Учреждения клубного типа – народные дома, клубы



Видный деятель внешкольного образования русского зарубежья С.О. Серополко отмечал, что «отдельные формы содействия внешкольному образованию дают наибольший эффект тогда, когда они ведут свою работу не изолированно, а во взаимной связи. Народный дом как раз и является таким учреждением, которое соединяет в себе ряд отдельных культурно-просветительных учреждений и мероприятий, согласованно выполняющих свои функции».

"Русский Дом" прямой преемник идеи комплексного внешкольного учреждения, которая была выработана в России. Как и в дореволюционной России в состав «Русских Домов» за рубежом чаще всего входили библиотеки-читальни, общеобразовательные курсы для взрослых, народные театры, скаутские отряды, чайные и дешевые столовые. Здесь устраивались учебные и научные учреждения, музеи, передвижные и постоянные выставки. Помещения «Русских Домов» широко использовались разнообразными русскими культурно-просветительными обществами и организациями для проведения собственных культурно-просветительных и образовательных и иных программ.

С.О. Серополко, придерживавшийся концепции целостного воздействия на личность со стороны внешкольных учреждений отмечал, что «библиотека, народные чтения и воскресные школы – эти испытанные формы содействия внешкольному образованию народа – не могут удовлетворить всех потребностей духовной жизни человека. Ведь каждый из нас имеет стремление не только к знаниям, но и к искусству – музыке, живописи, театру, - нуждается в отдыхе вне обычной обстановки своего труда, в общении с другими людьми».

Вот почему возрастает роль учреждений клубного типа, объединяющих в условиях эмиграции разнообразные кружки, секции, художественные коллективы и др. Такие учреждения интегрировали не только функции учреждений внешкольного образования, но и становились местом, где получали свое развитие общественные и частные инициативы культурно-просветительного, воспитательного характера. Ибо, народный дом (или как чаще всего называли эти учреждения – «Русский дом» или «Русский очаг») и был призван органически связать в одном центре культурно-просветительные мероприятия с привлечением русского населения к активному участию, как в осуществлении культурно-просветительных мероприятий, например, концертов, спектаклей и т.п., так и в руководстве всеми мероприятиями, осуществляемыми народным домом, путем создания при нем особого общества народного дома.

Такие общества формировались при всех русских домах, они брали на себя управление народным домом, организуя при нем отдельные кружки или комиссии, ведающие тем или иным мероприятием культурно-просветительного характера. Например, библиотечная комиссия, драматический кружок, кружок по изучению местного края и т.п. Народные дома действительно становились центром общественной жизни русского населения в странах рассеяния, которое чувствовало тяготение к народному дому как к своему культурному центру.

«Русские Дома». Содержание работы учреждений этого типа составляли религиозно-просветительные беседы, лекции и доклады, литературные вечера и концерты. "Русские Дома" часто становились центрами внешкольной работы русской колонии, обслуживающими духовные и материальные нужды беженцев. «Русские Дома» пользовались неизменной популярностью среди русских беженцев. Посещаемость некоторых «Русский Домов» достигала 2000 человек в день, а, например, за два года в «Русском Очаге» (Прага) было 367 собраний разных обществ и организаций и зарегистрировано 111500 посещений.

Е.И. Тихоницкий говоря об опыте внешкольного образования в Латвии, отметил, что «местами отдельные просветительные мероприятия начинают концентрироваться в идею народных домов. Затруднения материального характера задерживают претворение в действительность. Но в трех местах уже народные дома осуществляются: один в городе (в Двинске), два в волостях (Вышгородской и Качановской), в двух случаях – при пособии правительства, в третьем эту трудную задачу берет на себя целиком местное просветительное общество. В городе Риге русское просветительное общество также поставило на очередь вопрос о постройке русского народного дома и образовало особый денежный фонд для этой цели».

Однако, как показывает анализ белоэмигрантской периодической печати, «Русские Дома» получили наибольшее распространение в славянских странах – в Болгарии, Польше, Чехословакии, Франции, Югославии. «Русские дома» в этих странах являлись учреждениями, подведомственными Всероссийскому Союзу городов:

· в Болгарии «Русские Дома» были открыты в Софии, Варне, Плевене в 1920 г., а в 1926 г. в Тырново;

· в Польше «Русский Дом» был создан в Варшаве по инициативе Комиссии объединенных русских эмигрантских учреждений в Польше (1925-1926);

· в Чехословакии был открыт «Русский Очаг» (Прага) с целью духовных и культурно-просветительных потребностей русской колонии и особенно русской учащейся молодежи. Это учреждение находилось под покровительством чешского Красного Креста. Заведующей «Русского Очага» являлась известная деятельница внешкольного образования в России гр. С.В. Панина, которая в 1903 г. в Петербурге на свои средства открыла Лиговский Народный дом. В частности, помещения "Русского Очага" использовались для проведения педагогических съездов, организационных собраний комитета "Дня русской культуры" и состоящей при Комитете редакционно-издательской комиссии.

· во Франции при Народном университете в Париже действовал «Дом русской молодежи» в целях знакомства молодежи с российской историей, литературой и искусством и народными традициями;

· в Югославии работал «Русский Дом» им. императора Николая II (Белград), являвшийся одним из самых крупных культурно-просветительных учреждений российского зарубежья. Он был задуман и построен Русским Культурным Комитетом при поддержке Державной Комиссии во главе с сербским проф. А.И. Беличем и короля Александра I. В его состав входили Русский научный институт, Государственная комиссия помощи русским беженцам, Русская публичная библиотека с архивом и издательской комиссией, русско-сербская гимназия и начальная школа, домовая церковь.

Учреждения культуры и искусства - музеи; театр; кинематограф (как учреждение); студии (различных типов: изобразительных искусств, музыкальные, драматические, литературные и пр.).

Важная роль отводилась в эмиграции деятельности Русского театра, Русской оперы, Русского балета и Русской консерватории, которые посещали люди разного возраста.

Образцом внешкольной работы среди русских эмигрантов является деятельность Театр русской драмы в Риге - «русская Рига может гордиться постоянным театром русской драмы, который приобрел репутацию серьезного художественного предприятия. Благодаря общедоступным спектаклям, предоставлению бесплатных мест рабочему населению и поездкам артистов драмы даже по сельским местностям, художественное влияние русского театра довольно широко проникает даже в толщу русского населения». Русский театр является частным предприятием, но пользовался пособиями от казны и от города Риги в размере примерно 50.000 лат (и назывался русским меньшинственным театром в Латвии.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 575; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!