ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХАРАКТЕР ДОГМ
Nbsp;
Луис Беркхов
История христианских доктрин
ПРЕДИСЛОВИЕ
Исторический том, относящийся к тому, что первоначально называлось «Реформатской догматикой», теперь появляется под новым названием, а именно — «История христианских доктрин». Труды, посвященные постепенному развитию богословской истины в Церкви Иисуса Христа, появляются обычно в параллели с теми, которые имеют дело с систематическим их воспроизведением, и, таким образом, стоят отдельно. Почиталось за лучшее — следовать этой практике, так как это будет подчеркивать, что, в конце концов, история развития христианской мысли в Церкви — это отдельный предмет изучения.
Но, будучи отдельным предметом, история никак не является тем, чем студент богословия может позволить себе пренебречь. Если доктринальную истину изучать вне её исторического фона, то это будет усеченное богословие. В прошлом этого было предостаточно, да и в настоящем этого много. В результате нам не хватает здравого понимания и верной оценки истины. Не было понимания, что Дух Святой руководил Церковью в истолковании и развитии истины, как она открывается в Слове Божием.
Ограничительные и дорожные знаки прошлого не учитывались, и старые ереси, давно осужденные Церковью, постоянно повторялись и представлялись новыми открытиями. Уроки прошлого были в пренебрежении, и многим кажется, что они сами в одиночку должны вести борьбу, как если бы почти ничего не было уже совершено в прошлом. Конечно, богослов должен принимать во внимание современное положение в религиозном мире и всегда заново изучать истину, но он не может безнаказанно пренебрегать уроками прошлого. Пусть это краткое изучение истории доктрин послужит увеличению интереса к подобному историческому изучению и поведет к лучшему пониманию истины.
|
|
Л. Беркхов
Мичиган, август 1949 г.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
I. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ДОГМЫ
История догмы не занимается богословием в целом. Она имеет дело преимущественно с догмами в строгом смысле слова. И только во вторую очередь — с учениями, которые еще не получили церковной санкции.
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ДОГМА»
Слово «догма» происходит от греческого «докеин», что означает не только «казаться» или «нравиться», но также и то, что «Я принял твердое решение относительно чего-то, что оно есть для меня установленный факт».
«Догма» стало определением твердого и особенно публичного, решения или постановления. Это слово использовалось для обозначения самоочевидных истин науки, для установленных и здравых философских убеждений, правительственных указов и официально сформулированных религиозных принципов.
|
|
В Библии это слово используется для обозначения правительственных указов: Есфирь 3:9 — предписание; Дан. 2:13 — повеление; 6:8 — указ; Лк. 2:1 — повеление; Деян. 17:7 — повеление; для установлений Ветхого Завета — Еф. 2:15 — закон заповедей; Кол. 2:14 — рукописание; и для решений Иерусалимского Собора Деян. 16:4 — определения, постановления. Хотя первоначально именно философское, а не библейское использование этого слова определило более позднее его значение в богословии, однако его использование в Деян. 16:4 указывает на сходство с тем, как оно применялось в богословии (сходство философского и богословского значений). Иерусалимский Собор, правда, сформулировал не доктрину (учение), но правила для этической жизни Церкви; однако его решение было вызвано доктринальными спорами, имело доктринальный смысл, и было не просто добрым советом, но положительным постановлением с церковной санкцией.
Хотя слово «догма» широко используется в религии и богословии, как синоним «доктрины», оно имеет более ограниченное значение. Доктрина — это прямое, часто наивное выражение религиозной истины. Она не обязательно сформулирована с научной тщательностью и может быть просто формулировкой одного человека. Религиозная догма, напротив, — это религиозная истина, основанная на авторитете и официально сформулированная каким-то церковным собранием. Это значение слова не обосновано его использованием в Писании, в котором оно обычно выражает декрет, повеление или правило повседневной жизни. Но оно находится гораздо в большей гармонии с философским значением, обозначающим предложение или принцип. Некоторые из Ранних Отцов Церкви использовали его для описания сущности доктрины.
|
|
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХАРАКТЕР ДОГМ
В Писании есть религиозные доктрины, хотя и не в завершенной форме, но догм, в современном значении этого слова там нет. Они являются плодом человеческого размышления, размышлений Церкви, часто вызванных разногласиями особенно интенсивных во время богословских споров.
