ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДОСУГА ЗА РУБЕЖОМ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ

РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ

Учебное пособие

 

 
Тамбов 2006

УДК 009 ББК 77.04э73   С 69  

Рецензенты:

Е.В. Литовкин, доктор педагогических наук, профессор;

А.С. Кокорев, доктор социологических наук, профессор

 

Ответственный редактор:

Е.И. Григорьева, доктор культурологии, профессор

 

Учебник подготовлен коллективом авторов:

 

Н.Ф. Максютин– кандидат педагогических наук, профессор (1.1-1.4); А.В. Семченко – доктор педагогических наук, профессор (1.5-1.7); Н.Н. Ярошенко – доктор педагогических наук, профессор (2.1); Н.В. Апажихова – кандидат педагогических наук, старший преподаватель (2.2); О.П. Пальцева – преподаватель (2.3); К.О. Хвостунов – кандидат педагогических наук, доцент (2.4); А.В. Соловьев – кандидат философских наук, доцент (2.5); Т.Л. Кремнева – кандидат педагогических наук, доцент (2.6); О.Б. Мурзина – преподаватель (2.7); Е.И. Григорьева– доктор культурологии, профессор, Н.В. Апажихова – кандидат педагогических наук, старший преподаватель (3.1); М.И. Долженкова – доктор пед. наук, профессор (3.2); Т.Г. Бортникова – доктор культурологии, доцент (3.3); Е.Л. Чичканова – зав. отделением Тамбовского областного государственного учреждения Центра социальной помощи семье и детям (3.4); В.В. Шишкина – кандидат педагогических наук (3.5); И.А. Ерохина – кандидат педагогических наук, доцент (3.6).

 

С69   Социально-культурная работа за рубежом: Учеб. пособие. / Отв. ред. Е.Г. Григорьева ; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов :, 2006. 385 с.  

 

Данное учебное пособие составлено на основе курса «Социально-культурная работа за рубежом» и соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 053100 «Социально-культурная деятельность».

Предназначено для преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих учебный курс «Социально-культурная работа за рубежом», а также для широкого круга читателей.

УДК 009

ББК 77.04э73

   

 

Содержание

 

 

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

Глава 1. Становление и развитие социально-культурной работы за рубежом
1.1. История развития досуга за рубежом . . . . . . . . . . . . . .

7

1.2. Особенности организации и проведения праздников в европе в средние века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

1.3. Европейский досуг ХVII-ХVIII вв. . . . . . . . . . . . . . . . .

26

1.4. Праздники великой французской революции . . . . . . .

28

1.5. Внешкольное образование русского зарубежья. . . . . .

31

1.6. Деятельность педагогических учреждений русской эмиграции по внешкольному образованию. . . . . . . . . . . . .

42

1.7. Внешкольное образование как направление деятельности общественных объединений российского зарубежья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

90

Глава 2. Технологические основы социально-культурной работы с разновозрастными группами населения

2.1. Социально-культурная анимация. . . . . . . . . . . . . . . . .

142

2.2. Детские лагеря как эффективная форма организации досуга детей и подростков за рубежом. . . . . . . . . . . . . . .

156

2.3. Организация досуга молодежи за рубежом. . . . . . . . .

173

2.4. Социально-культурная деятельность подростков и молодежи в странах Центральной Европы, Скандинавии и Японии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

199

2.5. Институты гражданского общества как субъекты формирования ценностей подрастающего поколения в США. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

210

2.6. Особенности организации социальной работы в странах Британского содружества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

242

2.7. Социально-культурная работа с людьми пожилого возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

265

Глава 3. Специфика деятельности учреждений социально-культурной сферы за рубежом

 

3.1. Специфика деятельности парков по организации досуга населения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

282

3.2. Технологии музейной педагогики в практической деятельности зарубежных музеев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

307

3.3.Общественные организации социальных меньшинств США. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

323

3.4.Социально-культурная деятельность религиозных организаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

335

3.5. Зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания подростков . . . . . .. . . . . . . . . . .

344

3.6. Основные направления социально-культурной политики в борьбе с наркоманией. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .

375

 

 
     

 

 

Введение

 

Социально-культурная работа за рубежом представляет широкий круг вопросов рассматривающих как традиционные ценности индустриально развитых государств, так и инновационные подходы в сфере досуга.

