В) Взгляд Церкви на монтанизм



 

Монтанисты поставили Церковь в затруднительное положение. С одной стороны, они представляли ортодоксальную позицию против гностических спекуляций и поэтому заслуживали одобрения. И ввиду того что Писание говорит о близости конца света, о великой цен­ности харизматических даров, особенно пророчества, и о необходимости хранить себя незапятнанным от мира, — нетрудно понять, что многие смотрели на это движение благосклонно. С другой стороны, Церковь следовала верному инстинкту, отвергая монтанизм, осо­бенно за фанатизм, в который он вовлекался, и за то, что свои откровения монтанисты ставили выше тех, что содержались в Новом Завете.

 

Вопросы для дальнейшего изучения

 

  1. Почему Маркиона часто принимают за гностика? Отли­чие его от них. Какие контрасты преобладают в его уче­нии?
  2. Какие у него возражения против большинства произве­дений Нового Завета? Какие произведения Нового Заве­та Маркион включает в свой канон?
  3. Чем косвенно обогатилась Церковь, благодаря его уче­нию?
  4. Какие факторы способствовали подъему монтанизма? Как вы объясняете его аскетизм и подчеркивание особых даров? Как следует отнестись к его провозглашению нового излияния Святого Духа и даров пророчества? Была ли оправдана строгая дисциплина монтанизма?

 

Литература

 

  1. Consult the books on Gnosticism mentioned in the previous chapter for Marcionism.
  2. Faulkner, Crises in the Early Church, pp. 52—75.
  3. McGiggert, A History of Christian Thought, I, pp. 149— 174.
  4. Harnack, History of Dogma, I, pp. 266—286; II, pp.94 — 104.
  5. Seeberg, History of Doctrines, I, pp.102 —108.
  6. Fisher, History of Christian Doctrine, pp. 59, 60, 81—83.

IV. АПОЛОГЕТЫ И НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ

 

ЗАДАЧА АПОЛОГЕТОВ

 

Давление снаружи и изнутри побуждало к ясному утверждению и защите истины, и таким образом родилось богословие. Ранние Отцы, которые взялись защищать истину, именно по этой причине называются апо­логетами. Самые главные из них были Юстин, Татиан, Афинагор и Феофил Антиохский. Они адресовали свои апологии частично правителям, а частично — ин­теллигентной публике. Их непосредственной целью было — смягчить настроение властей и народа в це­лом в их отношении к христианству; и они старались делать это, объясняя его истинный характер и опро­вергая обвинения, возводимые против христиан. Они в особенности старались сделать христианскую религию приемлемой для образованных классов, подчеркивая ее разумность. Имея в виду именно это, они представ­ляли ее как высокую и вернейшую философию и осо­бо подчеркивали великие истины природной религии: Бог, добродетель и бессмертие, и они говорили об этом, как об исполнении всей истины, находящейся как в иудаизме, так и в эллинизме.

Их задача приобрела тройственный характер: за­щитный, наступательный и созидательный. Они защи­щали христианство, показывая, что нет никаких осно­ваний для обвинений в адрес его сторонников, что при­писываемое им агрессивное поведение совершенно не­совместимо с духом и предписаниями Евангелия и что характер и жизнь исповедующих христианскую веру отличались нравственной чистотой.

Не довольствуясь одной лишь защитой, они и напа­дали на своих оппонентов. Они обвиняли иудеев в законничестве, которое упустило из виду многое из того, что было в законе типичного и предвозвещающего, и в то же время представляло его временные элементы как постоянные, и к тому же — со слепотой, которая не давала им увидеть, что Иисус был мессией, обещанным пророками, следовательно, исполнившим закон.

Больше того, в своем нападении на язычество они показывали негодный, абсурдный и безнравственный характер языческой религии, и особенно учения о бо­гах, по сравнению с учениями о единстве Бога, Его все­объемлющем Провидении, Его моральном правлении и будущей жизни. Тациан ничего или очень мало добро­го видел в греческой философии, а Юстин признавал в ней элемент истины, который он приписывал Логосу. Общей чертой в их писаниях является переплетение общего и особого откровения.