Римские католики и протестанты отличаются в описании происхождения догм. Первые сводят к минимуму, если не вовсе исключают, размышления Церкви, как собрания всех верующих, а заменяют их результатами исследований той части Церкви, которая занимается обучением или ереси иерархии. Когда возникает новая форма ошибки, то научающая Церковь, то есть клир, который в лице Папы имеет непогрешимого представителя, после внимательного изучения формулирует доктрину, содержащуюся в Писании или в традиции, объявляет ее откровением истины и налагает на всех верных обязанность ее принять.
|
|
Уильмерс в своем «Справочнике по христианской религии» пишет: «Итак, догма — это истина, открытая Богом и в то же время предложенная Церковью, чтобы мы в нее верили». Подобно ему и Спираго-Кларк в «Истолковании катехизиса» пишет: «Истина, которую Церковь полагает перед нами как открытую Богом, называется истиной веры или догмой». И так как в вопросах учения Церковь непогрешима, то истина, предложенная таким образом, является не только авторитетной, но также и окончательной, неизменной. «Если кто-либо сочтет возможным, что в связи с прогрессом науки нужно придавать иной смысл доктринам, выдвинутым Церковью, и понимать их иначе, чем Церковь понимала и понимает, пусть будет ему анафема» (Догматические декреты 1 Ватиканского Собора).
Этот взгляд Римских католиков реформаторы заменили другим, который, несмотря на все сходство, отличается от него в важных моментах. В соответствии с их взглядами, содержанием всех истинных религиозных догм является Писание, и они взяты из Него. Они не признают устное предание слово или традицию как источник догм. В то же время они не рассматривают догмы как утверждения, взятые непосредственно из Библии, но представляют их как плод размышления Церкви, как собрания всех верующих, над откровенными истинами и как официальную формулировку компетентных представительных органов. Так как мысль Церкви часто определяется и углубляется доктринальными спорами, то формулировки, к которым оконча тельно пришли Церковные Соборы и Синоды под предводительством Духа Святого, часто носят следы прошлых схваток. Они не являются непогрешимыми, однако имеют высокий уровень стабильности. И они имеют также авторитет, не потому только, что они предложены Церковью, но авторитет формальный, как определенный Церковью, и авторитет по содержанию, как основанный на Слове Божьем.
Под влиянием Шлейермахера, Ритчля, Винета и других развилась совершенно иная концепция происхождения догм, которую охотно приняли некоторые протестантские круги. Эта концепция представляет христианское сознание, христианский опыт, христианскую веру или христианскую жизнь как источник материального содержания догм и считает, что это находится в гораздо большем согласии с принципами Реформации. Догмы Церкви — это просто интеллектуальные формулировки ее опыта, чувств, верований, которые, как некоторые считают, пробуждены каким-то объективным фактором, в котором благочестие признает Божественное Откровение. Шлейермахер настаивает на непосредственности этого религиозного опыта, а Ритчль и его школа утверждают, что он опосредован каким-то объективным фактором, который почитается верой, как Откровение Бога. Религиозная община обдумывает этот опыт и наконец с помощью компетентного органа дает ему формальное, интеллектуальное выражение итак преобразует его в догмы. В согласии с этой точкой зрения, как и с другими, формулировка догмы является трудом не одного индивидуального богослова, но общины, будь то Церковь (Шлейермахер) или государство, идущее рука об руку с Церковью (Лобштейн). Этот взгляд на происхождение догм разделяют Шлейермахер, Ритчль, Кафтан, Лобштейн, Винет, Сабатье, Ван Дейк и другие. Нужно, однако, заметить, что этот взгляд не описывает, как практически возникли существующие догмы в Протестантских Церквах, но только показывает, как должны возникать догмы, с точки зрения этих авторов. Они рассматривают старые догмы как древность, потому что они слишком интеллектуальны и не дают адекватного выражения жизни Церкви, и призывают к созданию новых догм, которые отражали бы жизнь религиозной общины.
Точка зрения Гарнака заслуживает специального упоминания здесь. В своем монументальном труде по истории догмы он стремится дискредитировать весь комплекс догм Ранней Церкви, представляя их как неестественную смесь греческой философии и христианской истины, в которой чуждые философские элементы являются господствующими. Он говорит: «Догма в своем начале и развитии есть труд греческого духа на почве Евангелия». Церковь поддалась искушению представить свое послание в такой форме, которая давала бы ему, скорее, вид мудрости, а не юродства, и таким образом завоевать уважение образованных людей. Практическая вера Церкви превратилась в интеллектуальную концепцию, догму, и таким образом стала фактическим стержнем истории Церкви. Это было огромной ошибкой, причем ошибкой, которая продолжалась в позднейшем складывании догм, так что вся история догмы есть фактически история колоссального заблуждения. Главное стремление школы Ритчля, к которой принадлежит Гарнак, — убрать из богословия всю метафизику.
Догму можно определить как учение, выведенное из Писания, официально определенное Церковью и покоящееся на Божественном Авторитете, по заявлению Церкви. Это определение частично называет и частично намекает на ее характеристики. Содержание догмы имеет своим происхождением Слово Божье и потому авторитетно. Это не простое повторение того, что находится в Писании, но плод догматических размышлений. И она официально определена компетентным церковным органом и покоится по заявлению этого органа, на Божественном Авторитете. Она имеет социальное значение, потому что является выражением не отдельной личности, но общины. И у нее есть традиционная ценность, так как она передает драгоценное наследие Церкви будущим поколениям. Из истории догмы мы видим, как Церковь все более сознает богатства Божественной Истины под руководством Святого Духа, понимает свое высокое положение и защищает веру, «однажды преданную святым» (Иуда 3).