В странах мирового сообщества досуговая деятельность представляет широкий спектр форм, средств и методов, направленных на расширение границ свободного времени широких слоев населения, отдельных социальных групп, подрастающего поколения.

Оказывая благотворное воздействие на общество, досуг является одним из важнейших аспектов рекреационного обслуживания населения. В этом направлении происходит количественное и качественное увеличение досуговых программ и услуг как, в рамках государственного и общественного, так и коммерческого сектора. Акцент делается на такие аспекты, как: подготовка кадров, обмен знаниями в области досуговедения, совместные исследовательские проекты, финансирование рекреационной инфраструктуры и др.

Особое внимание уделяется сфере социального обслуживания, социальной защите населения, а именно таким направлениям, как: социальная справедливость, работа с неблагополучными семьями, консультирование различных социальных групп, работа в местах заключения.

Внимание вопросам досуга отводится на уровне государственной политики. Рассматриваются такие аспекты, как: децентрализация в сфере культуры, изменение роли государства в условиях коммерциализации и приватизации в секторе культуры, участие граждан в культурной жизни общества, финансирование в сфере культуры и др.

В условиях культурной политики зарубежных стран, следует отметить традиции: в области культуры (культурная политика как координирующее начало в сфере деятельности, вопросы спонсорства, роль некоммерческих учреждений, приватизация учреждений культуры), культурного наследия (политика сохранения культурного наследия, охрана памятников), туризма (учет традиций города или края, атмосфера гостеприимства), социокультурных институтов (музеи, библиотеки, архивы, театры), изобразительного искусства и литературы, образование и профессиональная подготовка.

Вопросы досуга занимают определенное место в трудах ученых: Т.Г. Киселева (досуг за рубежом), Е.Г. Доронкина, Ю.Н. Кротова (педагогика досуга в англоязычных странах), Н.Ф. Максютин (история досуга за рубежом), В.З. Дуликов (социальные аспекты за рубежом), Н.Н. Ярошенко (социально-культурная анимация), Г.П. Диянская (библиотеки для слепых за рубежом), А.Н. Джуринский (образовательная система на Западе), Р.А. Стеббинс, Д. Дюмазедье (социология досуга).

 

ГЛАВА 1.

 


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РАБОТЫ

ЗА РУБЕЖОМ

 

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДОСУГА ЗА РУБЕЖОМ

 

Диониссийские праздники в Афинах. Исключительную роль в истории праздника сыграли дионисийские праздники, которые в VI в. во многих городах Греции стали государственными. Причины вполне политические. VI в. в Греции – это время борьбы земельных аристократов с тираниями, которые апеллировали к простолюдинам для получения поддержки. Дионис – бог по преимуществу крестьянский, ибо это бог пчеловодства, виноделия, веселья. У аристократов в официальном пантеоне богов он не почитался. Вот и Писистрат, с 561 г. до н.э. трижды боровшийся за власть над Афинами, утвердил в качестве государственного праздника Афин Дионисии. Но расцвет дионисийских праздников наступил на столетие позднее – в «золотой Периклов век», пору расцвета афинской демократии. Им предшествовала серия дионисийских праздников: малые, сельские дионисии (проба вина, трапеза, ше­ствие ряженых); Линеи (то же самое, но уже в городе с жертвоприно­шением в храме); Анфестерии: веселье и выпивка совмещались с обрядовыми действиями в храме Дионисия (брачный обряд, поминальные церемонии и подарки детям).

Содержание семидневного общегосударственного праздника Великие Дионисии дает представ­ление о том, как долго готовились к нему жители Афин.

День первый. Церемония открытия. Основное событие: официальная процессия с участием городских старейшин (архонтов) по переносу скульптуры Диониса из его храма в театр. Театр находился рядом, но процессия проходила по всем главным улицам города. В театре в честь Диониса дети, главные исполнители первого дня, читали оды, пели песни. Третий компонент – жертвоприношение и причащение зрителей-участников (по имеющимся сведе­ниям, они съедали небольшой кусок сырого мяса). Далее тем же чином процессия возвращала статую Диониса в его храм.

