ПЕРВЫЕ ТРУДЫ ПО ИСТОРИИ ДОГМЫ



 

Настоящее начало изучения истории догмы мы ви­дим в трудах Ланге и Мюншера. Труд первого был задуман широкомасштабным, но никогда не был за­кончен. Последний написал труд, состоящий из четы­рех томов, в 1797 г. и сопроводил его кратким резю­ме. Он стремился с помощью непредубежденного изу­чения ответить на вопрос: как и почему христианское учение постепенно приобрело свою современную фор­му? Его труд испорчен влиянием рационализма, он не дал ответа на вопрос, являлась ли истинным предме­том исследования доктрина или догма. Он ввел разде­ление изучения на общую и частную историю догмы, и оно сохранилось во многих позднейших трудах. Руко­писи, последовавшие за трудом Мюншера, не явились особым прогрессом в изучении вопроса.

Под влиянием Гегеля появился более усовершен­ствованный исторический метод. Применение его к изучению истории особенно видно в труде Бауэра, отца Тюбингенской школы критицизма Нового Завета. Ге­гельянский принцип эволюции использовался в про­слеживании определенного порядка и прогресса в воз­никновении церковных догм. Объектом исследования истории догм считалось: а) удостовериться в фактах в их настоящем контексте, подтвержденных признанны­ми свидетелями и б) чтобы толковать их в согласии с точным законом внутреннего раскрытия (развития). Однако долгое время это была просто умозрительная идея развития, выраженная в знакомой гегельянской триаде, наложенной на это изучение. Наиболее очевид­но это в работе Бауэра.

Однако идея развития постепенно обрела иное, чем у Гегеля, применение. Это подразумевается в произве­дениях Шлейермахеровской школы богословия. Она также применяется такими мыслящими авторами, как Неандр и Хагенбах, которые превосходят гегельянцев в своем рассмотрении христианства как религии и ре­лигиозной ценности доктрины. Им не удается, однако, эффективно применить исторический принцип: они продолжали старое разделение на общую и частную историю и к последней применяли так называемый «локальный метод». Другие модификации можно най­ти в творчестве таких конфессионалистов, как Клифат или Томасий. В работе первого возникает идея отли­чия догмы от доктрины, и именно догма становится на­стоящим объектом этого исследования. В соответствии с этим автором, каждая эпоха производит свой соб­ственный цикл догматической истины и оставляет ее следующим поколениям, скорее, как сокровище, кото­рое нужно хранить, чем как материал, который надле­жит переделывать, а то и убирать (Бауэр). В последу­ющее развитие предыдущая истина должна включать­ся целиком. Томасий тщательно различает догмы цен­тральные и догмы периферические, когда первые явля­ются великими фундаментальными учениями о Боге, о Христе, о грехе и о милости, а последние являются, ско­рее, производными учениями, которые развиваются на основе центральных. Его работа написана с позиций Лютеранской Церкви.

Римские католические богословы не спешили про­явить интерес к изучению истории догмы. Когда же они его проявили, то это выразилось в отличительном понимании догмы как авторитетного заявления Церкви по основам христианской религии. Первые труды строились на предположении, что Ранняя Церковь владела во всей полноте догмой христианства, и что нет возмож­ности изменять ее от поколения к поколению. Они утверждают, что не было никакого дополнения к первона­чальной истине, но только ее истолкование. Ньюмен ввел теорию развития. По его мнению, первоначальное Библейское Откровение в большой степени имплицит­но и в зародышевой форме, и только постепенно оно раскрывается под воздействием внешних условий. Од­нако процесс развития абсолютно контролируется не­погрешимой Церковью. Но даже эта теория, при всей осторожности ее выражения, не встретила широкого по­нимания в римско-католических кругах.

 

ПОЗДНИЕ ТРУДЫ ПО ИСТОРИИ ДОГМЫ

 

Позднейшие труды по истории догмы обнаружива­ют тенденцию порвать с механическим разделением истории в ранних трудах на общую и частную истории и с их применением «локального метода». Это разде­ление все еще можно найти в труде Шелдона и частич­но у Шедда, но заметно, что в других современных тру­дах оно отсутствует. Растущее убеждение заключает­ся в том, что историю догмы нужно рассматривать бо­лее органически. Нитш принял генетическое располо­жение следующими заголовками: «Обнародование учения старой кафолической церкви» и «Развитие уче­ния старой кафолической церкви». Подобное разделе­ние находим у Гарнака, который говорит о «возникно­вении церковной догмы» и «развитии церковной дог­мы».