II. ЗАДАЧА ИСТОРИИ ДОГМЫ
Если сказать коротко, то задача истории догмы состоит в том, чтобы описать историческое происхождение догмы Церкви и проследить ее последующие изменения и развитие; или же, как говорил Сиберг, «показать, как возникли догмы в целом и отдельные догмы, как в процессе развития они достигли той формы и того истолкования, которое преобладало в церквах каждого данного периода».
Следующие общие замечания сделаны относительно предпосылок при написании истории догм основного содержания этого предмета и той точки зрения, с которой история догм написана.
ПРЕДПОСЫЛКИ
Самой серьезной предпосылкой в истории догмы является то, что церковная догма — величина, изменяющаяся и фактически испытала много изменений в процессе исторического развития. Неизменное не является объектом развития и не имеет истории. Протестантское богословие всегда стояло на той позиции, что церковная догма, при всем высоком уровне ее стабильности, все же подвержена изменению и в процессе истории обогащалась новыми элементами, получала более тщательную формулировку и даже испытывала некоторые изменения. Поэтому протестантское богословие не испытывает трудностей относительно идеи истории догмы. Ситуация, однако, совершенно иная в Римско-католическом богословии. Римские католики гордятся тем, что у них неизменяемая догма и что в этом они стоят выше протестантов, которые, по словам кардинала Гиббона, «обращаются к неизменной Библии в поисках поддержки своих вечно изменяющихся доктрин». Он говорит, что кредо Церкви «сейчас идентично тому, каким оно было в прошлом» («Вера наших Отцов»). Подобные же идеи высказывает Уильмерс, когда говорит: «Христианская религия неизменна во всех своих откровенных доктринах — во всех тех предписаниях и установлениях, которые назначены для людей. Никакая статья веры (потому что именно доктрина является большей частью под вопросом) не может быть ни добавлена, ни убавлена; не может также никакая доктрина получить иное значение, чем то, которое придано ей Христом» («Справочник по христианской религии»). Римские католические авторы нам все время повторяют, что Церковь не может вводить новые догмы, но может только передавать священный вклад, который был ей вверен.
Но если повторяющиеся уверения в том, что Церковь не может производить новых догм, истинны, тогда следует, что догмы были уже даны в первоначальном откровении, в вере, однажды преданной святым и содержащейся в Писании и апостольской традиции. К священному вкладу никакая догма никогда не была добавлена, и никакая догма, содержащаяся в нем, никогда не была изменена. Только Церковь имеет власть объявлять истину, открытую Богом, и давать ей непогрешимое толкование, удаляя, таким образом, неуверенность и увеличивая позитивное знание верующего. Она делала это в прошлом и будет продолжать делать, когда бы ни призвали ее к этому исторические события. Сама догма, таким образом, не развивается и поэтому не имеет истории; развитие существует только в субъективном ее восприятии, и это определяет римско-католическую концепцию истории догмы. Римский католический автор, Оттен, говорит: «Она (история догмы) предполагает, что откровенные истины объективно постоянны и неизменны, а также, что их субъективное восприятие и внешнее выражение допускает прогресс» («Справочник по истории догмы»).
Долгое время римские католики смотрели на историю догмы с пренебрежением. Неандр говорит, что «современный богослов, Гермес из Бонна, утверждал, что рассматривать историю догмы, как особое направление (ветвь) изучения, в связи с изменениями в развитии, которые она предполагает, — это война против Католической Церкви, и по этой причине он весьма колебался, читать ли лекции по этому предмету» («История христианских догм»). Петавий был первым из римских католиков, кто предложил нечто подобное учению о развитии, но его труд не получил признания, и он должен был пересмотреть свои утверждения. Позднее Мелер и особенно Ньюмен выступили в защиту теории развития, которая была принята римскими католиками с некоторой, хоть и не всеобщей, благосклонностью.
Теория последнего состоит в том, что многие из доктрин Церкви присутствовали в первоисточнике только в зародышевой форме. Они были подобны семенам, брошенным в разум Церкви, которая беременна возможностями, о которых она даже не подозревала и которые с течением времени развернулись в расцветшие доктрины. Часто возникала оппозиция новым доктринальным выражениям, и тогда они постепенно утверждались и становились признанными. Наконец, вступала научающая Церковь, иерархи, чтобы испытать результаты этого нового названия и скрепить печатью своего непреложного одобрения некоторые из них, объявляя их божественно откровенными истинами. Эта теория была принята многими римскими католиками, но не оказалась убедительной для всех и никогда не получала официального признания.