Второй-третий дни. Хоровые состязания. Каждая фила (вроде нашего городского района) представляла хор. Ор­ганизация такова: богатый житель филы нанимал руководителя хора, учителя пения (дидаскал), одевал, кормил участников в период их подготовки, репетиций. При этом он порой тратил все свое состояние ради призрачной на­дежды, что его хор станет победителем и на треножнике Славы будет названо его имя.

Четвертый-шестой дни – дни театральных состяза­ний. Ежедневно шло по одной трагедии. Почетным было лишь первое место. Загляните в сочинения основоположников театра Эсхила, Софокла, Эврипида (а именно их трагедии ставились на сцене афинского театра V в. до н.э.). Их объем, хоровое и неспешное речитативное воспроиз­ведение подскажут вам, что трагедии исполнялись с утра до вечера. Жители Афин с раннего утра занимали места в театре Диониса (по одним источникам – на 17 тысяч мест, по другим – на 30 тысяч). Затем активно реагировали, сопереживали героям трагедий, ибо тематикой их были любимые мифы и героические деяния последних лет.

Седьмой день. Вручение наград победителям хоровых и театральных состязаний. Одновременно Афины чествовали выдающихся сограждан за спортивные, военные и другие заслуги. Вручались призы. Но уже тогда существовала традиция всю материальную часть награды жертво­вать храму богини Афины или Диониса. В итоге героям олимпиады оставалась лишь слава победителей – оливковый венок и имя на треножнике Славы.

Главное, ради чего мы затеяли разговор о Великих Ди­онисиях, происходило вечером и ночью – неофициаль­ная народная часть праздника, карнавал. Все семь дней праздника по улицам Афин (иногда при свете факелов) шли процессии, в основе которых был корабль на телеге (слагаемые этих понятий дали название карнавалу), экипаж которого изображал сцены прибытия Диониса в Грецию, его веселую свиту: козлоногих сатиров, их подружек, пьющих, веселых, поющих песни о любви и вине. Были и сцены-пародии на известных жителей Афин, на извечные человеческие слабости (прелюбодеяние, ску­пость, жадность, трусость и т.д.). Все было узнаваемо, занятно. Историки театра установили, что через Аристофана, Плавта, Невия, Теренция, театр бродячих актеров эти сюжеты пришли в комедию дель арте, к Мольеру, Бомарше, Тирсо де Молина. А дионисский карнавал через римские Сатурналии получил развитие в римском карнавале XVII-XVIII вв. Современные южноамериканский, кубинский или венецианский карнавалы – игрища на тему карнавала, не имеющие основания претендовать на это звание. Остались лишь пышность, суета, профессиональное украшательство.

Итак, греческая праздничная культура дала серьезный импульс праздничным традициям Европы. Для ее осмыс­ления считаю важным обратить внимание на «Философию истории» Гегеля, где дано сопоставление духовного мира греков и римлян.

В века республиканского Рима излюбленным местом общения был один из холмов в центре города – Форум, где римляне собирались, обсуждали новости, здесь стара­лись привлечь к себе внимание поэты. В цезарианском Риме центр общественной жизни переместился в термы – бани, общественные и частные. Собираться на Форум не запрещалось, но ищейки цезарей мешали общению.

Что такое римские термы? Римские – условно, ибо образ жизни Рима распространялся и на провинции. Ар­хеологи обнаружили их на всем пространстве империи (например, мыс Калиакра в Болгарии). Вот что писал О. Дримба, румынский исследователь жизни и творчества Овидия: «В Риме было очень много терм; одни из них принадлежали частным лицам, в другие имели бесплат­ный доступ все граждане. Таковы были большие красивые термы Агриппы, украшенные мозаикой, мраморными колоннами, бюстами и статуями, среди которых можно было увидеть и прославленную статую Апоксиомена знаменитого греческого скульптора Лисиппа. Знатные граждане города совершали здесь омовения рядом с бедняками-плебеями (разумеется, мужчины отдельно от женщин) в помещениях с общими бассейнами, с теплой и холодной водой, с влажным и сухим паром; проводили время в залах отдыха, гимнастики или массажа. Всегда здесь стоял оглушительный шум; одни смеялись в полный голос, другие кричали, увлеченные игрой, третьи пели во всю силу легких, поэты старались читать стихи как можно громче, чтобы их могли услышать окружающие, пьяницы бесчинствовали, продавцы пирожков предлага­ли свой товар, карманные воришки умело пользовались теснотой и давкой, потерпевшие жаловались... В других, более отдаленных помещениях молодой поэт и его друзья находили библиотеку или небольшой музей, где можно было укрыться от шума; площадку для игры в мяч и стадион, где они могли развлечься, наблюдая за атлетическими играми юношей; красивый, большой, хорошо содер­жавшийся парк, по которому они долго гуляли, ожидая часа ужина».