Гарнак проявляет согласие и с Томасиусом, и с Нитшем, но продвигается далеко за пределы их пози­ции. Он ограничивает свое обсуждение возникновени­ем и развитием догм, как отличающихся от доктрин, и принимает во внимание постоянно изменяющиеся аспекты христианства в целом, особенно в связи с общим культурным развитием: Он радикально порывает с «локальным методом». Но у него ошибочная концеп­ция догмы, он видит и в ее начале, и в структуре труд греческого духа на почве Евангелия, смесь христианс­кой религии с эллинской культурой, причем последняя преобладает. По его мнению, утверждения веры были ложным образом превращены в интеллектуальные кон­цепции, поддержанные историческими и научными до­казательствами, но в этом процессе они потеряли свою нормативную ценность и догматический авторитет. Он считает, что порча началась не в самом Новом Завете, как утверждают поздние авторы, но во втором и тре­тьем веках, с развитием учения о Логосе, и продолжа­лась в Римско-католической церкви до времени Пер­вого Ватиканского Собора, пока протестантизм во вре­мя реформации в принципе не убрал догматическую концепцию христианства. Его догмы являются посто­янным объектом пересмотра. Строго говоря, в нем нет места постоянным истинам, догмам, но только место для вероучения. Гарнак воспринял слишком узкий взгляд на догму, не учитывая отвращения Отцов Ран­ней Церкви к языческому влиянию и превращая всю историю догмы в одну гигантскую ошибку.

Луфс и Сиберг не следуют способу разделения ма­териала у Гарнака, но похоже, что они чувствуют, что второе разделение его великого труда действительно практически покрывает всю историю догмы, хотя у Луфса есть отдельная глава о происхождении догмы в христианской среде. И хотя он не вполне согласен с концепцией догмы у Гарнака, он являет большее согла­сие с ним, чем Сиберг в своем монументальном труде. Этот труд является, в известном смысле, первоисточни­ком, так как содержит большое количество цитат тех авторов, чьи доктринальные взгляды обсуждаются. Как и Гарнак, Сиберг также написал учебник в двух томах, который был переведен на английский доктором Чарльзом Хэй и появился в 1905 г. под названием «Учебник по истории доктрин». Для студента этот труд представляет значительную ценность.

 

Вопросы для дальнейшего изучения

  1. В чем различие между католической и протестантской концепциями догмы?
  2. Как теория Ньюмена изменила римско-католический взгляд на историю догмы?
  3. Какие возражения существуют против взгляда Гарнака на догму?
  4. Согласны ли Римские католики и протестанты относи­тельно задачи изучения в истории догмы?
  5. Находится ли изменчивый элемент догмы (предполагае­мый в истории) в ее форме, в ее содержании или в обоих?
  6. Что можно сказать «за» и «против» гегельянского мето­да в применении к истории догмы?
  7. Относился ли Бауэр объективно к внешним историчес­ким фактам, используя гегельянский метод?
  8. Должна ли история догмы быть написана строго объек­тивно, чтобы быть действительно научной?

 

Литература

  1. Harnack, History of Dogma, I, pp. 1-40.
  2. Seeberg, History of Doctrines, I, pp. 19-27.
  3. Loofs, Handboek der Dogmengeschiedenis, pp. 1-9.
  4. Neander, History of Christian Dogmas, I, pp. 1-32.
  5. Fisher, History of Christian Doctrine, pp. 1-22.
  6. Hagenbach, History of Doctrines, I, pp. 1-47.
  7. Shedd, History of Christian Doctrine, I, pp. 1-48.
  8. Rainy, Delivery and Development of Christian Doctrine.
  9. Kuyper, Encyclopaedic der Heilige Godgeleerdheid, III, pp. 370-386.

 


ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОКТРИН

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!