Вторая предпосылка истории догмы — это предположение, что развитие церковной догмы шло органически и поэтому находилось в состоянии постоянного роста, несмотря на то, что церковные лидеры в своих стараниях воспринять истину часто бродили по тупикам, охотясь за туманом и заигрывая с чужеродными элементами; и что даже сама Церковь или вся, или в какой-то ее части иногда заблуждалась в своей формулировке истины. Особенным Откровением Бога является постепенное раскрытие познаний о Боге и искупительной идеи в Иисусе Христе. Это органическое целое, в котором все части взаимосвязаны, полное выражение Божественной мысли. Церковь в своих усилиях постигнуть истину просто стремится понять мысли Бога после того, как Он их открыл. Она делает это под руководством Святого Духа, Который есть Дух Истины, и в качестве такого гарантирует, что Церковь все больше будет видеть истину как внутренний взаимосвязанный организм. История догмы может и не быть просто хроникой, излагающей внешнюю историю различных церковных догм. Это история органического роста и внутренней работы ума Церкви и поэтому предполагает довольно связное развитие церковной догмы.
Если бы раньше Церковь двигалась на основании допущения ныне принятого многими, что изменяющиеся условия религиозной жизни постоянно требуют новой догмы и что каждая эпоха должна формулировать свою собственную догму, отказываясь от старой и заменяя ее более подходящей к духовным условиям настоящего времени, то было бы совершенно невозможно писать историю догмы в органическом смысле этого слова. Мы должны двигаться на основании допущения, что Церковь, несмотря на печальные заблуждения, которые характеризовали ее поиск Истины и часто вели ее по ошибочным путям, однако, постепенно продвигалась в своем постижении и формулировке, истины. Мы должны признать, что даже такой огромный религиозный сдвиг, как Реформация, не являлся полным разрывом с доктринальным развитием прошлого. Хотя много ошибок было выявлено и исправлено, реформаторы искали поддержки своих взглядов у Ранних Отцов Церкви и не колебались в принятии некоторых взглядов, которые сложились в течение Средневековья. Даже здесь мы видим преемственность мысли.
СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ ДОГМЫ
История догмы имеет дело преимущественно с церковными догмами, но это не значит, что ей не нужно заниматься теми доктринами, которые еще не были и, возможно, никогда и не будут введены в официальные вероучения. Было бы ошибкой предполагать, что история догмы начинается с Никейского Собора и кончается принятием последнего исторического вероисповедания. Для того чтобы описать происхождение самых ранних церковных догм, нужно начать с конца периода особого Откровения, изучения Апостольских Отцов. История должна принять во внимание те предварительные формулировки церковных догм, которые происходили от богословских дискуссий того времени и встретили довольно единодушное одобрение, хотя и не получили официального церковного утверждения; также важно принять во внимание те периферические истины, которые по неизбежности связаны с главной и контролирующей догмой, но не получили церковной санкции; а также и то дальнейшее развитие доктринальной истины, которое указывает вперед и готовит путь для дополнительных формулировок богословской догмы. Так как догма Церкви является не плодом механического конструирования, но, скорее, результатом естественного роста, изучение истории не может ограничиться вниманием только к ясно определенным результатам, полученным в разное время, но должно рассмотреть также и промежуточные стадии с их намеками на лучшие и более богатые плоды.
Из этого следует, что история догмы (насколько это касается внешней истории) не может пренебрегать изучением великих доктринальных споров Церкви, которые были родовыми схватками новых догм и часто имели определяющее влияние на их формулировку. Хотя это изучение не всегда назидательно, оно совершенно необходимо для правильного понимания происхождения церковных догм. В этих спорах различия мнений становились явными и в некоторых случаях порождали различные линии развития, и возникали такие доктринальные формулировки, которые не согласовывались с единым сознанием Церкви вообще или же с какой-то конкретной деноминацией. Даже эти отхождения от главной линии мысли важны для истории догмы, так как они часто вели к более ясной и точной формулировке истины.
Однако, хотя история догмы не может игнорировать внешние факты, связанные с развитием догмы, она никогда не должна терять из виду тот факт, что она занимается прежде всего исследованием развитием в богословской мысли в сознании Церкви и должна поэтому отмечать развитие идеи, которая внутренне присуща Откровению Самого Бога. Гегель и Бауэр сослужили добрую службу истории догмы, когда они обратили внимание на то, что развитие догмы находится под контролем внутреннего закона, хотя их принцип истолкования не подходит христианской мысли. Мы можем различить определенную логическую необходимость в последовательных этапах развития каждой догмы и том порядке, в котором появлялись различные догматические проблемы. В целом можно сказать, что логический порядок, в котором обычно изучается догматика, более или менее отражается в истории догмы.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!