В Риме было много литературных кружков. Еще почти два века назад поэт Ливий Андроник основал «цех поэтов – collegium poetarum, собиравшийся для обсуждения профес­сиональных вопросов на Авентинском холме... Теперь эти собрания проходили в роскошных виллах аристократов Мессалы, Поллиона и Мецената».

Нужно добавить, что это были собрания не только поэ­тов, но и историков, ораторов, грамматиков, художников. Здесь проходили публичные чтения, презентации новых произведений хозяев и гостей.

Но большинству свободных граждан Рима низкого про­исхождения поэтические, ораторские и философские дискуссии были чужды. Их больше привлекали непритязательные, идущие от земледельческих народных традиций праздники и зрелища, устраиваемые аристократами для обретения популярности в плебейской среде ради возможного избрания на важные государственные должности.

Итак, народный праздничный календарь (выборочно).

1 января – праздник двуликого бога Януса, одно лицо которого обращено в прошлое, другое – в будущее: люди приветливо поздравляли друг друга, желали благ, ибо что в первый день – все впрок (магия первого дня); к столу подавали для угощения мед в горшках и финики, чтобы сладостен был начинающийся год; вспоминали сатурнов век, когда не было жажды нажи­вы, а была простота, когда сенатор и судья сами пахали и жали, и на земле справедливость еще не прогнали, совесть царила...

15 февраля – действо ряженых в честь покровителя природы Пана. «Третья заря после ид обнажившихся видит луперков, Фавна двурогого тут священнодействием чтят... Голый бог нагишом бежать слуг своих заставляет» (Овидий. Фасты).

21 февраля – поминовение предков, тени которых в эти дни бродят по земле.

возжжение поминальных костров, бросали в костер небольшие дары (зерно, соль).

28 февраля – канун первого по римскому счету месяца года – марта, названного в честь бога Марса, сыном которого по одной из легенд был Ромул: устраивали конные бега, скачки, дабы ускорить наступ­ление марта; украшали венками друг друга и статуи Марса; возжигали огонь в храме Весты.

1 марта – очень интересный праздник Матроналии. Женский праздник в память о поступке сабинянок, пред­отвративших сражение своих мужей с отцами и братьями из племени сабинов (за год до этого римляне разбойно захватили сабинских женщин): мужчины одаривали жен, угощались и славили женщин; женской прислуге в этот день давали свободу и равен­ство (на один день).

15 марта – праздник Анны Перенны (по легенде она одурачила домогавшегося ее Марса). День народного гуляния. Люди отправлялись за город, на берегу Тибра устраивали шалаши или укрытия из одежд, пили вино, угощались, потом начинали хороводы и пляски. Девушки пели «зазорные» для Марса шутливые песни.

17 марта – Либералии. Либер – то же, что Дионис (Вакх) для греков: главное событие дня – посвящение юношей во взрос­лое состояние (они одевают мужскую тогу); пекли либу – медовый пирог, прославляя Либера (это он научил пчеловодству); украшали себя венками из плюща; устраивали игрища, славя дарителя виноградной лозы, и, конечно, пили вино.

4 – 6 апреля – Мегалезийские игры в честь матери бо­гов Реи: шествие ряженых (в том числе кентаврами, минотав­рами) с тимпанами, флейтами вокруг носилок со скульп­турой богини Реи. Музыка и шум были необходимы, что­бы заглушить плач младенца Юпитера (Зевса) и оберечь его от Сатурна; вольные игры, зрелища, в том числе по мотивам ми­фов о празднуемом событии.

