ЯЗЫЧЕСКИЕ ИЗВРАЩЕНИЯ: ЯЗЫЧЕСКО-ХРИСТИАНСКИЙ ГНОСИС



 

В гностицизме мы видим второе извращение хрис­тианства. Гностицизм имеет нечто общее с иудейскими сектами, а именно то, что рассматривает Ветхий и Но­вый Заветы, а также религии, представленные в них, как противоречащие друг другу. Его начальная форма ко­ренится в иудаизме, но в итоге он развился в странную смесь иудейских элементов, христианских учений и язы­ческой философско-умозрительной мысли.

А) Происхождение гностицизма

 

В Новом Завете есть указания, что зачатки гности­цизма уже появились во дни Апостолов. Уже тогда были еретические учителя, которые извлекали свои идеи непосредственно из иудаизма, а именно из умозритель­ного философствования об ангелах и духах. Их учение характеризовалось ложным дуализмом, который, с од­ной стороны, вел к аскетизму, а с другой — к безнрав­ственной распущенности, он спиритуализировал воскре­сение из мертвых и делал надежду Церкви объектом Иронической насмешки; Кол. 2:18; 1 Тим. 1:3-7; 4:1-3; 6:3; 2 Тим. 2:14-18; Тит. 1:10-16; 2 Пет. 2:1-4; Иуд. 4:16; Отк. 2:6 и 15, и 20. Существовала также тенденция к религиозному философствованию, которая проявилась Особенно в ереси Керинфа, который делал различия между человеком Иисусом и Христом, как высшим духом, который спустился на Него в момент крещения и Покинул Его при распятии. Иоанн косвенно борется именно с этой ересью в своих писаниях: Ин. 1:14; 20:31; 1 Ин. 2:22; 4:2 и 15; 5:1 и 5, и 6; 2 Ин. 7.

В начале второго века эти ошибки приняли более развитую форму, открыто пропагандировались и быстро получили поразительно широкое распространение. Это можно понять только в свете общего синкретизма того времени. Наблюдалась широко распро­страненная религиозная смута и удивительная готовность воспринимать религиозные всевозможные идеи, обобщать их и соединять, согласовывая между собой. Западные религии перестали удовлетворять, а Вос­точные культы, усердно пропагандируемые странству­ющими проповедниками, ревностно воспринимались. Великой целью было удовлетворить жажду более глу­бокого знания, желание мистического единения с Богом и надежду обеспечить верный путь для души в ее подъеме в вышний мир при смерти. Неудивительно, что эта тенденция связывалась с христианством, которое, по всей видимости, обращалось к той же цели, и с заметным успехом. Более того, эта тенденция нахо­дила поддержку в утверждении христианства о том, что оно является абсолютной и универсальной рели­гией. Можно сказать, что гностицизм хотел поднять христианство на надлежащий уровень, т.е. универ­сальной религии, но ошибочно, приспосабливая его к нуждам всех и объясняя, что оно в гармонии с мудро­стью мира.

 

Б) Сущность гностицизма

 

Прежде всего, гностицизм — это спекулятивное (умозрительное) движение. Само название gnostikoi, принятое некоторыми из его сторонников, указывает, что они заявляли о более глубоком знании Божествен­ных вещей, чем то, которое может быть получено про­стыми верующими. Гностики пытались решить неко­торые глубокие проблемы философии и религии, но подходили к ним с ложных позиций и предлагали решения, совершенно отличные от истин откровения. Две самые большие проблемы гностицизма: абсолют­ное Существо и происхождение зла, — были пробле­мы не христианской, но языческой религиозной мыс­ли. Они развили фантастическую космогонию, для ко­торой они охотно заимствовали из восточной филосо­фии, с которой они старались соединить истины Еван­гелия. Без сомнения, они были совершенно серьезны в своих попытках сделать Евангелие, Благую весть, приемлемыми для образованных и культурных клас­сов их времени.

Несмотря на свой умозрительный характер, гностицизм был в то же время весьма популярным движением. Чтобы увлечь массы, в нем должно было быть нечто большее, чем просто умозрительность. Поэтому в некоторых гностических обществах делались попыт­ки популяризировать основные космические теории с помощью символических обрядов, мистических церемоний, обучения магическим формулам. Для вступле­ния в эти общества важную роль играли особые, стран­ные формулы и обряды. Предполагалось, что они обес­печивают необходимую и эффективную защиту про­тив силы греха и смерти и являются средствами для получения доступа к благословениям будущего мира. В действительности же их введение было попыткой превратить Евангелие в религиозную философию и мистическую мудрость. Однако гностицизм претендо­вал быть христианским по своему характеру. При каж­дом удобном случае он ссылался на слова Иисуса, объясняемые аллегорически, и на так называемую тай­ную традицию, идущую со времен Апостолов. Многие принимали их учение за подлинную христианскую ис­тину.

Гностицизм был также синкретическим движением в сфере христианства. До сих пор обсуждается вопрос, были ли гностики христианами хоть в каком-то смысле.

Сиберг считает, что гностицизм был скорее язы­ческого, чем христианского происхождения язычни­ков. Он обращался к решению проблем, характерных для религиозной мысли языческого мира, и просто придавал их дискуссиям некоторую христианскую ок­раску. По всей видимости, гностицизм высоко ценил Иисуса Христа, считая, что Он обозначил поворотную точку в человеческой истории и что Он является учи­телем абсолютной истины. Гарнак говорит об этом как «резком эллинизировании христианства» и назы­вает гностиков «первыми христианскими богослова­ми». Профессор Вальтер более точен, когда он гово­рит, что гностицизм — это «кража некоторых хрис­тианских обрывков, чтобы прикрыть языческую наго­ту». Это высказывание соответствует описанию Сиберга, когда он говорит об этом как об «этнизировании христианства», т.е. о приспособлении его к этни­ческим условиям.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!