь присутствуют все признаки морального права:

неотчуждаемый и не подверженный сроку давности характер и непосредственная связь с личностью артиста. Оно переходит по наследству после смерти исполнителя и дает возможность охранять само исполнение и память усопшего.

Имущественные права артистов-исполнителей. Здесь речь идет об основном положении нового закона. После широкого обсуждения в парламенте законодатель высказался за формулировку, предусматривающую необходимость письменного разрешения, которое дает артист-исполнитель «на фиксацию своего исполнения, его воспроизведение и публичное сообщение, а также на отдельное использование звука и изображения вышеуказанного исполнения».

Это разрешение дает право на получение вознаграждения. Оно включает также систему «принудительных лицензий» (то есть законных) для передачи в общест-

147


венном месте и трансляции в эфир звукозаписи публичного исполнения в коммерческих целях, однако предусматривает соответственно получение артистами и продюсерами справедливого вознаграждения.

Для каждого способа использования произведения вознаграждение должно выплачиваться особо.


 

Часть вторая
АВТОРСКИЕ ПРАВА В НАЦИОНАЛЬНОМ ПРАВЕ

 

Глава 7 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

ПРАВО НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Согласно ст. 2а закона от 11 марта 1957 г., воспроизведение состоит в материальной фиксации произведения всеми средствами, позволяющими его публичное сообщение путем опосредованной передачи. Закон перечисляет некоторые способы воспроизведения, но как бы те ни были многочисленны, они сводятся к одному знаменателю: установлению косвенного контакта между публикой и воспроизведенным произведением, что дает возможность отличить эти способы от публичного представления, во время которого осуществляется непосредственное взаимодействие публики с представляемым произведением.

Независимо от того, каким способом осуществляется воспроизведение, на него в соответствии со ст. 40 закона должно быть получено разрешение автора произведения. При этом материальный носитель, в котором воплощено произведение, не имеет никакого значения. Эта проблема является чуждой для закона так же, как и проблема конкретного вида искусства, используемого для воспроизведения иного, чем то, в котором был воплощен ориганал.

Что касается произведения архитектуры, то ст. 28 закона предусматривает, что воспроизведение заключается также в повторном выполнении чертежа или типового проекта. Это положение было действительно необходимым, так как в основном имеют место два возможных способа воспроизведения произведения архитектуры — это чертежи, воспроизведенные графическим, фо-

151


тографическим или типографским способом, о которых говорится в абз. 2 ст. 28; данные чертежи служат для постройки зданий, о чем говорится в абз. 3 той же статьи.

Возникает также вопрос о термине «повторный», который в последнем абз. ст. 28 следует за словом «исполнение». По мнению Коломбэ (op. cit., n° 183, р. 169), который ссылается на материалы по подготовке закона, смысл его заключается в следующем: постройка каждого здания по типовому проекту должна осуществляться с предварительного согласия автора.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!