12–19 апреля – Цереалии. Игры Цереры. Это очень слабый отзвук греческих Фесмофорий и Элевсинских игр, хотя они имеют общую мифологическую основу. Церера (она же Деметра) – богиня плодородия: жертвы богине (соль, полба), сожжение смолистых ве­ток (аромат, а также для освещения пути Деметры в под­земом царстве Плутона); жрецы держат пост до звезды, ибо богиня в стенаниях металась по земле в поисках дочери и не принимала пищу;

16 апреля – переломный момент праздника. Деметра находит дочь, Зевс (Юпитер) рассудил, чтобы Персефона полгода была с Плутоном, а на полгода возвращалась к матери. Люди надевают белые одежды. Закалывают стельную телку, и плод ее кладут на алтарь. Богиня плодов земных сторицей воздаст людям за такую жертву; финал праздника – сжигание чучела лисы, ибо, со­гласно мифам, она виновата в гибели урожая хлеба.

Обрядовую тему Цереалии продолжали Парилии – 21 апреля. Здесь встречаются и элементы нашего апрель­ского Егорьева дня с окуриванием скота, и элементы Тро­ицы из зеленых святок: очищение скота (его прогоняли через дымные, прили­тые водой костры из соломы); прыганье через костры; украшение зеленью жилищ; сжигание для очищения земли веток сосны, можже­вельника, маслины. Доминируют огонь и вода, противоположные, но обладающие единым очистительным свой­ством стихии.

С 28 апреля по 3 мая – Флоралии. Праздник раститель­ности и цветения, отчасти – в честь Май, одной из Плеяд, любовницы владыки богов. Природно-растительные мотивы сочетаются с разгулом и наслаждениями. Для южных краев (Греция, Италия) этот период сродни нашему июню: люди одеваются в пестрые одежды; на столах – цветы, на головах – венки из цветов; игры, атмосфера наслаждения жизнью; ночные костры, факелы, сексуальные вольности; открытие сезона зрелищ в цирках и театре.

Май – время поминовения предков. «И ни вдове в эти дни, ни девице праздновать свадьбу не подобает никак: долгим не будет их век» (Овидий. Фасты).

9 июня – Весталии. Ничего особенного в этот день не происходило: очистка очага и обновление огня в храме Весты; несли жертвы Весте в чистых тарелках. Веста, пожалуй, единственная из богов, не имевшая скульптурно­го облика, ибо сущность ее – огонь. Очень интересная цитата из Овидия: «Веста – ведь это Земля: при обеих – очаг негасимый, а и земля и очаг обозначают жилье. Шару подобна земля, лишенному всякой опоры. Только воздух один держит всю тяжесть ее. Круговращением своим со­храняет она равновесие». Конечно, были в этот день ряженые, игры на природе, характерные для весенне-летних праздников, но поразило меня то, что за полторы тысячи лет до Галилея и Коперника Овидий знал, что Земля круглая и вертится. При этом он ссылается на дивный прообраз Земли в Сиракузах (типа современного глобуса). Нет, совсем не глупыми были предки. Даже поэты.

Чтобы не повторяться, перейдем к декабрю, когда праздновались сатурналии, оказавшие влияние на позднейший римский карнавал.

Даты: 17-23 декабря, т.е. до начала зимнего солнце­стояния. Конец, ночь года.

17 декабря в храме Сатурна совершали жертвоприно­шения и устраивали пиршество. Им руководил избирае­мый шутейный «царь», обеспечивающий веселье.

1 – 19 декабря центр празднования «рассыпался» по домам. Омовение (как для нас сходить в баню перед Но­вым годом), заклание молочного поросенка (потроха предназначались в жертву Сатурну, остальное жарили): поздравления и подношение подарков, где обязатель­ны были восковые свечи как символ возрождения солнца. Подарками служили также фигурки из теста или глины, которые в канун праздника продавались в лавках Рима. Они служили символами реальных жертв, приносимых ранее богу Сатурну; их, как правило, бросали для Сатур­на в Тибр; гости, пиры с временным равенством господ, вольно­отпущенников и рабов; они могли сидеть за одним сто­лом (пир Тримальхиона у Петрония); временное равенство и свобода для рабов; на улицах бродячие актеры без масок и римляне в мас­ках разыгрывали сцены; гладиаторские бои и «охота» в цирках.