Наконец, они также чувствовали себя обязанными утвердить характер христианства как положительного откровения Бога. Показывая реальность этого открове­ния, они опирались, главным образом, на аргументы в пророчестве, но также, хотя и в меньшей степени, на доказательность чудес. Они постоянно указывали на замечательное распространение христианской религии, несмотря на все сопротивление, а также на изменение характера и жизни ее исповедников.

Утверждая доктринальное содержание Божественного откровения, апологеты не всегда ясно видели различия между общим и особым откровением, и часто им не удавалось видеть различия между тем, что является продуктом человеческого ума и что открыто сверхъес­тественно. Это происходило оттого, что они восприни­мали христианство слишком как философию, хотя и как единственно истинную философию, высшую среди всех других философий, потому что она основана на откро­вении. Гарнак говорит: «Христианство — это философия и откровение. Таков тезис каждого апологета, от Аристида до Минуция Феликса». Они рассматривали христианство как философию, потому что оно содержит рациональный элемент и удовлетворительно отвечает на вопросы, которые интересуют всех истинных философов; но также они рассматривали христианство как прямую антитезу философии, потому что оно свободно от всех человеческих мнений и понятий, что исходя из сверхъестественного откровения.

Они представляли Бога как Самосуществующего, Неизменного и Вечного, Который является первопричиной существования мира, но из-за Своей уникально­сти и совершенства может быть описан только в отри­цательных терминах. Они едва ли продвинулись да­лее идеи Божественного Существа как Сущего или Существа без каких-либо качеств. Говоря о Сыне, они предпочитали использовать слово-термин «Логос», не­сомненно, потому, что это был общепринятый фило­софский термин и поэтому он был понятен культур­ным классам. В то же время его использование пока­зывает, что внимание Церкви было сосредоточено на Божественном и Превознесенном Христе более, чем на человеке Иисусе. У апологетов не было библейской концепции Логоса, но нечто, напоминающее концепцию Филона. Для них Логос, вечно существовавший в Боге, был просто Божественным Разумом, без личного суще­ствования. Однако, имея в виду сотворение мира, Бог произвел Логос из Своего собственного существа и та­ким образом дал Ему личное существование. В суще­стве своем Логос остается идентичным Богу, но ввиду Своего происхождения как личности, Он может быть назван творением. Короче говоря, Христос есть Боже­ственный разум, присущий Богу, Которому Бог дал от­дельное существование и через Которого Он открыл Себя. «Как Божественный разум, — говорит Сиберг, — Он действовал не только при сотворении мира и в Ветхом Завете, но также в мудрецах языческого мира». Нужно отметить особенно, что Логос апологе­тов, в отличие от философского Логоса, имел независи­мую личность.

Логос стал человеком, восприняв действительную человеческую природу, состоящую из тела и души. Однако Он не был обычным человеком, но человеком и Богом, хотя Его Божественность была скрыта. Отсюда, не просто человек, но Сын Божий висел на кресте. Главное ударение делается на том, что Он стал учите­лем человечества, каковым Он себя уже показал до воплощения. Основное содержание Его учения — это идеи об одном Боге, новом законе, требующем доброде­тельной жизни, бессмертии, особенно — воскресении, несущем с собой вознаграждения и наказания. Так как Бог создал человека свободным, у последнего есть способность исполнять требования Бога. Благодать состо­ит только в откровении доктрины и закона. Страдания Христа представляются вряд ли необходимыми, разве только как исполнение ветхозаветного пророчества. Однако апологеты настаивают на реальности и вели­ком значении этих страданий: через них человек полу­чил прощение грехов и освобождение от греха и дья­вола.

Апологеты представляют происхождение или источник новой жизни как-то дуалистически. Иногда кажется, что новая жизнь полностью зависит от свободного выбора человека, а затем кажется, что она полностью зависит от свободной милости Божьей. Крещение находится в тесной связи с возрождением и отме­чает начало новой жизни. Церковь состоит из людей Божьих, истинного Израиля и Божьего первосвященнического поколения, она характеризуется строгой нравственностью, святой любовью, готовностью стра­дать с радостью. Апологеты твердо верили в воскресе­ние мертвых, но среди них были некоторые различия мнений о существенном бессмертии души. Татиан и Феофил рассматривали бессмертие как вознагражде­ние для праведных и наказание для нечестивых, и Юстин, похоже, разделял этот взгляд. В их описаниях благословенности будущего тысячелетнее Царство иногда играет свою роль (Юстин).

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!