Театр, бывший государственным делом и честью гре­ков, в Риме был не в почете: уделом бродячих групп ар­тистов и позором для аристократа, вздумавшего поиграть. Эсхил, драматург, основоположник исторически извест­ного театра, был одним из героев сражения при Саламине; Софокл, представитель небедного аристократического рода Афин, был и актером, и драматургом. А цезарь Нерон, считая себя незаурядным поэтом, музыкантом и актером, и в таком качестве участвовавший в зрелищах, тайно осуждался аристократами Рима. Первый в Риме театр на 17 тысяч зрителей построил Помпей в 55 г. до н.э. Самым же знаменитым местом стал амфитеатр (по сути, цирк), построенный Флавиями в 80-е годы н.э., за свои размеры (4 яруса высотой в 57 метров, 524 м в окружности, вмещал 50 тысяч зрителей) прозванный Колоссеумом (Колизей). Постройки для устроения зрелищ появлялись и в других провинциях империи. Итак, виды зрелищ.

1. Представители разных народов (нубийцы, скифы, бритты) в доспехах, костюмах и с соответствующим оружием сражались, изображая исторические эпизоды сра­жений или мифологические сюжеты. Воздвигали Трою или Фивы, на крепостных стенах которых вели сражение воины противоборствующих сторон.

2. Чисто гладиаторские поединки и массовые бои (гладиатор – воин с коротким римским мечом и щитом).

3. Театрализованные военные сражения на известные исторические сюжеты. Клавдий, цезарь Рима, незлобивый по сравнению со своими предшественниками (Тиберий, Калигула) и последователями (Нерон), известен тем, что устроил грандиозное морское сражение по мотивам битвы греков и персов у Саламина в огромном вырытом водоеме. В зрелище приняли участие около 20 тысяч рабов и осужденных, целый флот кораблей (корабль того времени был около 30–40 м длиной и 8–10 м шириной). Они бились всерьез, мужественно, но надежда остаться в живых была у немногих, ибо по периметру водоема стояли вооруженные преторианцы и убивали тех, кто пытался спастись...

4. Звериные травли (в течение одного зрелища погибали десятки слонов, львов, медведей, носорогов, леопардов, обезьян). Зверей отлавливали в разных провинциях империи и постоянно доставляли в Рим, чтобы убить на потеху «римскому бездельному плебсу»: единоборство зверей (носорога и зубра, льва и тигра); поединки людей и зверей (легковооруженные гладиаторы с собаками против зверя); иногда отряд гладиаторов против стаи зверей. Это чаще всего заканчивалось уничтожением зверей; беззащитных или очень слабо вооруженных (только кинжал) людей подставляли на растерзание хищникам. Это был вид публичной казни. Известны массовые травли христиан зверями в 1 в. н.э.; театрализованные казни – распространенный вид зрелищ: «Дедала» кидали львам; на других вспыхивали одеж­ды, и они в корчах умирали; «Иксиона» разрывали на колесе; преступнику в образе Сцеволлы «сжигали руку на угольях»; нередки были эротические растерзания (любовные объятия Пасифаи, Европы с быком), а Апулей рассказал о намеченной казни женщины через совокупление с ослом за отравление мужа. Приведем цитаты из «Книги Зрелищ» Марциала: «Вдруг на арене Орфей показался, он вышел из люка, точно из ада взошел, где Евридика ждала. Много зверей собралось и тварей раз­личной породы, стаи диковинных птиц реяли над голо­вами... Но растерзал беспощадный медведь песнопевца Орфея». По мифу, выходя из подземного царства, Орфей опрометчиво оглянулся и тем обрек себя на смерть. Его пение умиротворяло самых свирепых зверей, но не по­действовало на медведя. Театрализованная казнь. Нередкий вариант – с разбойником Лавреолом.

«Впился медведь каледонский в горячее голое тело. Это висел Лавреол на неподдельном кресте... Падало мясо кусками, сочленения рвались и связки, и уж не стал че­ловек на человека похож. Что ж, он достойную казнь пре­терпел. Он отца изувечил, иль господина убил, горло раз­резав ножом... иль из храма похитил священного золота клады. Что было театром для нас, казнью стало ему».

Вот таким образом развлекали римский плебс, вся жизнь которого была досугом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Формы проведения досуга древних греков.

2. Содержание праздника Великих Дионисий.

3. Народный праздничный календарь

4. Роль театра в праздничной культуре Древней Греции.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!